Атомный лихтеровоз «Севморпуть» с грузом камчатской рыбы скоро прибудет в Санкт-Петербург
В понедельник единственное в мире гражданское атомное грузовое судно, лихтеровоз «Севморпуть», идущее в Санкт-Петербург с 204 рефрижераторными контейнерами с замороженной рыбой с российского Дальнего Востока, вошло в Норвежское море.
Судно пройдет на юг вдоль побережья Норвегии в Балтийское море через датский пролив Большой Бельт и прибудет в Санкт-Петербург к концу этой недели.
«Для «Росатомфлота» крайне важно расширять географию нашей работы», — сказал Мустафа Кашка, директор расположенного в Мурманске государственного предприятия, в ведении которого находятся атомные ледоколы.
Это первый в России коммерческий рейс по доставке груза с Дальнего Востока в Санкт-Петербург через Арктику.
Как сообщал Barents Observer, «Севморпуть» вышел из Петропавловска-Камчатского 29 августа и, пройдя по Северному морскому пути, в это воскресенье вошел в Баренцевом море.
По словам руководителя отдела Крайнего севера Государственного управления по радиационной и ядерной безопасности Норвегии Ингер Маргрете Эйкельманн, ведомство получило от российской стороны уведомление о предстоящем рейсе вдоль побережья Норвегии.
«Мы поднимем этот вопрос на следующей встрече с российской стороной и спросим, вырастет ли это во что-то большее в будущем», — сказала Эйкельманн.
По заявлениям «Росатомфлота», этой осенью состоится два арктических рейса с рыбопродукцией с российского Дальнего Востока в Санкт-Петербург, и в случае успеха со следующего года маршрут станет регулярным.
Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин надеется, что это приведет к росту поставок рыбопродукции в европейскую часть России: «Тестовый рейс лихтеровоза даёт надежду, что разовые поставки станут регулярными».
источник: thebarentsobserver.com
«Севморпуть» отправился с Камчатки в Санкт-Петербург коротким путем через Арктику. Карта: Barents Observer / Google Планета Земля
По словам профессора Института Фритьофа Нансена Арильда Муе из Осло, инвестиции в «Севморпуть» вряд ли окупятся.
«Трудно сказать что-то конкретное об экономической стороне нынешней деятельности судна, но значительная часть затрат пришлась на строительство и ремонте», — пояснил Муе, имея в виду модернизацию «Севморпути», которая была оплачена государством.
«Севморпуть» вошел в эксплуатацию более 30 лет назад и в течение двух десятков лет в основном простаивал в Мурманске. В 2008 году судно было официально выведено в отстой, а в 2012 году заговорили о его утилизации. Однако в 2013 году было принято решение о его модернизации, и осенью 2015 года «Севморпуть» снова вышел на ходовые испытания в Баренцево море.
«Учитывая значительные суммы, потраченные на его восстановление, следует ожидать, что в ближайшие годы его будут использовать для различных целей, но новых судов такого типа строить не будут. Это не ледокол. Его преимущество с точки зрения эксплуатации заключается в том, что его можно использовать в течение очень длительных периодов без дозаправки. Это часть амбициозных планов России по увеличению грузопотока по СМП, но не ключевая», — сказал Муе Barents Observer.
В России поставлена цель довести грузопоток по СМП к 2024 году до 80 млн тонн.
Дав разрешение атомному контейнеровозу везти рыбопродукцию по СМП, «Росатом» сделал еще один шаг по развитию перевозок в Арктике.
Этот произошло после того, как в январе 2019 года госкорпорация официально получила полномочия по развитию российской Арктики. Компания, в которой работает более 250 тысяч человек и которая занимается множеством видов деятельности, связанных с развитием и производством атомной энергии, стала органом управления Северным морским путем после подписания 28 декабря прошлого года президентом Владимиром Путиным соответствующего закона.
