Для этого международной транспортной компании пришлось изменить структуру акционеров.
Чем грозили эти санкции проекту НОВАТЭКа
«Ямал СПГ», на котором сейчас строится еще одна очередь, увеличивающая общую мощность завода до 17,5 млн т в год, должен получить 15 танкеров класса Arc7, то есть санкции в отношении Cosco (ее СП вместе с Teekay будет обслуживать шесть танкеров) могли лишить компанию более трети флота. Танкеры Arc7 возят российский СПГ в Европу, перегружая его в Норвегии на конвенционные суда (более дешевые в обслуживании), а также в Китай. На западном направлении НОВАТЭК планирует организовать перевалку с танкеров Arc7 в Мурманске уже к концу года, а на восточном направлении — на Камчатке — в 2023 году.
НОВАТЭК опровергал проблемы с танкерами Arc7 из-за санкций в отношении Cosco, указывая, что «проект «Ямал СПГ» обладает необходимыми возможностями для обеспечения поставок покупателям производимого СПГ в соответствии с контрактными обязательствами в рамках согласованных графиков».
«Я не вижу в этом осложнений для НОВАТЭКа», — говорил позже Михельсон. «Не понимаю, какое отношение имеют перевозки в арктической зоне к поставкам иранской нефти», — отшучивался он.
«Ямал СПГ» не прекращал отгрузки СПГ на время действия санкций в отношении TC LNG Shipping ни в западном, ни в восточном направлении, говорит аналитик IHS Роман Казьмин.
Зампред правления НОВАТЭКа Марк Джетвэй был настроен пессимистично.
«Транспортные издержки взлетают на фоне выхода из строя [из-за санкций] СПГ-танкеров… Это демонстрирует тотальную глупость американских санкций и непонимание OFAC побочных эффектов. СПГ не может попасть на рынок как раз в начале осенне-зимнего периода, и суточные ставки фрахта танкеров стремительно растут. Потрясающее решение»,
— написал он на своей странице в Twitter 11 октября, прикрепив ссылку на статью Bloomberg о рекордном росте ставок фрахта как минимум с 2013 года на фоне санкций против Cosco.
Санкции США взвинтили ставки фрахта на обычные суда примерно на 40%, до $160 тыс. в день, подтвердил РБК Казьмин. Но суда класса Arc7 для «Ямал СПГ» это не затронуло, заметил он: все суда изготовлены специально для проекта, и ставки определяются договором. Рост ставок фрахта отразился на ценах на СПГ: из-за роста предложения ожидалось, что они упадут, но этого не случилось (роста цен также не произошло), заключил эксперт.
Почему сняли санкции
«Вопрос урегулирования сложившейся ситуации находится в рамках взаимоотношений Teekay LNG и China LNG Shipping (Holdings) Limited», — говорилось в пресс-релизе НОВАТЭКа, выпущенном 30 сентября, когда Teekay заявила о влиянии американских санкций на ее СП с Cosco. В итоге так и произошло: во вторник, 22 октября, Teekay сообщила, что на уровне China LNG произошла реструктуризация собственности (то есть Cоsco перестала владеть 50% China LNG). В результате China LNG больше не подпадает под санкции Минфина США, а значит и ее СП с Teekay (TC LNG Shipping), в котором она владеет 50% и которое поставляет танкеры для «Ямал СПГ».
Как именно произошла реструктуризация, представители Teekay и НОВАТЭКа в ответ на запросы РБК не сказали. РБК направил запрос в пресс-службу Cosco.
Структуры Cosco могли снизить долю в China LNG Shipping ниже 50%, сказал РБК юрист адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев. В этом случае TC LNG автоматически выходит из-под действия санкций, уточняет он. Информация об изменениях долей и внесении изменений в акционерное соглашение
пока не раскрывалась.
Из-за санкций США не первый раз проекты, связанные с российскими бизнесменами и компаниями, проводят реструктуризацию акционерной структуры. Так, в январе 2019 года бизнесмен Олег Дерипаска согласился отказаться от контрольной доли в En+, крупнейшем акционере UC Rusal, что позволило вывести из-под санкций США и En+, и UC Rusal. Сам Дерипаска остался под санкциями. А еще раньше, в апреле 2018 года, швейцарский машиностроительный концерн Sulzer договорился с «Реновой» Виктора Вексельберга о выкупе около 15% акций, что снижает долю компании российского миллиардера менее чем до 50% и лишает ее безусловного контрольного пакета акций, а вместе с этим и риска оказаться под санкциями, которые были введены против Вексельберга. Вексельбергу также пришлось снизить доли и в других проектах, чтобы на них не распространялось «правило 50%».
Пресс-релиз: ПАО «НОВАТЭК» в отношении танкеров ледового класса Arc7
Москва, 22 октября 2019 года. ПAO «НОВАТЭК» (далее «НОВАТЭК» и/или «Компания») сообщило, что проект «Ямал СПГ» получил уведомление от TC LNG Shipping L.L.C. (“TC LNG”), компании-владельца и оператора СПГ-танкеров ледового класса Arc7, что она более не является блокированной персоной (“Blocked Person”) в соответствии с правилами Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов Соединенных Штатов Америки («OFAC»).
TC LNG, совместное предприятие Teekay LNG и China LNG Shipping (Holdings) Limited, владеет СПГ-танкерами ледового класса Arc7, которые продолжают осуществлять перевозку СПГ для проекта «Ямал СПГ» в нормальном режиме.
ПАО «НОВАТЭК» — крупнейший независимый производитель природного газа в России, в 2017 году Компания вышла на международный рынок СПГ в связи с успешным запуском проекта «Ямал СПГ». Созданная в 1994 году, Компания занимается разведкой, добычей, переработкой и реализацией газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки «НОВАТЭКа» расположены преимущественно в Ямало-Ненецком автономном округе, крупнейшем в мире регионе по добыче природного газа, на долю которого приходится около 80% добычи газа в России и приблизительно 15% мирового объема добычи газа. «НОВАТЭК» является публичным акционерным обществом, учрежденным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Акции «НОВАТЭКа» котируются в России на Московской бирже, Глобальные Депозитарные Расписки — на Лондонской фондовой бирже (LSE) под символом «NVTK».