Нашествие киосков-оборотней. Как торговать кофе, прикрывшись газетой

отметили
13
человека
в архиве

Петербургские предприниматели нашли способ обойти запрет на размещение киосков возле станций метро. Бизнес-идея ИП Бузюка опередила многих, и даже мысль президента.

источник: img.cdn.fontanka.ru

На месте газетных киосков массово открываются павильоны крупных франшиз Coffeе like, Baggins coffeе и менее известных My coffеe, «Хочу кофе», «Кофе есть» и др. Наличие слова «Пресса» на фасаде и пожелтевших газет месячной давности позволяет получить место с фантастической проходимостью по льготной ставке и без торгов. Смольный собирает контролеров, а настоящие торговцы прессой сами не прочь взбодрить падающие тиражи кофейным ассортиментом.

Экспансия нового формата хорошо заметна на севере Петербурга — в Выборгском и Калининском районах. Так, вблизи станции метро «Площадь Мужества» располагаются три кофейных киоска (Baggins coffeе, My coffeе, «Кофе есть»). Напротив станции «Политехническая» также стоит Baggins coffeе, а через дорогу – Coffeе like. У той же станции готовится к открытию третий павильон со схожим дизайном. Вывески на нём пока не появилось, но в заявленном ассортименте помимо периодики – аксессуары для сотовых телефонов. На «Гражданском проспекте», «Академической» и в «Озерках» по одному киоску – Coffeе like, Baggins coffeе и «Хочу кофе» соответственно.

источник: img.cdn.fontanka.ru

За предпринимателей, сыгравших на популярности кофе на вынос, можно было бы только порадоваться, если бы не одно «но». Петербургский закон не дозволяет размещение точек нестационарной торговли ближе чем в 50 метрах от станций метро. Исключение сделано только для продажи цветов, театральных и транспортных билетов, а также периодической печати.

источник: img.cdn.fontanka.ru

Перечисленные киоски, действительно, имеют на фасаде слово «Пресса», а на одной или двух витринах размещают газеты и журналы. Вот только найти свежий номер затруднительно. Ежедневных газет такие точки не держат вовсе. К примеру, в Baggins coffeе сегодня можно найти журналы за август, а в Take my coffеe на «Площади Мужества» – за июнь. В «Хочу кофе» в «Озерках» есть несколько изданий, выходящих еженедельно, но лишь в единичном экземпляре.

Несмотря на разные вывески, все павильоны выполнены в схожем стиле. Вероятно, во избежание неудобных вопросов со стороны проверяющих органов некоторые разместили на витринах данные о договорах со Смольным. В них указано, что они могут стоять у метро именно как торговцы прессой. Причем наименование арендатора одно и то же — ИП Дмитрий Бузюк. Даты договоров свежие — весна и лето 2019 года.

По информации «Фонтанки», в этом году ИП Бузюк арендовал у Смольного более 30 мест для размещения киосков периодической печати в Калининском, Выборгском, Приморском, Кировском, Красногвардейском, Фрунзенском и Василеостровском районах.

Всего на улицах Петербурга более 700 киосков периодической прессы. Договоры со 165 из них были заключены в 2019 году. Таким образом, ИП Бузюк смог урвать примерно пятую часть перераспределенного рыночного пирога.
Треть точек ИП Бузюк находится в непосредственной близости у станций метро. Но и на обычных перекрестках аренда киоска прессы имеет экономический смысл. Смольный сдает социальному бизнесу места без торгов: кто первый подал заявку, того и место. Отсутствие конкуренции позволяет получить по базовой ставке. Судя по информации на сайте КИО, для газетных киосков она составляет около 400 – 1600 рублей за 1 кв. м в месяц. Для сравнения: согласно сайту Coffeе like, средняя выручка франчайзи около 300 тысяч рублей в месяц.

О самом Дмитрии Бузюке известно немного. 64-летний уроженец Ленинграда работает в бизнесе с 2010 года. Основанную им компанию «Звезда», которая специализируется на торговле напитками, в сентябре 2019 года выкупил его партнер. По всей вероятности, сейчас предприниматель сосредоточился на бизнесе рантье. Торговыми точками, которые он арендует у города, на деле управляют франчайзи кофейных сетей. Зарабатывать таким образом позволило изменение политики Смольного: в начале года КИО заявил, что больше не возражает против сдачи в субаренду нестационарных павильонов.

Связаться с самым догадливым киоскером нам не удалось: записанный на него номер выключен. Владельцы кофеен, которым корреспондент «Фонтанки» представился потенциальным франчайзи, отказались поделиться контактом партнера, ссылаясь на коммерческую тайну, но дали понять, что поставить точку у метро дело отнюдь не легкое.

Любопытно, что Дмитрий Бузюк смог не только вовремя узнать об освободившихся местах и подать заявку в Смольный раньше конкурентов. Он еще и предвосхитил идеи президента РФ. В конце сентября глава государства поручил региональным властям провести ревизию мер поддержки распространителей прессы и рассмотреть вопрос о расширении ассортимента сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках. К примеру, подумать о включении в него безалкогольных прохладительных напитков, кондитерских изделий и бакалейных товаров.

В Смольном же больше настроены думать не о послаблениях, а об усилении контроля. Как пояснили «Фонтанке» в комитете имущественных отношений, торговля сопутствующими товарами в киосках печати в Петербурге уже разрешена. Но бизнес должен соблюдать меру: отводить под непрофильный ассортимент разрешается лишь 30% площади, о чем нужно получить заключение ГУП ГУИОН и уведомить КИО и районные администрации. Контроль за соблюдением нормативов возложен на другое ведомство — комитет по контролю за имуществом (ККИ).

Бороться с киосками-оборотнями, применяя к ним меры административного воздействия, мог бы комитет по печати, но сейчас у ведомства нет для этого достаточных полномочий, рассказал его глава Владимир Рябовол. Но в скором времени ситуация может измениться. По информации «Фонтанки», сейчас Смольный обсуждает передачу комитету по печати не только контрольных функций, но и заключение договоров с газетными киосками. «Подготовленное постановление позволит создать эффективный правовой механизм регулирования отрасли», – считает Владимир Рябовол.

Продавцы прессы поддерживают усиление роли профильного комитета. «Городские органы власти должны усилить контроль за извращенными формами торговли, когда прессой не пахнет, а под ее личиной пытаются вести другой бизнес», – прокомментировал Сергей Маркелов, генеральный директор крупнейшей сети киосков печатной продукции в Петербурге «Метропресс».

Газетчики тоже не чуждаются экспериментов. К примеру, кофейный ассортимент киоска «Союзпечать» на «Чкаловской» почти не уступает в разнообразии специализированным точкам, хотя и свежие газеты там продаются. «Метропресс» тоже присматривается к формату. «Тиражи падают, тогда как затраты растут, а зарплата и арендная ставка индексируются», – комментирует Сергей Маркелов. По его словам, в таких условиях было бы целесообразно пересмотреть допустимую долю сопутствующего ассортимента — сначала до 40% площади, а потом и до 50%. «Иначе не выжить», – подчеркивает он.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

Добавил Юлька с н2 Юлька с н2 18 Октября
проблема (2)
Комментарии участников:
Трушин
0
Трушин, 18 Октября , url

Ушлый бизнесмен. Тебе Юлька идея понравилась? Написать «газеты» на вывеске, получить скидку на аренду земли, а там стельки продавать возле метро и остановок ))))

Юлька с н2
0
Юлька с н2, 18 Октября , url

Не, я вообще не умею мошенничать, наёбывать. ) Нравилось честно продавать стельки за копейки. И оборотами, демпинговыми ценами и доверием покупателей делать прибыль и гасить конкурентов.

Уже не занимаюсь этим бизнесом.

oleg_ws
+1
oleg_ws, 18 Октября , url

Все новое — это хорошо забытое старое! 30 лет назад частный торговый бизнес как раз и начинался с приватизации газетных киосков и торговлей в них всего, что угодно… в том числе и стельками :)))



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать