Танцы на льду
Ежегодно от таяния вечной мерзлоты Россия теряет от 50 до 150 миллиардов рублей.
Минимизировать негативные последствия подобных процессов вполне возможно: в любой работе надо исключить бездумное вмешательство в природу
Гораздо спокойнее оценивают природные процессы специалисты, живущие непосредственно в зоне мерзлоты. На главной странице сайта Института мерзлотоведения СО РАН (учреждение базируется в Якутске) с 2017 года закреплена статья с многозначительным заголовком: «Почему грунты не растают? Мифы о строительстве на вечной мерзлоте».
В ней отмечено:
«В сознании обывателя оттаивание грунтов мало чем отличается от мгновенного таяния льдинки на ладони, поэтому перспективы изменения средней температуры на земле видятся катастрофическими. В действительности эти процессы происходят очень медленно. За последние 50 лет средняя температура в Якутии повысилась на два градуса, но на „городскую“ мерзлоту это критически не повлияло. И даже по самым неблагоприятным прогнозам дальнейшее повышение температуры в Сибири и Забайкалье на устойчивости грунтов существенно не скажется».
Проблему здесь не отметают, но и не драматизируют. Как отмечает главный научный сотрудник института Георгий Кузьмин, если потепление климата затянется, то в городах, подобных Якутску, это вызовет деформации построек.
— Но нужно иметь в виду, что растепление грунтов произойдет не вдруг, — подчеркивает он.
Остановить подобные процессы человек не в силах, однако минимизировать их негативные последствия вполне возможно. Этому посвящен уникальный закон об охране вечной мерзлоты, принятый парламентом Якутии. В нем четко прописаны особенности ведения хозяйственной деятельности в складывающихся условиях. Они, по сути, сводятся к одному:
в любой работе исключить бездумное вмешательство в природу. Закон действует. К примеру, недавно якутские дорожники заключили соглашение с учеными о совместных исследованиях геокриологических условий на территории прохождения федеральных трасс «Вилюй» и «Колыма».
— Это позволит решить ряд проблем, связанных со строительством дорог и искусственных сооружений в зоне вечной мерзлоты, и увеличить срок эксплуатации объектов, — отметил руководитель федерального автодорожного управления «Вилюй» Николай Андреев.