По сути, теперь Украина зависит не только от России, но и от российско-белорусских торговых отношений. И это грозит Киеву большими проблемами
Дело в том, что в 2020 году российская нефть для белорусских НПЗ может существенно подорожать. «На 17,7 доллара за тонну», — предупредила в конце октября заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина. Это связано с выполняемым Россией налоговым маневром.
«Об этом уже не раз говорилось: налоговый маневр ведет к снижению таможенной пошлины и, как следствие, удорожанию нефти для Белорусии, — отметила Гурина. — Сейчас белорусские НПЗ работают в условиях первого этапа налогового маневра. И если раньше нефть для них стоила около 50% от мировой цены, то сегодня уже близка к 80%».
По ее словам, после второго этапа налогового маневра стоимость российской нефти для белорусов практически сравняется с мировой, так что «Белнефтехим» готовится закупать нефть и у других стран. «Рассматриваем возможность поставки сырья из стран СНГ, Ближнего Востока, Африки до наших НПЗ как через украинские порты, так и через порты Прибалтики», — сообщила Светлана Гурина, подчеркнув, что «по мере сближения цены на российскую нефть с мировой ценой привлекательность альтернативных поставок будет возрастать».
Напомним, что еще в сентябре президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о перспективе полного отказа от российской нефти за счет закупок у Ирана, США, Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратов.
В октябре от политических деклараций Минск перешел к конкретным действиям: во время визита Лукашенко в Казахстан 25 октября были согласованы основные параметры сделки по поставкам казахстанской нефти в Белоруссию. Речь идет об объемах от одного миллиона до 3,5 миллиона тонн в год.
Однако любая альтернатива обходится Минску дороже из-за транспортных расходов. По оценкам экспертов, даже за тонну казахской нефти белорусским НПЗ придется платить на 30-35 долларов больше. Не говоря уже о саудовской или американской.
Значит, себестоимость белорусских нефтепродуктов в следующем году заметно увеличится и особенно пострадает от этого основной импортер — Украина. Подорожание топлива всегда сказывается на цене практически всех товаров и услуг. Так что страну может ждать очередной виток инфляции.
Между тем, по информации 112.ua, украинское правительство не планирует отменять спецпошлину на трубопроводное дизельное топливо. Мало того, в Киеве обсуждаются повышенные импортные тарифы и на поставки российской солярки по железной дороге.