«Серое» такси: почему нас возят нелегалы.

отметили
12
человека

Нелегальный рынок такси вырос в России на 35% за два года.

В России резко вырос рынок нелегального такси. Эксперты указывают, что таких извозчиков много в небольших городах, куда еще не пришли агрегаторы. При этом сами таксопарки также пользуются «серой схемой» для обхода налогов. В результате около 6 млрд рублей налогов не поступают в казну каждый год.

С 2017 года объем рынка нелегального такси объем в денежном выражении вырос на 35% с 75 млрд рублей до 101 млрд рублей в текущем году.

К такому выводу пришли в Аналитическом центре при правительстве РФ.

По стране доля нелегальных поездок составляет 16%. На нее приходится не меньше 12% от общего объема рынка в денежном выражении. При этом доля нелегалов (в деньгах) за это время практически не изменилась — в 2017 году она составляла 11%.

Но в 13 регионах России доля нелегалов превышает 50%, следует из исследования. Ежегодный объем упущенных поступлений в бюджет из-за активной работы таких таксистов оценивается в 6 млрд рублей. Именно столько нелегальные такси не доплачивают налогов.

Хуже всего ситуация в Северной Осетии – Алании. «Серый» рынок такси оценивается в регионе в 87%.

Далее идут Волгоградская область (67,6%), Вологодская (66,4%), Калмыкия (64,3%), Пермский край (59,4%), Свердловская область (58,3%), Новосибирская и Тульская (56,4%), Татарстан (53,6%), Челябинская область (53,5%), Тверская область (53,2%), Архангельская (51,1%), Тамбовская (50,7%).

Высокая концентрация нелегалов в этой двадцатке регионов может быть объяснена двумя факторами: это может быть связано с особенностями учета данных, а также с тем, как на местах выстроена система контроля, прокомментировал исследование в беседе с «Газетой.Ru» его автор, руководитель аналитического блока департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве России Алексей Сафронов.

«Не думаю, что в одном регионе все законопослушные, а в другом – злостные нарушители. Водитель каждый раз оценивает, что ему больше принесет дискомфорт: легализация с учетом бюрократических процедур и денежных потерь или общение с инспекторами, если его поймают. Видимо, там, где нелегалов больше, говорит о том, что водители решают, что общаться с инспекторами им более комфортно, чем работать по-белому»,

 — поясняет Сафронов.

Например, в Москве за нелегалами серьезно следят, и их доля в столице относительно мала – 7,4%.

В столице и других крупных городах поймать такое такси стало сложнее, отмечает директор Института экономики, транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Нелегальные такси частично сохранились в аэропортах, где сложно отрегулировать этот вопрос, но при городских поездках в Москве «серых» такси почти не встречается.

В основном таксомоторные перевозки без разрешения совершаются в тех регионах, куда не добрались агрегаторы, говорит Блинкин.

Традиционно нелегальные перевозчики уходят оттуда, куда приходят агрегаторы, поскольку они становятся неконкурентными, поясняет Блинкин. Плюс их должна отпугивать платная парковка — это еще одно объяснение, почему их количество сократилось в столице.

«Как только платная парковка [появляется] в городе — «бомбила» умирает. Знаете почему? Потому что «бомбила» должен стоять в каком-нибудь живом месте и ловить клиентов. Где-нибудь на Садовом кольце, где парковка 200 рублей. Он это в жизни не окупит за счет перевозок. Поэтому эти бойкие биржи нелегальных таксистов просто исчезли. В Москве и любом крупном городе есть платная парковка и агрегаторы»,

 — отмечает Блинкин.

При этом цифры по объему нелегального рынка в 101 млрд рублей эксперт называет «абсолютно бумажными».

Как поясняет Сафронов, доля нелегальных перевозок высчитывается сопоставлением двух величин. Есть примерное понимание, как активно машина работает, сколько поездок за день она может сделать. Когда считаются две эти величины, одно из другого вычитаем – получаем количество нелегалов как разницу между этими двумя величинами, отметил Сафронов.

«По ряду регионов у нас получилась парадоксальная ситуация. Получилось, что разрешений индивидуальным предпринимателям (ИП) выдано меньше, чем существует ИП, у которых основной вид деятельности – служба такси»,

 — объяснил автор исследования.

Например, в Калмыкии таксистов-ИП в 2,6 раза больше, чем выданных им разрешений.

То есть кто-то зарегистрировался как таксист, но ни за одним разрешением на автомобиль не пришел. Таксисты – есть, зарегистрированных на них машин – нет. В данном случае таксопарки могут приглашать на работу таксистов, просят их оформить ИП, после чего заключают не трудовой, а гражданско-правовой договор. Таким образом, они работают по лицензиям таксопарка, становясь ИП. В итоге налогов поступает меньше, чем если бы их взяли на работу на трудовой договор.

«Таксопарк таким образом выводит часть персонала за штат, для того чтобы избежать всех официальных платежей»,

 — говорит Сафронов.

Стоит отметить, что этим грешат не только таксомоторные организации — в целом есть нелегальная схема оптимизации налогообложения, рассказывает руководитель налоговых практик юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев.

«Работнику говорят: ты увольняйся и приходи к нам в статусе ИП (индивидуального предпринимателя)»,

 — поясняет эксперт.

Схема эта выгодна организациям – ведь в таком случае работодатель за сотрудника хоть и переводит официальные отчисления, но их меньше, нежели если бы он находился в штате.

«Сейчас в России более полутора миллионов водителей такси, но многие из них официально не зарегистрированы. Решить эту проблему позволит статус самозанятых для таксистов. Уже сейчас в четырех регионах эксперимента каждый пятый самозанятый — водитель такси»,

 — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе «Яндекс.Такси».

«Водители уходят в тень из-за неграмотной, непродуманной политики государства. Примеров ее проявления множество»,

 — пояснили «Газете.Ru» в сервисе заказа такси «Максим».

Например, штрафы для легальных перевозчиков в десятки раз превышают штрафы для нелегальных, указывают там.

«При этом получить штраф можно даже за отсутствие бейджа. В некоторых городах сотрудники полиции целенаправленно проверяют автомобили с шашками и символикой такси, чтобы найти причину и выписать штраф»,

 — сетует агрегатор.

По их словам, региональные власти вводят обязательный желтый цвет автомобилей, федеральные — обязывают таксистов оборудовать автомобили кассовыми аппаратами.

«Легальный водитель вынужден платить за все это из своего кармана, не получая никаких привилегий взамен. Влияет и постоянное обсуждение нового закона о такси. Простые водители читают, понимают, что дальше будет только хуже, и сдают разрешения. Легальные перевозчики добровольно уходят в тень, потому что работать в существующих условиях им просто не выгодно»,

 — заключают в сервисе «Максим».

Добавил Базон Хикса Базон Хикса 9 Октября
проблема (4)
Комментарии участников:
oleg_ws
0
oleg_ws, 9 Октября , url

Скорее другое — 10-15 лет назад в основном был «частный извоз». Так что 100%-35%=65% это сокрее всего то, что смогли из частного извоза легализовать. А 35% — это скорее всего или оценочные данные «частного извоза» или то, что выявили.

istinspring
+1
istinspring, 9 Октября , url

да, чето крайне сомнительная хрень, щаз даже в относительно небольших городах используют приложения. те определенно есть сдвиг в сторону больших аггрегаторов которые отжали себе подавляющую долю рынка.

oleg_ws
0
oleg_ws, 9 Октября , url

А это обсуждение скорее всего по инициативе тех же агрегаторов, что бы полностью отжать себе этот рынок.

fStrange
0
fStrange, 9 Октября , url

В вс приехал ночью на поезде. На вокзале тут же водилы с предложениями, куда довезти. То же было в Адлере. И это все частники. Не будет водила от аггрегатора так работать. Т.е. никуда они не делись даже в крупных городах.

oleg_ws
0
oleg_ws, 9 Октября , url

Пару недель вернулся в Москву через «домик». Там как раз так лезли водили от агрегаторов :))) — Gett, Яндекс и др. Водилы от агрегатора УЖЕ так себя ведут

fStrange
0
fStrange, 9 Октября , url

Водилам от аггрегаторов нет смысла себя так вести. Фиксированная цена.

Весь смысл для таксистов на вокзале и в аэропорту, в том чтобы нагреть приезжего(который не ориентируется в местных рассстояниях\ценах) на завышенной в несколько раз цене.

Именно поэтому если в городе частников почти не видно, а вот на вокзалах и в аэропортах их много. И там их даже цены за парковку не пугают. Отсюда и агресивная реклама. Завышенная цена покрывает и парковку и длительные простои.

Водила аггрегатора длительный рпостой позволить себе не может, его понизят в рейтинге, он меньше заказов будет получать.

От моего дома до вокзала в такси 150 руб в ценах Яндекс Такси. Нет из за такой цены смысла торчать ночью на вокзале.

oleg_ws
0
oleg_ws, 9 Октября , url

Водилам от аггрегаторов нет смысла себя так вести. Фиксированная цена.

 Но ведут! Факт есть факт!

fStrange
0
fStrange, 9 Октября , url

Это значит ездят под черным флагом и рискуют попасть в черный список в аггрегаторе. Но я таких в Рнд не видел.

oleg_ws
0
oleg_ws, 9 Октября , url

Почитай отзывы в ГуглПлай на Убер. Многие водилы ничего не боятся. Видимо плевать им на «черный список»

fStrange
0
fStrange, 9 Октября , url

отзывы к приложению тут вообще не показатель. там есть все включая черное сео от конкурентов.

oleg_ws
0
oleg_ws, 9 Октября , url

На возможность «чернухи» согласен. Но от знакомых, которым вполне доверяю, о таких случаях слышал неоднократно.

fStrange
0
fStrange, 9 Октября , url

Цена на вокзалы, аэропорты и поп места в городе у аггрегаторов всегда чуть завышена, но фиксирована. Никогда не в разы.

Для отдельного водителя частника, репутация не важна. Для аггрегатора важна. Аггрегатор всегда подписыват договор с водителями в котором либо частный извоз запрещается вообще и только через аггрегатор, либо водитель свои заказы берет в ценах аггрегатора.
Если на водителя поступает негативный отзыв по своему заказу, то аггрегатор обычно штрафует, а повторно выкидывает водителя и вносит в черный список. Водителей много, а репутация аггрегатору дорога.

Смоделируем ситуацию. Допустим на вокзале ко мне подошел такист, заморочил голову и содрал 500 р, за поездку которая стоит 150. Я же в тот же день накатаю на него отзыв и он попадет в черный список, либо влетит на сумму тыщ в 5(если первый негатив).

Дураки быстро отсеиваются. Аггрегаторы и система отзывов, это то что в значительной степени навело порядок на рынке извоза, без всякого вмешательства государства.

Поэтому на вокзалах и аэропортах если кто и наглеет то только чистые частники. Водители аггрегаторов среди них единичны, невыгодно.

oleg_ws
0
oleg_ws, 9 Октября , url

Это абстрактные рассуждения. А по факту — то, что лично видел.

Фиксированная оплата, если берешь через диспетчерскую, а здесь рассчитано, на желание скорее попасть домой. Скорее всего они заказ и через диспетческую не оформляют, а претензию агрегатор не примет, т.к. о поездке он не ведает. И где доказательства, что жалобщик не врет и поездка действительно была? Да и к тому же многие такси работают сразу через нескольких агрегаторов и не ясно, а какому агрегатору писать жалобу?

KrasivayaSvo
0
KrasivayaSvo, 9 Октября , url

Яндекс вроде отменил в 17 году фиксированные цены из аэропортов и вокзалов. Может все дело в этом?

fStrange
0
fStrange, 9 Октября , url

Отменил, но там нет большой накидки. Обычно не более 20-30% в Рнд. На жд. В аэропорт не ездил.

вот специально глянул в приложении. От меня 175 руб если ткнуть в сторону от вокзала. и 210 в сам вокзал. 35 руб разницы это примерно 20%.

У Яндекс.Такси искуственный интеллект определяет популярные точки в городе и наценку к тарифной сетке. Разницы в разы там нету. А без нее торчать на вокзале и выдергивать отуда пассажиров нет смысла.

KrasivayaSvo
0
KrasivayaSvo, 9 Октября , url

Про динамическое формирование цены — это я в курсе.
Я крайний раз ехал с Шарика до дома — ну наценка была около 15%, а я прилетел ночью. И сейчас уже не вспомню официально все провелось или налом.

Днем скорее всего интереснее наценка, но не сильно.

Юлька с н2
0
Юлька с н2, 9 Октября , url

Агрегаторы — тоже нелегалы. Заказываешь в Питере Яндекс-такси, постоянно азиатские гастарбайтеры приезжают.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать