Главная проблема не кредитах или НДС.
Высокие накладные расходы (аренда, логистика, реклама) и низкая покупательная способность потребителей — вот это проблема.
Низкая покупательская способность — это главный, но поверхностный фактор.
Главный в корне леит — низкая производительность труда. В идеале любой труд должен быть так организован: при минимальных затратах на время и персонал = максимальное количество и качество продукта\услуги на выходе.
И вот тут уже ного пунктов скрыто. В разных бизнесах свои:
1. Есть бизнесы где высокие административные издержки — разрешения, лицензии проверки.
2. Есть бизнесы где не хватает квалифицированного персонала.
3. Есть бизнеы где высокие производственные издержки ( ну тарифы на ырье, энергию высокие)
И так далее.
Все это можно практичеки отследить на переводе зарубежных про-в в Россию. т.е как правило зарубежные копании сюда переводят те тех процессы которые выгоднее расположить в России:
1. В первую очередь это транспортная логистика — ближе возить товар. Но это можн и без про-во только склады.
2. Серивис и тверточная сборка.
3. Крупноузловая сборка.
4. Частично про-во комплектующие. Затем сборка сложных компонентов изделия.
5. Металургия и обработка и пром химия- в последнюю очередь. Инвест затратно издержки на инвестиции высокие. Но тоже есть примеры.
6. НТР тоже переводят. Пример офшорное програмирование. Но это единственное что пришло — так то я не настоящий эксперт. Это диванное мнение.
И вот по таким примерам своих про-в и зарубежных перенесенных в РФ — можно отследить в каких сегментах производительность труда считается управленцами приемлемой.
В малом бизнесе к сожалению производительность труда не растет. На ЯП или Пикабу был пост одного ларешника где он жалобил что оптовый рынок закрылся — " а туда все ездили". Так там даром что легкомысленные реурсы, быстро разложили по полочкам: что оптовые рынки аля 90-е это устаревший формат тогровли и сейчас все уходит в интернет и к рупным сетевым операторам.
Это пример с торговлей — понтно что маркетплейсы и сетевые ретейлеры теснят вчерашних " лоарешников". В других сегментах похоая ситуация.
У меня все. Сори за многобукаф.
НТР тоже переводят. Пример офшорное програмирование. Но это единственное что пришло — так то я не настоящий эксперт. Это диванное мнение.
переводят, но в россии demand внутренний высокий, и зарплаты в этом секторе тоже. т.е. конкурировать с местными уже приходится. поэтому все же в меньшей степени чем в ту же украину и беларусь. вот там есть реально потогонки на аутсорс, которые обслуживают всякие банк оф дойчланд и прочее.
Я кстати посмотрел вклад малого и среднего в ВВП стран. Например в Чехии и Австралии это 35% да больше РФ, но близкие показатели. В Канаде это 27%.
При этом нужно учитывать что в РФ ВВП во многом формирует нефте и газо добыча, а почему в Чехии тогда такой низкий % вклада малого бизнеса в ВВП? Что такого крупный бизнес в Чехии глобально производит что малый всего треть! И никто в Чехии от этого в обморок не упал.
в чехии много чего есть, вот отверточной сборки для химии и фармы. а это не те темы где можно организовать в подвале артель «я и вася».
враки. 16 противокорабельных ракет «Уран», понил? сербии оружие поставляем. кубе помогаем, африке. газапроводы. роснано. сколково… крымнаш. сириянаш
слышь, индекс РТС +38% с начала года. Но да это не мелкий бизнес. Рынок туркешь, все регулирует невидимой рукой, места для малого бизнеса все меньше и меньше. Особенно такого который основан на купи-продай. Я помню псевдо-либералы возмущались таким перекосом? А сейчас значит они закрывются из-за нерентабельности, зато те кто экспортом каким-то занимается сейчас прилично зарабатывают. И перестройка экономики на экспорт займет еще долгое время. Надюесь рубль и дальше будет осциллировать в районе 60р за доллар.
Даже в других странах, если раньше ходили больше в магазинчики то щаз тупо заказывают через интернет у крупных ретейлеров. В том числе и мелочевку.
Места для мелкого бизнеса в России полно. Только надо быть в теме и пахать. Тоже вижу регулярно в Питере — поработает месяц магаз или кафешка, какой-то отдел — и закрывается. На его место другие бизнесмены пробуются. И они потом закрываются, приходят третьи. Аренда очень дорогая. Да что там мелкий бизнес — целые Дикси и Магниты иногда прикрывают нерентабельные точки.
Но при этом работать можно, и хорошо, если найти место и тему.
да всегда можно работать, всегда есть «темы» рентабельные даже для небольших бизнесов. канешно попсовая херня, без фантазии и каких-то явных преимуществ будет испытывать сильное давление со стороны тех у кого есть большие ресурсы.
да о чем говорить когда те же ретейлеры крупные щаз имеют свои ИТ отделы которые им разрабатывают софт снижающий издержки. те ввалить например 200к долларов в разработку чего-то что даст 0.5% к прибыли для мелочи нерентабельно, зато для курпных сетей эти 0.5% дадут весомый плюс.
Крупные сети, конечно выжигают пространство вокруг. Отдел с колбасой бесполезно рядом открывать. Но они могут и помочь. Мы арендовали места в Пятерочке и Дикси — они сдают иногда 2-4 метра, когда место есть за их кассами — в тамбуре на входе-выходе. И аренда очень недорогая — 8 тысяч в месяц всего было. Поставили там небольшие отделы игрушек и подобной китайской мелочевки. Особого заработка не было, но это моя недоработка. В принципе, даже арендуя место в сетевом магазине на хлеб с маслом заработать можно.
Но вообще розничная торговля в офлайне — дело жесткое. Не каждому подойдет.