Накануне, 16 октября, «Комсомольская Правда» опубликовала интервью с генеральным директором Яндекса в России Еленой Буниной. По неизвестным причинам, сегодня днём 17 октября оригинальный текст интервью заменён на краткое обобщение.
![]()
![]()
Интервью взяла Анастасия Курдюкова. Roem.ru сохранил версию беседы опубликованную вчера.
(альтернативная копия на Web-архиве)
Елена Бунина: Законопроект об иностранном владении — дамоклов меч, занесенный над всей IT-индустрией
Генеральный директор Яндекса в России опасается, что новый документ навредит экономике и инвестиционному климату России
АНАСТАСИЯ КУРДЮКОВА
Елена Бунина, генеральный директор Яндекса в России (на фото). Фото предоставлены пресс-службой Яндекса.
— Елена Игоревна, 10 октября в Комитете Госдумы по информационной политике обсуждался законопроект об ограничении иностранного владения значимыми информационными ресурсами. Это вызвало массу опасений со стороны крупных российских компаний. Как вы оцениваете этот документ?
— Согласно проекту закона иностранцы не должны владеть более чем 20% акций в российских компаниях, которым принадлежат «значимые информационные ресурсы для развития в РФ информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также технологий обработки данных». Если посмотреть на цель законопроекта — технологическая независимость и безопасность российской инфраструктуры, развитие национальной экономики, — то мы абсолютно ее поддерживаем. Мы, как и все российские игроки рынка, заинтересованы в развитии национальной экономики. При этом я верю, что стремительное развитие технологий в России и дальше возможно, ведь мы уже стали одной из самых передовых стран благодаря российским IT-компаниям.
— Цель кажется довольно правильной…
— Все верно. Цель законопроекта благая, но есть загвоздка. Законопроект в текущем виде этой цели совершенно не достигает, а во многом служит даже противоположным целям.
— В чем основная проблема законопроекта?
— В ограничение российских компаний в праве привлекать деньги на развитие из других стран. Россия сегодня уникальна — здесь есть локальные игроки, побеждающие глобальных: ВКонтакте соперничает с Facebook, Яндекс соперничает с Google, IVI с Netflix, Яндекс.Такси с Gett. Все они создавались и развиваются дальше с привлечением внешних инвестиций. Но текущая формулировка закона означает, что теперь привлекать деньги такие компании смогут только в России. В России на финансовом рынке нужных денег нет. Да и кажется, что России есть куда потратить свои деньги. Текущая редакция законопроекта фактически приведет к тому, что наши, российские, IT-компании сразу проиграют 100 очков компаниям глобальным. В нынешнем виде законопроект становится дамокловым мечом, занесенным над всей индустрией.
— Вы говорите, что текущая формулировка закона ущемляет российские компании. В чем это выражается?
— Вот представьте, что вы купили дорогую квартиру на 20-м этаже многоэтажки. Вы делаете ремонт себе, платите за коммунальные услуги и даже даете деньги на улучшение в подъезде. Но неожиданно консьерж запрещает вам пользоваться лифтом — по какой-то причине ездить на 20-й этаж небезопасно. При этом для все остальных жильцов в подъезде остается все как прежде. Пешком ходить только вам.
Мы сейчас примерно в такой ситуации: крупным российским компаниям могут запретить привлекать иностранный капитал, при этом для всех остальных наших «соседей» — западным компаниям — никаких ограничений не предполагается.
— Почему вы говорите, что закон негативно скажется только на российских компаниях?
— Потому что по какой-то причине в законе речь идет только об отечественных игроках. Ни Coogle, который занимает почти половину рынка поиска в России, ни YouTube, который обгоняет по популярности главные телеканалы, особенно среди молодежи, — никто из них значимым ресурсом не считается. Давайте подумаем, что будет через 10 лет?
— И что же, по вашему мнению, будет?
— Примерно то, что произошло с нашей электроникой, — Россия не имеет собственных мощностей по производству полупроводников. Из-за этого в том числе наша страна не производит мобильных телефонов, планшетов, компьютеров. Даже «мозги» наших автомобилей произведены из иностранных деталей.
Законопроект в его текущей редакции может сделать то же самое с IT-отраслью. По нашим улицам будут ездить автомобили, в которых не только начинка, но и программа будет уже иностранная. Я говорю про беспилотники, которые в ближайшие 10 — 20 лет точно будут повсеместно на наших улицах. И эти беспилотники будут не российские, а американские или китайские.
— Но вы ведь и сами используете «Тойоты» и «Хендэ» для беспилотников?
— Да, но в этом случае машина может быть любой: мы активно работаем не только с зарубежными, но и с российскими автопроизводителями. Мы разрабатываем беспилотную платформу, и главное в ней — программа. Именно программа отвечает за то, как и куда машина поедет. Сейчас эта сфера по важности и потенциалу — как развитие полетов в космос в прошлом веке: каждая страна старалась быть первой. И сейчас надо определиться, чего мы хотим: чтобы по улицам ездили только иностранные беспилотники или чтобы у российских компаний был шанс выпустить свои разработки?
Яндекс конкурирует с международными IT-гигантами как работодатель. Фото: Фото предоставлены пресс-службой Яндекса.
ПОД УГРОЗОЙ ЛЮБОЙ САЙТ, ПРОГРАММА, ПРИЛОЖЕНИЕ
— В своих ответах вы называете только примеры Яндекса. Неужели это касается только вас?
— Пока совершенно непонятно, кого именно это касается и кому запретят получать инвестиции от иностранцев, потому что никаких критериев нет и неизвестно, кто их будет придумывать. Как и по какому принципу. Потенциально под законопроект может попасть любой сайт, программа и приложение: личный кабинет, мобильный банк, простой форум — все под угрозой.
— Но вы можете предположить, кто это мог бы быть?
— Если говорить о больших компаниях, у кого иностранного капитала больше 20%, то очевидных кандидатов несколько — это и Mail.ru Group, и Сбербанк, который давно уже настоящая IT-экосистема; и вся большая тройка сотовых операторов, и, конечно, Яндекс. Все мы активно привлекаем иностранные инвестиции, размещая от 45% до 85% своих акций на бирже. Кстати, в России давно существует масса примеров, когда в стратегической отрасли — сырьевой и перерабатывающей — активно работают иностранные деньги. И в этом нет ничего страшного, так работает открытый рынок. Главное, чтобы налоги оставались в стране, создавались новые рабочие места и технологии, готовились новые кадры.
— Разве иностранные деньги не позволяют влиять на решения внутри компании?
— Вовсе нет. Во-первых, большинство инвесторов вкладывают деньги только с одной-единственной целью — заработать на росте стоимости акций или дивидендах. То есть, если упрощенно, инвестор, покупая акции, дает деньги, компания на них развивается, стоимость ее акций растет, инвестор за счет этого получает прибыль с продажи акций. Все довольны. Инвестору не столь важно, какие решения принимает компания, лишь бы она была прибыльна и ее стоимость росла. Во-вторых, сами по себе деньги не дают возможности управлять компанией: владеть — не значит контролировать. Принимать решения можно только с помощью голосов, а это не всегда равнозначно вложенным деньгам. Например, в случае Яндекса экономическая доля в руках россиян — всего около 15%, но при этом они владеют около 57% всех голосов. Это значит, что финальное решение по всем вопросам всегда остается за российскими гражданами.
РЕШЕНИЕ ЕСТЬ
— Что вы предлагаете?
— Во-первых, важно, чтобы в законе была четко прописана голосующая доля, которая реально влияет на возможность принятия решений. Просто инвестиции в компанию, которые предлагается ограничить, к этому имеют очень опосредованное отношение. И если мы беспокоимся о национальной безопасности, то имеет смысл, возможно, сделать минимальное ограничение голосующей доли у российских граждан и менеджмента в 51%. Этого вполне достаточно для того, чтобы достичь целей закона.
— Во-вторых, рынок IT уже настолько проник во все остальные отрасли, что отделить его не представляется возможным. Поэтому логично, если законопроект будет распространяться на все отрасли и сферы. Сегодня IT-компаниями справедливо называть не только поисковики или соцсети, но и банки, нефте- и газодобывающие компании, розничные сети. Ведь большая часть процессов в этих отраслях уже строится на математике и алгоритмах.
— В-третьих, важно, чтобы любое регулирование не было оторвано от реальности. Нужно создать рабочую группу, вместе садиться и обсуждать каждый пункт законопроекта, исходя их поставленных целей. Сейчас очень велик соблазн все сделать быстро, но тут есть огромные риски выплеснуть ребенка вместе с водой — преследуя благую цель, просто взять и убить передовую отрасль в России. Все это мы сейчас пытаемся донести до авторов законопроекта, депутатов Госдумы, и готовы дальше приводить доводы в пользу взвешенного подхода.
— Яндекс часто обвиняют в том, что он показывает фейковые новости в Яндекс.Новостях. Может ли быть так, что этот закон — попытка повлиять на информационную картину дня?
— Наш сервис показывает только те новости, которые пишут официально зарегистрированные СМИ. Такие СМИ уже попадают под закон об ограничении иностранного владения в 20%. Непонятно, согласитесь, зачем для решения такой задачи дублировать уже существующий закон.
— Но ведь сейчас этот и все другие ваши сервисы фактически принадлежат голландскому юрлицу Яндекса, ведь так?
— Очень важный вопрос — что есть российская компания. В моем понимании, российская компания это та, что платит налоги в российский бюджет. Яндекс заплатил за прошлый год 38 млрд рублей в виде налогов. Каждый день мы платим в России налогов в 7 раз больше, чем в Нидерландах за весь год. Вдумайтесь — за день в России в 7 раз больше, чем в Голландии за год.
Российская компания — та, что дает работу гражданам России. В Яндексе работает более 10 тысяч человек, около половины из которых — ценные в масштабе страны программисты и инженеры. Кроме того, мы обеспечиваем работой около 5 млн людей в разных регионах, в том числе водителей такси, курьеров и так далее.
Более того, если бы мы разделяли судьбу компании и страны, мы бы не вкладывали в ее будущее. Например, мы уже вложили в образование 1 миллиард рублей за последние три года, а в следующие 3 года мы инвестируем в пять раз больше — около 5 млрд рублей. Это поможет обучить более 100 тысяч школьников и студентов новым востребованным профессиям, таким как программист, аналитик, инженер. Мы хотим, чтобы наши дети и дальше строили экономику России, работая над технологиями в самых разных сферах и компаниях.
На российском рынке есть локальные игроки, побеждающие глобальных: ВКонтакте соперничает с Facebook, Яндекс с Google, IVI с Netflix, Яндекс.Такси с Gett. Фото предоставлены пресс-службой Яндекса.
«ЛИШИМСЯ ЛУЧШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»
— Может ли этот законопроект повлиять на ваших сотрудников? Каким образом?
— Да, может. Сейчас нам удается не только привлекать лучших специалистов в стране, но и возвращать из-за океана уехавших когда-то талантливых ребят. При этом мы конкурируем с международными IT-гигантами как работодатель. Сейчас, по разным исследованиям, 54% IT-специалистов хотят работать за рубежом — это «цифровые таланты»: специалисты по искусственному интеллекту и машинному обучению. Если законопроект примут в таком виде, то мы просто потеряем лучших людей. И надо понимать, что они перейдут не в Mail.ru Group или Сбербанк, а уедут работать за границу в иностранные компании.
Я лично потратила огромное количество времени и усилий на то, чтобы оставить в компании и в стране людей, которые уже получили предложение о работе в США или Европе. Более того, за последние несколько лет мы вернули более 120 специалистов обратно в страну. Это мое личное достижение, которое сейчас может разом перечеркнуться этим законопроектом.
— А что их заставляет оставаться в стране сейчас?
— Лучшие специалисты работают не только за деньги — им нужны амбициозные проекты и задачи. Я давно преподаю в МГУ и вижу это, каждый день приходя к студентам: у них глаза горят именно создавать что-то совершенно новое. Если у них не будет такой возможности в России, они просто уедут и найдут такую возможность в другом месте. Так уже было в 90-х, в нулевых — уезжали большинство специалистов, и студенты тянулись за ними. Я не хочу, чтобы это повторилось. Если законопроект будет принят в таком виде, это не только серьезно навредит инвестиционному климату страны, но и не даст возможности компаниям придумывать новые суперпроекты, которые будут удерживать людей здесь. Более 20 лет мы развивали интернет и технологии в России, чтобы страна стала одной из первых в этой сфере. И Яндекс знают по всему миру как одну из немногих компаний, способных конкурировать своими технологиями с глобальными игроками. Очень важно, чтобы мы все могли это делать и следующие 20 лет.
P. S. «Комсомольская правда» была и остается единственной российской газетой, в рекламе которой согласился сняться сам Владимир Путин.
Бизнес, 16 окт, 17:41 Поделиться
Гендиректор «Яндекса» в России Елена Бунина в интервью РБК рассказала об отношении к желанию властей контролировать компанию и условии, при котором она превратится в унылый поисковик со слоганом «Яндекс — найдется что-нибудь»
источник: s0.rbk.ru
Елена Бунина (Фото: Илья Вартанян / пресс-служба «Яндекса»)
За последний год инвесторы крупнейшего российского интернет-холдинга трижды столкнулись с резким падением его акций из-за потенциальной необходимости поменять структуру акционеров. В середине октября 2018 года появилась информация о возможном приобретении Сбербанком крупного пакета акций «Яндекса», это обвалило капитализацию почти на $3 млрд. Падение повторилось, когда появился законопроект о запрете для иностранцев владеть более 20% в новостных агрегаторах. В июле в Госдуму были внесены поправки о «значимых информационных ресурсах в интернете», которые требуют, чтобы иностранцам принадлежало не более 20% в компаниях, владеющих подобными ресурсами. Спустя несколько месяцев на новостях по мотивам обсуждения этого законопроекта на заседании профильного комитета в Госдуме капитализация компании 11 октября снизилась на $1,8 млрд, до $9,8 млрд.
«Разумные люди понимают, что придумали что-то не то»
— Вы видите связь между слухами о принуждении компании к продаже в пользу государства и законодательными инициативами, которые предусматривают для «Яндекса» изменение структуры акционеров?
— На самом деле здесь несколько сплетенных между собой событий. Лет 15 назад казалось, что интернет и все компании этого сегмента — это эксперимент, игрушка и на них можно не обращать внимания. Интернет-компании сегодня — это не только «Яндекс» или Mail.Ru Group, а еще Сбербанк, X5 Retail Group, «Сибур» и так далее.
Процесс идет не только в России, вообще везде в мире. У всех государств возникло понимание, что интернет — нечто громадное и важное. Естественно, интерес к интернету у государств повысился. Это нормально. Пока государство придумывает, что делать, появляется много разных законодательных проектов, в том числе инициатива про значимые ресурсы. Но разумные люди понимают, что придумали что-то не то. Надо обсуждать и менять.
Когда государства делают что-то впервые, часто это бывает разрушительно. И пока все эти инициативы, которые звучали, — все то, от чего у нас акции падают, — были скорее разрушительны. Давайте посмотрим на «Яндекс», Mail.Ru Group, Сбербанк. Финансовые инвестиции должны быть совершенно безграничными, они должны привлекаться из любых уголков мира, потому что очень хорошо, если в Россию приходят деньги. Понятно, что не надо, чтобы большой финансовый пакет был в одних руках, — это опасно. Но если это все маленькие пакеты, пусть они будут со всего мира. И из России тоже. Если бы из России можно было бы очень много денег получить, тоже было бы хорошо, но пока это не так.
Мы не понимаем, почему применительно к интернет-компаниям речь идет о 80% (такая доля по аналогии с контролем над СМИ, по версии депутата Горелкина, должна принадлежать российским инвесторам в значимых сайтах. — РБК). Государство понимает, как контролировать экономику, работающую с реальными, физическими предметами — таможня, санитарный контроль и другие барьеры, через которые можно контролировать доступ товаров на внутренний рынок. Но ведь интернет границ не знает, и меры, которые предлагает законопроект, здесь сработают ровно в обратную сторону: глобальным игрокам оставляют свободный доступ на рынок России, а российские — в обратную сторону — работать уже не смогут. Из-за нехватки инвестиций их продукт будет отставать и попросту никому не будет интересен. Ни там, ни здесь. Это прямо противоречит самой цели закона, которая говорит про поддержку российских стратегических ИT-компаний.
— Но инициативы по регулированию обваливают капитализацию только у вас.
— Чем ликвиднее актив, тем более он чувствителен к любым изменениям на рынке. Объем торгов наших акций в разы выше, чем у некоторых наших коллег по цеху. Наши акции стали лакмусовой бумажкой российского технологического сектора. Резкое падение акций отражает мнение иностранных инвесторов о происходящих изменениях на российском рынке, в том числе с точки зрения нового регулирования.
— Допускаете ли вы, что цель всех законодательных инициатив — это снизить ваши акции до минимального уровня, чтобы потом задешево купить?
— Такая цель тоже возможна. Но мы все же говорим про приоритеты государства, ведь именно об этом написано в законопроекте. Они включают защиту национальных интересов. Что, повторюсь, вполне понятные цели, но методика их достижения пока вызывает много вопросов. И все разумные люди это прекрасно понимают.
Если гипотетически моделировать вариант со снижением стоимости акций. Кому это может быть выгодно? Допустим, сейчас акции упали на 20% и их купили. Они потом на 20% отросли. Нехорошая игра, но понятная.
Теперь представьте, что такой закон [Горелкина] почти выпустили, все уже на волоске и, например, наши акции упали еще больше, до $10. И наконец, тот человек, который это все задумал, купил все наши акции и стал руководить компанией. Предположим.
Цена акций уже не отрастет, потому что инвесторы скажут: «До свидания. Мы больше так не можем. Есть какой-то предел в испытании наших нервов». Надо не забывать, что у наших сотрудников, почти у 50%, часть компенсации находится в акциях. Это ключевые люди. Для самых топовых падение акции, например, в четыре раза означает аналогичное падение дохода. Для каких-то просто хороших специалистов это падение дохода, предположим на 30%, тоже прилично. И что они после этого делают? Собирают вещи и уезжают в Facebook. А когда у нас, например, 25% ключевых сотрудников уехали в Facebook, что получит новый условный владелец? Вся сила компании в людях.
источник: s0.rbk.ru
«Если Сбербанк в нас верит, он берет и покупает 20% на бирже»
— Год назад первое падение акций было на слухах о продаже пакета «Яндекса» Сбербанку. Как вы оцениваете эффект от возможного прихода Сбербанка в ваши акционеры?
— У нас акции на бирже, можно взять и купить 20% наших акций, без проблем. Поэтому, условно говоря, если Сбербанк в нас верит, то он берет и покупает 20%. Представим себе, что пришло такое объявление: Сбербанк купил на открытом рынке 20% наших акций. От этого ничего не упадет, нормальная совершенно ситуация, все порадуются.
— Правда ли, что тогда отреагировали не только внешние инвесторы — ключевые сотрудники «Яндекса» заявили руководству, что, если это произойдет, они уволятся?
— Да, некоторые люди так приходили. Для нас очень важно сохранить уникальную корпоративную культуру в «Яндексе». Конечно, появление нового крупного собственника может на нее повлиять. Скажу одно — очень важно, что нами до сих пор управляет Аркадий, и во многом наша экосистема — это отражение того, как это слово понимал Илья, понимает Аркадий и вся управленческая команда. У Сбербанка экосистема своя, она построена вокруг их идеологии и культуры. Она тоже хорошая, просто другая, построена другими людьми.
— Кто-то из крупных, непрофильных инвесторов приходил к вам с предложением купить долю? Говорили про Романа Абрамовича.
— Мы много общаемся с рынком на тему тех или иных возможных партнерств и сотрудничества. Это общение идет своим путем.
Что такое «Яндекс»
Yandex — (сокращение от yet another indexer — «еще один индексатор») — был создан Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем в начале 1990-х годов. Флагманский продукт — поисковик (поисковая машина Яndex-Web) был впервые анонсирован 23 сентября 1997-го. Фактически компания «Яндекс» появилась в 2000 году, тогда же были запущены первые сервисы — «Каталог», «Новости», «Почта», хостинг сайтов и др. В 2002 году «Яндекс» вышел на самоокупаемость за счет продажи контекстной рекламы в поисковике, а уже в 2003-м акционеры интернет-холдинга получили первые дивиденды на $100 тыс. В августе 2008-го официальное название всей системы изменилось с Яndex на кириллическое «Яндекс». На текущий момент помимо системы поиска и портала компания развивает направления электронной коммерции, онлайн-заказа такси, foodtech-направление, сервисы объявлений, образования и др. Консолидированная выручка группы за 2018 год — 127,7 млрд руб., доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) — 56,9%.
«Вопрос акционерной структуры — это живой процесс»
— Какое изменение структуры владения компанией может устроить и вас, и государство?
— Вопрос акционерной структуры — это живой, текущий процесс, рассматривать который мы начали задолго и независимо от появления обсуждаемого законопроекта.
— Александр Волошин действительно предлагал рассмотреть возможность вхождения нового суверенного фонда в российский бизнес «Яндекса»? Предположительно, его переписку с таким в том числе предложением публиковал «Незыгарь».
— Вокруг нашей компании последнее время такое количество «конспирологических теорий», что я не буду комментировать — ни все вместе, ни каждую в отдельности.
— Изменение структуры акционеров «Яндекса» потребуется в любом случае, если будет принят вариант законопроекта Горелкина: там не допускается вариант двойного гражданства, которое есть у Аркадия Воложа.
— Он российский гражданин с российским паспортом. В любой ситуации можно сделать какую-то разумную реструктуризацию, которая не затронет операционное управление. Это ключевое. Но еще раз про этот законопроект: мы вообще не понимаем, зачем он нужен. В текущих формулировках он никаких проблем не решает.
— Есть ли у вас дедлайн по финальному решению по изменению структуры акционеров? Может ли структура владения «Яндексом» поменяться в течение полугода, года?
— Важно, чтобы все прошло максимально правильно, обдуманно. Точно знаем, что решение найдется.
— Вы считаете, что у российских инвесторов сейчас нет достаточно денег, чтобы заменить иностранные инвестиции в компании Рунета?
— Если взять все российские компании и суммировать все деньги, которые пришли в эти компании от иностранных инвесторов, — это будет астрономическая сумма. Теперь представьте, что каждой такой компании разрешат иметь только 20% иностранного капитала. Инвесторы уйдут, не видя для себя экономического смысла держать деньги в таких активах, потому что ликвидность будет очень низкой. Они просто потеряют интерес к российским активам. А покрыть разницу российским инвесторам будет крайне тяжело. Не хватит всех Абрамовичей, которые есть в стране.
— А если речь не про все компании, а про «Яндекс»?
— Сейчас законопроект [Горелкина] настолько неопределенно написан, что есть ощущение, что любая компания может под это подойти. У каждой компании есть сайт и есть непрозрачный способ, как компания будет попадать под требование закона. Просто кто-то должен внести его в список. И это некий дамоклов меч, который будет висеть над всей индустрией: вдруг данная компания завтра попадет в список, и, значит, сегодня в нее вкладывать нельзя.
— То, что происходило вокруг в последний год, дело Майкла Калви, законопроекты о «суверенном интернете» и так далее, сказалось на кадровой ситуации? Столкнулись ли с уходом сотрудников?
— Мы мониторим, сколько сотрудников переезжают за границу. Конечно, за последние несколько лет довольно много ребят уехали на Запад –– наши программисты за рубежом в цене. Но этот показатель каким-то взрывным образом не рос. Всегда происходит что-нибудь, из-за чего часть сотрудников хотят уехать. Но важно понимать, что мы много работаем и над тем, чтобы возвращать сотрудников обратно в страну. Лично я очень много сил и энергии потратила на то, чтобы они не уезжали или даже возвращались обратно. За последние три года нам удалось вернуть больше ста ребят, которые когда-то уехали за границу, а сейчас поверили в российские ИТ-компании, амбициозность и реализуемость задач, которые мы решаем.
— Куда уезжают?
— Раньше очень много в США уезжали, сейчас там с визами сложнее, поэтому в основном в Цюрих, Лондон, иногда в Мюнхен.
— Как вы сотрудникам объясняете ситуацию в компании? Условно, вот происходит падение акций, вы в топе новостей…
–– «Не переживайте, наши зайчики, все будет хорошо…» Каждую пятницу мы проводим собрание всей компании — у нас это со времен основания «Яндекса» называется хурал, где мы обсуждаем все самые важные события недели. Собираемся в 12 часов в большой переговорке, а другие офисы подключаем по видеосвязи. В прошлую пятницу акции еще не упали к 12:00. Поэтому мы просто рассказали про совещание в Думе и сам закон — про то, что мы об этом думаем.
— Если появится некий новый инвестор, который получит контроль над компанией, что, на ваш взгляд, будет с «Яндексом»?
— Наш главный актив — это люди. ДНК и корпоративную культуру формирует каждый из 10 тыс. наших сотрудников, половина из которых, по сути, акционеры. Мы выдерживаем отток в год, например, 5% сильных сотрудников. Это тяжело, но это восстанавливаемо. А вот если уйдет сильно больше — это не восстановить. Уйдут не в соседний бизнес-центр, а, скорее всего, уедут за рубеж, потому что мы видим, каким спросом там пользуются «яндексоиды» и какая очередь за ними стоит. Из этого следует, что новые классные сервисы, над которыми мы сейчас работаем, развиваться не будут. А дальше компания превратится в угрюмый, унылый поисковик, в котором можно что-то найти, и все. «Яндекс — найдется что-нибудь».
— Есть теория, что изменение структуры владения «Яндекса» связано в том числе с тем, какой идеологический вес приобрел сервис «Яндекс.Новости». В какой-то момент вы даже сами говорили, что готовы выделить его в отдельную компанию и расстаться.
— Сейчас есть закон о СМИ, по которому лицензию может получить только СМИ с 20-процентной долей иностранцев. Мы работаем только со СМИ, имеющими государственную регистрацию, и агрегируем только то, что они пишут. Если зарегистрированные СМИ что-то написали — непонятно, при чем тут агрегатор? Любое наше вмешательство в этой части как раз будет противоречить действующему законодательству. Картину складывают алгоритмы на основе того, что пишут официально зарегистрированные СМИ. Если пишут много — новость может попасть в топ, мало — сюжет в топ новостей никогда не поднимется.
«Какая-то абсолютная несусветная глупость сейчас происходит»
— Не было ли с вашей стороны инициативы встретиться с президентом и обсудить ситуацию вокруг компании?
— Нет, не было.
— Вы присутствовали в этом году на прямой линии с Владимиром Путиным, на которой он сказал, что государство «Яндексу» помогает. Это про что было?
— Я думаю, может быть, он имел в виду решение ФАС по праву выбора поисковика (по мировому соглашению ФАС и Google от 2017 года компания не препятствует установке альтернативных сервисов на смартфонах и других устройствах на базе Android. — РБК). Но это скорее была помощь всему рынку. Мы очень благодарны, что государство в лице ФАС создало равные условия для всех компаний. Регулирование по беспилотникам тоже можно считать помощью. По крайней мере мы благодарны за то, что это было сделано.
источник: s0.rbk.ru
Тестирование беспилотного автомобиля «Яндекс» в Москве (Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости)
— Но почему вы не используете позицию одной из крупнейших технологических компаний, которая задействована в диалоге с властью? К примеру, прийти на встречу с Путиным и сказать: «Мы вам проект «Цифровая экономика» пишем, а тут приходит депутат Горелкин, и мы за сутки стоим минус 136 млрд руб.?»
— Как я уже говорила, многие во власти нас слышат. Но проблема в том, что есть и те, кто не слышит и слышать не хочет.
— Какая часть власти не слышит? Силовой блок?
— Во всех частях есть те, кто слышит и не слышит. Скажем, и среди тех ведомств, кому приписывают поддержку закона, есть люди, которые понимают риски и отрицательно относятся к подобным инициативам. Мы в «Яндексе» сами принимаем очень много решений каждый день. Какие-то из них оказываются глупыми. Ну, бывает, не подумали.
Мне сложно сказать, что точно происходит с той стороны, поэтому объясняю для себя это все-таки поспешностью и несогласованностью, которую надо разъяснить всем, до кого мы можем дойти, связаться, дотянуться. Когда поймут, что происходит глупость, уверена, они поменяют решение.
На заседании в Думе (10 октября) очень было странно. Там были люди от бизнеса, которые говорили: «Как же можно инвестиции прекратить в Россию? Мы же не выживем, все уедут». Были чиновники, которые рассказывали, как же важно, чтобы Россия была безопасной, и как опасно, если Америка будет за нами следить. Потом кто-то из депутатов сказал: «Есть две стороны: одна сторона — те, кто хочет безопасности, другая хочет финансов, надо что-то тут думать». Понимаете, здесь же какая ситуация, с точностью до наоборот, — нужно иметь доступ к инвестиционному рынку для безопасности страны. В высоких технологиях они нужны как воздух. Это понимание должно прийти ко всем: и к депутатам, и ко всем остальным. По-моему, сейчас происходит какая-то абсолютная несусветная глупость.
— У вас есть дата-центр в Финляндии, и в опубликованных «Незыгарем» документах есть мнение, что надо перенести все данные в Россию. Что именно хранится в Финляндии?
— В Финляндии российские данные не хранятся. У нас много дата-центров в России, есть дата-центр в Финляндии. Понятно, что если появится новый закон, что то-то и то-то должно храниться обязательно в России, вообще не проблема все то, что написано в законе, хранить в России. Мы как раз летом объявляли, что инвестировали 10 млрд руб. в развитие своего дата-центра во Владимирской области.
— Вообще отказаться от зарубежных дата-центров нет смысла?
— Нет смысла отказываться. Это удобно для работы. Сервисы «Яндекса» есть в десятках стран, мы работаем в Европе и даже в Африку недавно «Яндекс.Такси» вышло. Поэтому объективно нужны дата-центры и в других странах, как минимум чтобы быстрее обрабатывать данные.
— Как вы оцениваете техническую продвинутость государства с точки зрения подходов к регулированию интернета? К примеру, есть Роскомнадзор, у которого проблема регулярно с отключением Telegram. И было такое объяснение, что техническая подготовка специалистов на стороне исполнителя хромает, поэтому «рубильник» выключить не удалось. Вы с ними на одном языке разговариваете, концептуально они понимают, как интернет устроен?
— Я думаю, среди них есть те, кто понимает. Например, когда мы только начинали развивать проект самозанятых с ФНС (налоговиками), мы увидели крайне высокую степень понимания технологий с их стороны. Но, конечно, уровень ИT-специалистов везде разный. В любом случае надо стараться, чтобы в России не только оставались, но и хотели вернуться лучшие специалисты.
Пять фактов о Елене Буниной
12 мая 1976 года — родилась в Москве. Отец — политтехнолог, историк, президент фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин (умер в прошлом году).
1998 год — окончила механико-математический факультет Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова и математический колледж Независимого московского университета. Доктор физико-математических наук («Автоморфизмы и элементарная эквивалентность групп Шевалле и других производных структур»).
С 2001 года ведет активную преподавательскую деятельность: сначала программирование на механико-математическом факультете МГУ, затем (и по настоящее время) — алгебру на кафедре высшей алгебры МГУ.
С 2007 года работает в «Яндексе». Занимала должность руководителя отдела по работе с академическими программами интернет-холдинга, возглавляла департамент организационного развития и управления персоналом.
С 1 января 2017 года — гендиректор «Яндекса» в России.
Авторы: Анна Балашова, Кирилл Сироткин, Мария Коломыченко, Ирина Парфентьева