Новая "Северная доктрина" США имеет нулевые шансы оспорить суверенитет России в Арктике
Новая «Северная доктрина» США нацелена на то, чтобы лишить Россию права на Северный морской путь, считают представители сербской печати. По мнения автора материала в издании «Печат», еще в ходе встречи арктических держав в мае 2019 года американцы дали понять о намерении усилить влияние в Арктике.
В Вашингтоне сказали представителям Канады, что та «должна забыть о своем праве на северо-западный арктический коридор». От китайцев США потребовали закрыть станции в Исландии и Норвегии и прекратить вложения в инфраструктуру российского Северного морского пути. Что касается России, то она, по мнению американцев, должна вывести войска из своих арктических регионов.
«Я только что вернулся с Ассамблеи Арктического круга, которая прошла в Рейкьявике, поэтому могу смело судить о последних тенденциях. Ежегодный форум, который проходит под патронатом экс-президента Исландии Гримссона, в этом году характеризовался не мощным присутствием китайцев, а очень большим составом американцев.
Речь идет о представителях официальных властей от нынешней администрации, например, из руководства Минэнерго, которые заявляли о серьезных нефтегазовых амбициях в Арктике до штата Аляски, которые также предлагали серьезную программу по освоению шельфа, арктического склона, резервов дикой природы.
Мероприятие посетили и представители прежней администрации США, например, бывший госсекретарь Джон Керри, который был удостоен специального приза Арктического круга. С одной стороны, США действительно намерены усилить свое присутствие в Арктике, но с другой стороны их шапкозакидательские заявления в отношении Канады, Китая и России являются обыкновенной бравадой, а не представляют собой серьезные долгосрочные стратегические намерения и возможности», — уверен собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Россия обладает самой протяженной границей в Арктике и в последние годы стремительно активизирует свои усилия по освоению региона и загрузке Севморпути, в то время как США, несмотря на принимаемые сейчас усилия, остаются «игроком периферии». Нынешний объем нашего грузооборота по Севморпути уже превосходит рекорды конца 80-х годов, когда он составлял около 6 млн тонн. Увеличение объемов грузоперевозки на маршруте происходит в первую очередь за счет создания СПГ-производств в Арктике и загрузки углеводородами ледокольного флота.
источник: static.rueconomics.ru
Россия обладает самой протяженной границей в Арктике и в последние годы стремительно активизирует свои усилия по освоению региона и загрузке Севморпути
Суверенитет России в Арктике
Более того, в российском МИДе недавно подчеркнули, что СМП имеет все предпосылки стать глобальной «зеленой» судоходной артерией, поскольку на транспортировку товаров из Европы в Азию и обратно тратится меньше топлива и ресурсов, соответственно, и углеродный след меньше, чем при транспортировке через Суэцкий канал. Именно поэтому, как предположил профессор Дипломатической академии МИД РФ Владимир Штоль, кроме нас существует много желающих присоседиться и воспользоваться какими-то возможностями маршрута.
«Если говорить про реальные возможности США, то они могут нарастить свое присутствие на Аляске, которая уже выигрывает от растущего военного присутствия на своей территории. Теперь оно несопоставимо даже с периодом нефтегазового бума в 90-е годы, когда у нас наблюдался период плотного сотрудничества по обе сторона Берингова пролива.
И хотя возможности увеличивать военное присутствие на Аляске у США есть, но возможности оспаривать суверенитет северо-западного прохода и Северного морского пути России в рамках международных соглашений существенно ограничены. Как отметил Керри на награждении призом Арктического круга, нынешняя администрация предпочитает себя не сковывать новыми международными обязательствами, рассматривая каждый договор как ограничение своего национального суверенитета», — добавляет Пилясов
Команда Трампа никаких новых договоров заключать не будет, наоборот по возможности предпочтет разрушать старые и не устраивающие их договоренности, чтобы развязать себе руки. США вряд ли подпишут и конвенцию ООН по морскому праву, которые они единственные из арктических стран не подписали. Но такой подход, по словам эксперта, не означает полное оспаривание давно сложившейся системы международных договоренностей в плане эксплуатации Севморпути и северо-западного прохода.
США безосновательно считают Севморпуть международным проходом, ничем не отличающимся от Суэцкого канала и выступают за свободу судоходства. Россия со своей стороны продолжит отстаивать тот суверенитет, который мы имеем сегодня по Севморпути и 200-мильной зоне. Пилясов подчеркивает, что мы продолжим расширять ее, используя геологическую доказательную базу в рамках нашей работы на шельфе, которая активно ведется с начала 2000-х годов.
США хотят, чтобы Россия перестала быть неуступчивой и поделилась своими арктическими водами с остальным миром. Соединенные Штаты намерены лишить Россию права на Северный морской путь (СМП), проходящий в ее арктических водах и исключительной экономической зоне.
Согласно сообщениям СМИ, Вашингтон считает, что СМП должен быть открыт для всего мирового сообщества, а не только для России.
«Нынешняя политическая элита США вдруг забыла о статье 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, которая гарантирует России право на северные моря (поскольку они является внутренними водами этой страны), и которая также признает право Канады на северо-западный арктический коридор»,
— пишет обозреватель журнала Pecat Зоран Милошевич.
Он добавил, что «американцы начали интерпретировать этот факт как российские «притязание» на то, что не принадлежит России, а свою стратегию — как« обеспечение свободной навигации в спорных морских районах».
Президент США Дональд Трамп заявил недавно, что Вашингтон хочет купить Гренландию. По словам представителя ВМС США Ричарда Спенсера, «текущая задача ВМС США заключается в наращивании мощи в Арктике путем создания новых стратегических военно-морских баз в регионе Берингова моря и расширения своего военного присутствия на Аляске».
В мае Вашингтон дал понять Канаде, что ей «следует забыть о своем праве на северо-западный арктический коридор». Он также потребовал от Китая закрыть свои арктические научно-исследовательские станции в Норвегии и Исландии и прекратить инвестиции в инфраструктуру СМП.
По словам Милошевича,
«Северный морской путь важен для США как средство давления на Россию, поскольку это не только международный логистический коридор, но и внутренняя транспортная артерия».
Предполагается, что Северный морской путь, который протянулся по всем российским арктическим и дальневосточным регионам, станет основным торговым маршрутом грузоперевозок между Европой и Азией.
Президент России Владимир Путин заявил, что этот маршрут станет «ключом к развитию российских арктических регионов Дальнего Востока». По словам Путина, цель состоит в том, чтобы сделать его «действительно глобальной конкурентоспособной транспортной артерией» и значительно увеличить грузопоток до 80 миллионов тонн в год. Суда будут в основном перевозить сжиженный природный газ (СПГ), нефть и уголь.
Использование арктического маршрута из Юго-Восточной Азии в Европу сокращает время транспортировки грузов вдвое по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы. В советское время он использовался в основном для поставок грузов в отдаленные населенные пункты в Арктике.
В 1991 году Северный морской путь был открыт для международных перевозок, хотя в официальных российских документах он определяется как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация».
В прошлом году Путин заявил, что суда под российским флагом могут получить эксклюзивные права на транспортировку нефти и газа по этому маршруту – предполагается, что эта мера станет стимулом для развития отечественного судостроения.
Перевод Сергей Лукавский
17.10.2019