Helsingin Sanomat (Финляндия): в поезде до Мурманска царит особая атмосфера
Людям, избегающим мест массового туризма, финская журналистка советует отправиться в Мурманск, который находится за Северным полярным кругом. Сама она именно так и поступила. Поездка с россиянами на поезде, которая длится сутки, раскрыла ей некоторые секреты путешествий по России.
источник: cdn1.img.inosmi.ru
В придачу русские попутчики посоветуют, какие продукты взять с собой в дальнюю дорогу.
19.10.2019
Йенни Йесканен (Jenni Jeskanen)
В России много экспертов по долгим поездкам в поездах. Это выясняется уже в тот момент, когда я сажусь в ночной поезд до Мурманска на петербургском Ладожском вокзале.
Россияне, которые обычно заботятся о том, как они одеты, ждут проверки билетов в пестрых тапочках и симпатичных домашних костюмах, чего обычно не увидишь на улицах Санкт-Петербурга.
Я начинаю свой путь длиной в сутки из Санкт-Петербурга до Мурманска, самого северного города России. Поезд состоит из 22 вагонов, и все места до последнего заняты.
«В каком вагоне находится ресторан?»
— спрашиваю я у проводницы Елены Галузовой, когда сажусь в поезд.
Галузова странно на меня смотрит. Выясняется, что в этом длинном поезде нет вагона-ресторана. В конце августа в России все еще продолжается период отпусков. Поэтому пассажиров настолько много, что для вагона-ресторана просто нет места. Вагон-ресторан появляется в составе поезда с сентября.
Все билеты на поезд распроданы не потому, что Мурманск — очень популярное место отдыха. Дело в том, что жители российского севера возвращаются из «южных отпусков» домой.
Но почему бы не отправиться в отпуск на север, в Мурманск? С учетом климатической ситуации в мире туристам нужно искать новые интересные места, куда можно добраться на поезде, и в России таких мест достаточно. Российская сеть железных дорог — одна из самых протяженных в мире.
Кроме этого, в 2017 году вышел первый подробный путеводитель по Мурманску на финском языке. Его составила журналистка Сари Пёюхёнен (Sari Pöyhönen), которая семь лет проработала помощником консула по вопросам культуры и СМИ в Мурманском отделении Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге.
Вчера в финском клубе автор новой финской книги, путеводителя по Мурманску (Murmanskin matkaopas), расскажала о своём опыте. И автор – наша Сари Пёюхёнен! pic.twitter.com/TIAR2BVdSn
— Konsulaatti Murmansk (@KonsulaattiMurm) 23 ноября 2017 г.
Мурманск, который находится на берегу Кольского залива — крупнейший в мире город за Северным полярным кругом. От Санкт-Петербурга до Мурманска тянется 1,4 тысячи километров Октябрьской железной дороги.
Поезд делает 30 остановок, и во время пути можно получить представление о таких местах, как Беломорск и Кандалакша.
Самые дешевые билеты стоят 20 евро, за перелет придется отдать по меньшей мере сто евро. В поезде вы вдобавок получите вдоволь впечатлений и ощутите атмосферу путешествия.
В плацкартном вагоне номер пять мои попутчики расставляют свои сумки на верхней полке и засовывают их под нижнюю.
Плацкарт напоминает общие комнаты в хостелах. Женщины и мужчины едут вместе. Вагон разделен на девять купе по шесть мест в каждом, но дверей между ними нет.
В нашем вагоне есть удобства: кондиционер, два туалета, «самовар» с горячей водой, у нашей проводницы можно купить разные закуски — поэтому моя поездка обошлась мне в два раза дороже, чем самый дешевый вариант.
В российских поездах можно найти варианты на любой кошелек. Спальное место в «люкс-купе» на двоих обойдется примерно в 150 евро. В таком купе есть телевизор, свежие газеты, в стоимость включено питание.
Сначала я переживала, что в одном вагоне со мной может оказаться шумная компания любителей выпить, но вместе со мной ехали семьи с детьми, семейные пары и женщины, которые ехали в одиночку. Русские родители даже не дают своим детям побегать по коридору.
Свет выключают в 11 вечера, и тогда же последние пассажиры скидывают тапочки и ложатся на узкую кровать с хлопковыми простынями.
Ночь в спальном вагоне проходит тихо. Лучший вариант — заснуть быстро: верхняя кровать настолько узкая и места до потолка так мало, что перевернуться на другой бок может оказаться не таким уж простым делом. Основательно выспаться в плацкарте вряд ли удастся, но длинную поездку все же хорошо провести в лежачем положении.
На день дороги потребуется много еды. Семейная пара Ольга и Сергей Тареевы, которые возвращаются из Санкт-Петербурга домой в Апатиты, достают на завтрак из сумки-холодильника целый круг колбасы, хлеб, помидоры, сливочный сыр, сушки, мармелад и быстрорастворимый кофе.
Из «самовара» можно налить горячей воды. Пассажир с меньшим количеством запасов тоже не будет страдать от голода. Проводница выставила на подоконник на продажу батончики мюсли, мини-круассаны, лапшу быстрого приготовления и шоколад.
Продавцы на остановках тоже занимаются бизнесом. Первая долгая остановка — утром, в беломорской Кеми. На платформе полно продавцов. Литр малины можно купить за 400 рублей — то есть меньше чем за шесть евро.
Юлия Попова продает домашние пирожки по 70 центов. Я беру пирожок с картошкой и пирожок с луком и яйцом, который, по словам продавщицы, еще теплый.
Похоже, Попова торопилась: тесто получилось сыроватым. Начинка — одно название. Поезд уже идет к поселку Кузема, так что жаловаться толку нет.
Наградой путешественнику, который решил добраться до Мурманска поездом, будет северная природа, мелькающая за окном. Уже один только пейзаж успокаивает человека, живущего в большом городе. Зеленую полосу прерывает пестрая деревня, все дома которой окрашены в разные цвета.
Чем дальше мы едем, тем интереснее становятся пейзажи. На сопки можно смотреть бесконечно!
Сутки в поезде проходят на удивление легко. Например, Марина Варзугина практически всю поездку работает, решая по телефону рабочие вопросы. Я успеваю прочесть роман в 300 страниц и послушать музыку.
Когда поезд прибывает в Мурманск, выстроенный на склонах холмов и сопок, еще светло. Похоже, туристам здесь рады. Мой попутчик из Мурманска провожает меня до отеля, до которого можно дойти за пару минут.
Судя по всему, мурманчане — довольно откровенные люди. Продавец на рынке неподалеку признается, что не может сейчас поприветствовать клиентов, потому что очень устал.
Я и сама сегодня не смогла забраться на сопку Зеленый мыс, чтобы посмотреть на главную достопримечательность города — 35-метровый памятник «Алёша», посвященный неизвестному советскому солдату.
Вместо этого я решаю подняться на лифте на 17-й этаж отеля «Азимут», который находится недалеко от вокзала. Там есть ресторан «Седьмое небо» с панорамным видом.
Панорама, которая отсюда открывается, дает хорошее представление о городе. Оживленный порт и центральную площадь Пять Углов я изучу в следующий день.
В порту стоит гордость России — «Ленин», первый в мире атомный ледокол, на котором может побывать и турист. Судно, которое в советское время использовалось по назначению, сейчас работает как музей и научный центр, где рассказывают об арктическом регионе.
Из-за сопок выглядывает советская архитектура. Мурманск — небольшой российский город, и возможно, не самый красивый, но он находится в замечательном месте.
Я заказываю у официанта северный коктейль «Муртини» и начинаю читать путеводитель по Мурманску.
Шведскую журналистку удивил общественный транспорт в России
Железнодорожные поезда. Архивное фото
«Поезда, троллейбусы, метро. В России все ходит по графику вне зависимости от скачков температуры, морозов, слякоти, гололеда. Зимой ездить на общественном транспорте в Москве еще и безопаснее, поскольку таксисты не всегда вовремя меняют резину на зимнюю»,
— пишет Лаурен. В пример она приводит Сибирь, где, по ее словам, «температура зимой часто опускается ниже минус 40», однако снег не мешает работе железных дорог.
При этом журналистку удивило то, что в России железные дороги находятся полностью в ведении государства, у которого есть «целая армия» работников, при необходимости занимающихся обслуживанием транспортной инфраструктуры.
«Разница между Россией и Швецией в данном случае очень проста. Речь идет о количестве рук. Когда меняется температура или разражается непогода, „Российские железные дороги“ моментально отправляют людей с этим разбираться. Если нужно, они будут решать проблему даже посреди ночи»,
— пишет журналистка. В России по-прежнему «считается нормальным», что многие сотрудники РЖД по большей части заняты чисто физическим трудом, считает она.
«Надеюсь, модернизация никогда не доберется до России в том, что касается контроля состояния железных дорог»,
— заключает Лаурен.
Испанский журналист оценил поездку в плацкартном вагоне РЖД
«Мы видим сны в унисон, успокоенные перестуком колес и элементарной взаимной гражданской бдительностью»,
— делится впечатлениями от поездки журналист.
«Ведь поездка в общем вагоне не бывает ни слишком хорошей, ни слишком плохой. Как обычный день нашей жизни, только запоминающийся»,
— заключает автор.
So I lost my thread I’ll repost the pictures. Here is the restaurant, the food is amazing! The food is all fresh and home made pic.twitter.com/OVDgb7PR67
— Katie Glass (@katieglassST) 25 декабря 2018 г.«Это вагон-ресторан, еда восхитительна! Все свежее и домашнее»,
— написала Гласс. Журналистка купила билеты в вагон первого класса, однако поделилась с подписчиками не только кадрами из СВ, но и из плацкарта.
«Персонал замечательный! <…> Поезд очень современный, чистый и хорошо оборудованный»,
— поделилась она впечатлениями.
And first, where we are. pic.twitter.com/LG0DoBIR5c
— Katie Glass (@katieglassST) 25 декабря 2018 г.
Особое внимание Гласс привлекали виды, открывающиеся из окон состава.
So UPDATE — this morning this is what I woke up to! It is SO beautiful! pic.twitter.com/2gOd8cvLCp
— Katie Glass (@katieglassST) 25 декабря 2018 г.
«Это (путешествие. – Прим.ред.) лучшее, что нам когда-либо доводилось делать. <…> Так необычно и волшебно»,
— написала впечатленная поездкой по России девушка.
These were the stops last night pic.twitter.com/ao7AJ2GsZ7
— Katie Glass (@katieglassST) 25 декабря 2018 г.
Мурманский поезд (мурманск — москва) отличается от остальных спокойствием. Могут помешать, но это сегодня не актуально, т.к. Россия перешла на контрактную систему и «дембелей» стало меньше и явление утратило сезонномассовый характер. В целом, замечательный поезд. Можно часами наблюдать, через окно, буйство неповторимой карельской и заполярной природы с многочисленными голубыми озерами, и бесконечными сопками. Правда, впечатление обманчиво, т.к. проверил и обнаружил, что рыбы там нет. Впечатление о девственности природы быстро проходит после закидывания снасти в водоём. Рыбы нет.
А я уже лет 20-ть на «дальних» поездах не ездил. Читаю западных журналистов и мне как жителю России приятно.
ПС. Могу только говорить о пригородных. У нас к примеру обновили, старых нет, жд станции отремонтированы, кое где новые, с лифтами и эскалаторами. Как говориться — процесс идёт.
ПСС. Одно плохо, интервалы — увеличили. И составы согратили, сейчас 6-ть вагонов у электрички, было 8 или 10, не помню.
Это нормально для Батона Сороса. Твоя коротенькая жизнь на н2 позволяет сделать статистический вывод о том что это (статьи не про Лукашенко) операция прекрытия. На самом деле твоя главная цель «мочить Лукашенко». У тебя это пока получается, т.к. пока ещё не все въехали в тему. Ты тут у нас мальдивчик* неизвестной формации. Я так понимаю, что вам дано задание зайти с говном в Россию через Белоруссиюб Этот манёвр понятен, так как с кондочка Русь взять у вас не получилось. Ну это я лишнее сказал. Зачем тебе, плесени, знать такие подробности.
*- лицо неизвестного пола.