Меня заинтересовал многосторонний подход автора статьи с упором на мониторинговую составляющую и организацию ее на постоянной сетевой основе в глобальном масштабе.
апетитно написали. Перичитал. Кстати я часто думаю и даже спрашивал в либерально и либероидно настроенных соц сетях «года Россия разошлась с Западом». Ведь были лди в наше время, ВВП предагал западу " партнерство" или это был обман и запад не повелся на него.
Гонка воружений которую мы видим сейчас все таки затратное дело хоть и утверждают что со стороны РФ носит ассиметричный характер. И даже бюдет на ВПК сейчас снизили. Все равно эффективность в народно хозяйственом плане расхода средств на ВПК сомнительна.
Польза для обывателя это " сомнительное чувство безопасности". Ибо полномасштабная война сразу втянет обывателя в бытовую нищету. А гибридные или вялотекущие войны типа Сирии все время пожирают бюджеты и плодят «нецелевое» ( распилы по сути) расходование.
Остаеться утешать себя что эти все игрушки и вундервафли — что бы враг не пришел на нашу землю. только как бэ с обраом врага слабо. Даже американские элитки не побед хотят а денег. А деньги в свою оыередь рахсодуются на новые вунервали Вот и опять американцы сейчас вответ пилить начнут что то новое. Новые расходы усугубят и без того спороное положение США. Это подтолкнет их к новым агрессивным экономическим плана — переходящим в военные. И так замкнутый круг.
Да, завершая испытания и передачу второго судна проекта 22010 в 2019 году, завод рассчитывает на заказ третьего судна.
источник: a.d-cd.net
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» заключил с Министерством обороны РФ контракт на строительство второго океанографического судна проекта 22010, сообщает пресс-служба предприятия.
Добавил waplaw 21 Марта 2016
Как сообщает пресс-служба завода, по условиям контракта ОИС «Алмаз» должен быть передан военному ведомству в конце 2019 года. При его постройке будут учтены все пожелания заказчика, возникшие по итогам похода головного судна этого проекта.
заинтересовало чисто технически: как наши АДС могут что-то передавать на «центральный пульт» системы Гармония?
ну то есть насколько я понимаю, американские датчики системы SOSUSсоединены подводными кабелями и в итоге кабель выведен куда-то в Норвегию, там понятно...
а у нас-то как? тем более если эти АДС ставить в «подбрюшье» Америки?
исходя из открытой информации об оборудовании и глубоководных аппаратах, которые находятся на борту «Янтаря», логично предположить, что в тот раз возле острова Сент-Джонс (а возможно — и где-то еще в Атлантике!) наши моряки скрытно устанавливали на океанском дне элементы только создающейся в России глобальной системы подводного слежения «Гармония». Иначе говоря — аналога давно работающей на американцев гидроакустической противолодочной системы SOSUS, гидрофоны которой уже много десятилетий на океанском дне возле Норвегии (на рубеже Нордкап-Медвежий) и в Тихом океане фиксируют каждый проход над ними российских атомных ракетоносцев.
Утверждают, что наша «Гармония» во многом будет превосходить технические возможности SOSUS, которая старше нашей практически на полвека. Прежде всего — тем, что в отличие от штатовской аппаратуры российские гидрофоны способны работать не только в пассивном, но и в активном режиме (на излучение). Видимо по этой причине они и называются куда солиднее — автоматические донные станции (АДС).
Установленные на любом участке дна со специального судна или с борта подводной лодки, многочисленные АДС могут находиться в рабочем режиме долгие годы. И обнаруживать не только атомные подлодки, но даже и летящие на малой высоте над океаном самолеты и вертолеты.Собранная информация через разведывательные космические спутники будет передаваться (а не исключено — и уже передается) на основной командный пункт системы «Гармония», который сейчас возводится в Белушьей Губе (архипелаг Новая Земля между Баренцевым и Карским морями).
Какой-то космический канал связи импульсного характера со сверхсжатием информации, который невозможно отследить вследствие его краткосрочности.
Интересно также какие источники энергии они используют, если могут
находиться в рабочем режиме долгие годы
фактически без внешнего обслуживания.
Своего рода подводно-надводный космос со «спутниками» под водой, роями беспилотников в атмосфере, кораблями на воде и спутниками связи в космосе.
Ученые поняли, кто производит странные квакающие звуки в океане
Явление показалось еще более загадочным, когда ученые поняли, что звуки, которые на Западе стали называть bio-duck, появляются одновременно на востоке моря Уэдделла (Антарктида) и к западу от австралийского побережья.
«Вначале никто не мог понять, что это было», — говорит Денис Риш из Национального управления океанических и атмосферных исследований США. Поскольку звуки были повторяющимися, сначала их приняли за звуки самих подводных лодок, позднее ученые склонялись к версии их животного происхождения.
В статье, опубликованной в журнале Biology Letters, Риш с коллегами дают ответ на загадку, полвека мучившую ученых:
загадочные звуки издают определенные киты — южные малые полосатики.
Эти киты достигают в длину 10 м, весят до 9 т и обитают во всех океанах Южного полушария. В феврале 2013 года, когда в Южном полушарии было лето, ученые прикрепили к телу двух полосатиков (Balaenoptera bonaerensis) специальные датчики, предназначенные для изучения поведения и передвижения китов. Эксперимент проводился в бухте Вильгельмина у берегов Антарктиды. Датчики были снабжены чувствительными гидрофонами, работающими в широком диапазоне частот.
Проанализировав записанные звуки, ученые отождествили их с теми, что ранее фиксировали морские биологи и команды подводных лодок. «Отныне звуки могут быть определенно отнесены к полосатикам», — пишет Риш в своем исследовании. Однако биологи не знают, производились ли звуки китами с датчиками или другими особями поблизости и что именно они означали.
Вероятно, рассуждают они, киты используют звуки во время питания или для навигации.
Ученым также не удалось выяснить, издают ли эти звуки самцы или самки, хотя науке известно, что, к примеру, самцы горбатых китов во время периода ухаживания поют сложные песни. То обстоятельство, что полосатиков бывает слышно одновременно у Антарктиды и Австралии, указывает на то, что некоторые из особей иногда остаются у антарктического побережья круглый год, в то время как другие киты мигрируют в более низкие широты.
Достоверно известно лишь то, что киты издают эти звуки, находясь вблизи поверхности перед долгим погружением.
Теперь, обнаружив, кто на самом деле является загадочными квакерами, биологи получили новый метод оценки популяции и миграции южных полосатиков. Исследуя звуки с помощью буев, биологи смогут изучать китов даже зимой, когда погодные условия препятствуют работе научных судов. «Определив происхождение этих звуков, мы сможем использовать пассивный акустический мониторинг для изучения этих видов», — уверена Риш.
«Это может указать нам на время их миграции — сказать точно, когда животные появляются в антарктических водах и покидают их», — добавила она.
«Правда.Ру» не раз обращалась к теме загадочной гибели советской АПЛ «К-219» в Бермудском треугольнике в 1986 году. Но был нюанс, писать о котором все-таки не поднималась рука — было опасение, как бы не ошибиться. Однако последние публикации ученых подтверждают эту версию: «К-219» могла погибнуть от воздействия неопознанного подводного объекта.
Эта версия теперь все чаще звучит и в специализированной прессе (в основном англоязычной), и в российской. В не так давно прошедшей по одному из телеканалов передаче о нерукотворных неопознанных подводных объектах достаточно открыто говорили известные адмиралы, бывшие сотрудники военно-морской разведки и представители спецслужб.
Та передача заставила автора этих строк поднять записи бесед с безвременно ушедшим из жизни знаменитым советским подводником, капитаном I ранга Николаем Алексеевичем Тушиным, бывшим заместителем командира бригады строящихся атомоходов. В 80-е годы прошлого века именно он входил в довольно узкий круг специалистов ВМФ, которые были допущены к приемке в состав флота атомных подводных лодок, построенных в Северодвинске, на Севмашпредприятии.
По долгу службы он обязан был знать обо всех нюансах подводных аварий, которые время от времени случались с нашими атомаринами. Та наша довольно откровенная беседа состоялась уже после его увольнения в запас, как раз тогда, когда понемногу начали рассекречиваться самые что ни на есть тайные тайны советского океанского флота. Он по долгу службы был в курсе всех аварийных происшествий. Правда, рассказывал он о тайнах тайн достаточно скупо и тактично, видимо, опасаясь стать неким источником ненужной сенсации. Подводники сенсаций не любят и верят только собственным глазам и ушам. Ну что ж, возможно, настало время раскрыть какую-то из советских тайн.
Итак, в том, что подводный объект, в результате столкновения с которым погибла, затонув на глубине более четырех километров, стратегическая подлодка «К-219» с двумя атомными реакторами и 16-ю баллистическими ядерными ракетами на борту, был нерукотворным, Николай Алексеевич не сомневался. Кстати, именно от него тогда я и услышал, какие неприятности терпели советские (да и американские, и английские, и французские) подводники-атомщики от так называемых «квакеров». Он говорил, что опытные моряки вполне серьезно относятся к разговорам о подводных «неопознанных объектах».
По словам Тушина, он сам, как и многие командиры-подводники, видел в океане светящиеся шары и цилиндры. Почти у каждого подводника такая «заветная» история есть. Но как-то не принято было тогда распространяться на эти темы. Мало ли что в автономке пригрезится? Тем более, что «на приборы» мало кто фиксировал встречи с такими объектами.
О них, об этих квакающих на весь океан невидимках, даже сейчас не известно практически ничего. Что это за явление, сказать тоже никто не может — его никто не видел. Их начали слышать несколько десятилетий назад, когда на подводных лодках, в первую очередь атомных, появилась более или менее чувствительная гидроакустическая аппаратура, которая могла слушать океан во многих секторах звукоподводного спектра.
В 70-х годах прошлого века так называемые неопознанные плавающие объекты и «квакеры» стали не на шутку беспокоить подводников. При разведуправлении ВМФ была даже создана специальная группа для систематизации и анализа всех необъяснимых явлений, происходящих в Мировом океане. Офицеры, которым вменили в обязанность собирать информацию, ездили по флотам, собирая все, что хоть как-то относилось к проблеме. Была даже организована серия специальных океанских экспедиций. Параллельно было организовано несколько американских экспедиций, охотников за «квакерами» (информация об этом, кстати, просочилось в прессу только в последние годы).
Радиус действия «квакеров» расширился от Баренцева моря до средней Атлантики, включая тот самый Бермудский треугольник, в котором погибла наша атомарина «К-219». Однако версия о техногенном происхождении таинственных подводных звуков была довольно слабой: даже богатым США такие расходы никак не по карману. Представьте себе, сколько же нужно потратить, чтобы опутать какими-нибудь акустическими «квакающими» станциями и проводами весь океан…
Эти загадочные объекты упрямо преследовали наши (и не только наши) подводные лодки, причем это преследование сопровождалось характерными акустическими сигналами, напоминающими кваканье лягушки, из-за чего, собственно, подводники и прозвали их «квакерами».
Создалась парадоксальная ситуация: жутко засекреченные советские разведывательные экспедиции приходили к выводу, что «квакеры» — это все-таки какая-то секретная разработка НАТО, направленная на поиск наших подлодок. А американцы, тоже детально изучавшие загадочное явление, с тем же упорством докладывали «наверх», что это — сверхсекретная разработка СССР для обнаружения иностранных субмарин. Возможно, что если бы тогда для изучения этого непонятного явления объединились усилия ученых СССР и США, то проблему бы все-таки «раскололи». Но шла «холодная война»…
У тех, кто реально слышал квакеров, создавалось стойкое впечатление осознанности действий неизвестных источников загадочного звука. Могло даже показаться, что квакеры, появлявшиеся неизвестно откуда, настойчиво пытались установить контакт. Судя по непрерывно меняющемуся пеленгу, они кружили вокруг наших подводных лодок и, меняя тональность и частоту сигналов, словно приглашали подводников поговорить, активно реагируя на гидроакустические «посылки» с борта подлодок
По сути дела, сами по себе квакеры как таковые не представляли угрозы для подводных лодок. Но другое дело, что у некоторых гидроакустиков появлялась своеобразная мания — они боялись заступать на вахту. Боялись сойти с ума от таинственных звуков «квакеров»…
По мнению Николая Алексеевича Тушина, от которого я впервые всерьез и услышал версию о нерукотворности и объективной реальности существования «квакеров», иной раз у подводников даже создавалось некое впечатление, что таинственные объекты активно демонстрируют свое дружелюбие.
Знаменитый опытнейший подводник-атомщик, допущенный к командирскому управлению практически всех проектов советских атомных подлодок, допускал даже, что мы имеем дело с какой-то неведомой подводной цивилизацией, до которой еще не добрались ученые… И действительно — до сих пор достаточно ограниченный (хотя бы размерами планеты) подводный мир изучен нами куда меньше, чем бездонный космос!
Автору этих строк, прослужившему на подводном флоте достаточное количество лет, однажды, еще будучи лейтенантом, самому как-то довелось услышать «квакеров». Пригласил в свою рубку другой лейтенант, командир гидроакустической группы, и протянул наушники: там действительно что-то «квакало» (по-другому и не скажешь), причем с определенной, неизменной периодичностью. Было как-то не по себе: психологически казалось, что звуки издает какое-то неведомое животное.
Причем, как сейчас помню, наша лодка шла тогда на малых оборотах на глубине ровно 250 метров, не меняя курса. Как только всплыли на 120 метров, «кваканье» в наушниках у акустика прекратилось. Помнится также, что командир велел не делать запись об этих звуках в вахтенный журнал: мол, надоели уже эти «лягушки», ничего нового.
К концу 80-х годов советская секретная исследовательская программа «Квакер» была закрыта. Во-первых, денег в разваливавшемся тогда на глазах СССР не было, а во-вторых, с США Горбачев затеял «большую любовь», зачем же нам «почти друзей» подлавливать на каких-то «квакерах»? Самое интересное, что и звуки «квакеров» в океане тоже к тому времени исчезли — словно кто-то подсказал «неопознанным», что ими больше уже никто не интересуется. Начиная с 90-х годов прошлого века не было ни одного официального сообщения о встречах с ними.
Группу наших разведчиков и ученых расформировали, и все накопленные материалы и разработки по теме исчезли в военно-морских архивах под грифом «Совершенно секретно». Остается неясным, почему столь внезапно расформировали группу, и что им удалось узнать о «квакерах»? Увы, эта информация закрыта до сих пор. Как у нас, так и в США. Только изредка информация об этом просачивается в прессу неведомо какими путями.
Но вернемся к гибели советской субмарины «К-219» в Бермудском треугольнике, совсем недалеко от сухопутных границ США. Как установила специальная комиссия, с результатами работы которой Николай Алексеевич был знаком в деталях, причиной аварии стало некое «происшествие» в ракетной шахте, которая по какой-то причине разгерметизировалась, и последовавшая за ним утечка сверхядовитого и суперактивного ракетного топлива в ракетный отсек. Затем возник пожар со всеми вытекающими.
В результате экспериментальных проверок, моделирования ситуации и тщательного анализа было доказано, что это произошло не по вине экипажа. Было воздействие внешних факторов. Почему ракету раздавило? Как попала вода в корпус ракетной шахты? В официальных отчетах есть снимки, которые подтверждают, что по корпусу «К-219» проходила глубокая борозда. Именно она нарушила герметичность одной из ракетных шахт. Именно она позволила забортной воде раздавить ракету!
Комиссия, расследовавшая катастрофу, сделала предварительный вывод, что таким «внешним фактором» была иностранная субмарина. Однако шепотом те же члены комиссии говорили: все равно что-то здесь не то… Агентурная советская разведка докладывала, что после гибели «К-219» ни одна иностранная подлодка не становилась в ремонт ни на одной натовской верфи. А ведь, столкнувшись с советской, она должна была получить немалые повреждения!
Но озвучившего другую версию тогда могли вполне признать сумасшедшим — ну, мол, какие еще такие непознанные подводные объекты? Нам и НЛО с лихвой хватает публику будоражить! Про то, что глубокая борозда на корпусе «К-219» имела не металлический цвет, какой бы образовался после серьезного столкновения с другой подлодкой, а совершенно иной (словно синеватой краской полито), в отчетах комиссии не прозвучало. «На всякий случай».
Однако опытный капитан Тушин был уверен, что «К-219» утопила как раз та загадочная сила, но в те времена об этом было не принято говорить вслух, поэтому «аномальная» версия была робко озвучена только спустя годы после катастрофы. Так что неопознанные подводные объекты, как и «квакеры», так и остаются нераскрытыми тайнами Мирового океана. Ну, а загадочный объект из Бермудского треугольника вольно или невольно (может быть, и случайно) стал фактически убийцей советской субмарины…
В 70-х годах прошлого века так называемые неопознанные плавающие объекты и «квакеры»
Как же ажажа носился с этими квакерами, пока учёные не доказали что зто звуки издаваемые южные малыми полосатиками.
учёные не доказали что зто звуки издаваемые южные малыми полосатиками.
Нейросеть научили говорить голосами знаменитостей
А что, научить подводные устройства связи маскировать сигнал под
звуки издаваемые южные малыми полосатиками
сложнее?
Рекомендую статью «Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку», которая, особенно если пробежаться по ссылкам и приведённым названиям, однозначно показывает, что Россия может производить на современном уровне не только вооружение и космическую технику. Особо отмечу, что техническая сложность разработки и постройки глубоководных аппаратов ничем не уступает космической технике.
Атлантическая одиссея «Янтаря» поставила на уши Америку
Океанографическое исследовательское судно (ОИС) «Янтарь» начало свою одиссею, всколыхнувшую Соединенные Штаты Америки, 5 августа этого года
Тут самое время рассказать об этом уникальном судне. Оно построено на калининградском Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» по проекту 22010 «Крюйс» разработки ЦМКБ «Алмаз». ОИС, заказанное Главным управлением глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны РФ, названо в честь предприятия, на котором строилось. Его закладка состоялась 8 июля 2010 г. – в день, когда отмечалось 65-летие ПСЗ «Янтарь». А передали судно ВМФ 23 мая текущего года – незадолго до 70-летия калининградского завода.
Водоизмещение «Янтаря» – 5200 т, длина – 108,1 м, ширина – 17,2 м. Максимальная скорость хода ОИС – 15 узлов, а дальность плавания – 8000 миль, автономность – 60 суток. Экипаж состоит из 60 человек. Четыре дизель-генератора мощностью по 1600 кВт каждый обеспечивают электроэнергией все системы и агрегаты судна. Двигательно-движительный комплекс ОИС – самый современный. Это – две винторулевые колонки, позволяющие «Янтарю» поворачиваться на «пятке», то есть практически на месте. В носовой части имеются также два подруливающих устройства. Они необходимы для того, чтобы во время работы ОИС могло оставаться на одном и том же месте как вкопанное. А точность определения данного места обеспечивается прецизионной навигационной аппаратурой.
Аппараты свободно перемещаются под водой с трехузловой скоростью с помощью движительно-рулевого комплекса, состоящего из шести электродвигателей (двух – для вертикального хода, трех – для горизонтального и двигателя подруливающего устройства) разработки и производства НПО «Винт», а также системы автоматического управления НПО «Аврора». Вся эта техника сопоставима с космической, а по ряду критериев превосходит ее. 14 июня 2011 г. «Консул» совершил рекордное погружение на глубину 6270 м.
Теперь АС-37 и АС-39 обрели в лице «Янтаря» плавбазу. В центральной части надстройки ОИС имеется ангар для хранения и обслуживания АГА и другой глубоководной техники. Судно оснащено мощным спускоподъемным устройством для работы с «Консулом» и «Русью».
После того как «Янтарь» оказался в центральной части Атлантики, еще раз были проведены глубоководные испытания уникальной техники. А вот когда 23 августа ОИС начало проводить работы чуть южнее канадского острова Сент-Джонс, из Северной Америки послышались стоны и жалобы. «Американские разведывательные корабли, самолеты и спутники внимательно следят за российским военным судном в Атлантике, которое прошло недалеко от базы атомных подводных ракетоносцев США и подводных транзитных путей», – подняла панику газета The Washington Times. В адрес российского ОИС раздались обвинения в шпионаже и подрыве национальной безопасности США. Издание Washington Free Beacon поведало, например, что стратегическое командование США уведомило о прибытии в Шотландию американской ПЛАРБ Wyoming, чего прежде, то есть подобного рода анонсов, из соображений секретности никогда не делало. По мнению автора публикации, скрывать переход субмарины просто не имело смысла, поскольку «Янтарь», который занимался у берегов США подводной разведкой и картографией, был осведомлен о плавании этой субмарины. «Были ли какие-то российские подлодки в Атлантическом океане, когда Wyoming пересекала его по пути в Шотландию, неясно, – пишет издание. – Однако в будущем это поможет действиям российских подлодок в Атлантическом океане».
Объективности ради стоит заметить, что никто из официальных американских лиц не подверг сомнению право российского корабля работать в международных водах. «Мы уважаем свободу всех стран использовать военные суда в международных водах в соответствии с международными законами», – заявил представитель Пентагона.
Что же касается разведывательного характера деятельности «Янтаря» в Атлантике, то никто из этого особого секрета не делал. Ведь судно принадлежит ГУГИ, которое нередко называют «подводным ГРУ». Как заметил по этому поводу в интервью РИА Новости бывший в 1998-2005 годах начальником Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко, «советские, а потом российские подводные лодки неоднократно проводили операции по установке датчиков на американские кабели в районе Атлантики для получения информации, такие же операции проводили и американцы у наших берегов. С тех пор вряд ли что-то изменилось».
В свою очередь, корреспондент американского телеканала Fox News спросил высокопоставленного представителя Пентагона о деятельности океанографических судов ВМС США вблизи российских территориальных вод. И получил следующий ответ: «Конечно, они у нас там есть. Как вы думаете, чем занимаются все эти океанографические суда? Китов изучают?» Активно участвуют в сборе развединформации о Вооруженных Силах РФ американские атомные подводные лодки. Одна из них – Jimmy Carter (SSN-23) – специально построена для операций щекотливого свойства. И так было с первых послевоенных лет, то есть еще до начала эры холодной войны.
Однако в Вашингтоне не знали, что некоторое время спустя после установки устройства за него зацепился якорь какого-то советского гражданского судна. На помощь пришли водолазы ВМФ. Они-то и обнаружили заокеанский шестиметровый «подарок». Соответствующие советские службы использовали его на полную катушку, гоняя через кабель дезинформацию. Факт обнаружения подводного «жучка» инициировал проверку всех подводных советских коммуникаций. И когда подслушивающее устройство было обнаружено на одной из линий связи у Кольского залива, никто этому не удивился. И его тоже сделали инструментом слива «дезы».
Но «жучок», установленный Halibat, находился на глубине 120 м. Работать с объектами, находящимися на глубинах более 500 м, а тем более 1000 и 6000 м, значительно сложнее, а то и невозможно. А вот «Янтарю» такая работа под силу. По дну Атлантики проходят секретные линии информационной сети Пентагона DoDIN, там размещены стационарные станции гидроакустического наблюдения, следящие за перемещением российских атомоходов, а также подводные «маяки», с помощью которых американские субмарины сверяют точность своего курса. И вообще под многометровыми толщами воды находится много чего интересного. Поэтому новейшему российскому ОИС работы хватит. «Янтарь» сам может устанавливать в глубинах аппаратуру и собирать информацию, интересующую Министерство обороны РФ и другие российские структуры. Океанографическое исследовательское судно может также наблюдать за испытаниями новейших американских АПЛ, построенных на верфях в Гротоне и Ньюпорт-Ньюсе, отслеживать действия подлодок ВМС США в полигонах боевой подготовки и осуществлять контроль их трансатлантических переходов.
Нелепые домыслы о том, что «Янтарь» режет стратегически важные линии связи, были решительно отвергнуты серьезными заокеанскими специалистами. По мнению канадского эксперта по подводной разведке Стефена Уоткинса, «кажется более вероятным, что оно (т.е. российское ОИС – прим. редакции) использует свои подводные датчики для того, чтобы наметить на карте систему обороны, чтобы подготовиться к будущим операциям и к тому, как обойти, «ослепить» или уничтожить американские датчики».
Такая оценка представляется более точной. У ГУГИ есть и без того подходящие инструменты для резки кабелей и уничтожения глубоководных объектов.
11 августа этого года в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ «Подмосковье», проходящей глубокую модернизацию, а фактически перестройку из РПКСН К-64 проекта 667БДРМ в большую подводную лодку специального назначения БС-64 по проекту 09787 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Сейчас она уже спущена на воду. Эта субмарина станет носителем так называемых атомных глубоководных станций 1-го ранга.
А доставляют АГС к месту работы атомные подводные лодки специального назначения (ПЛАСН). По сути дела, это субмарины-транспортеры. Сейчас в этой роли выступает БС-136 «Оренбург» проекта 09786 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Она переоборудована из РПКСН К-136 проекта 667БДР в Центре судоремонта «Звездочка». В ее корпус врезан специальный отсек, в который «прячется» АГС и транспортируется к месту глубоководных исследований. Именно АПЛ БС-136 «Оренбург» в сентябре 2012 г. доставила подо льдами «Лошарика» на Северный полюс, и тот из ее чрева несколько раз «сбегал» на дно макушки Земли.
Рассказывая о его первой атлантической одиссее, нельзя не упомянуть об одном примечательном эпизоде. Возвращаясь из плавания, ОИС зашло 19 октября в Сеуту для пополнения запасов. Власти испанского анклава в Африке предприняли чрезвычайные меры безопасности на пирсе, где ошвартовалось российское военное судно. Тем временем в Мадриде проходили переговоры министра иностранных дел пиренейского государства Хосе Мануэль Гарсия Маргальо с госсекретарем США Джоном Керри. Вопреки ожиданиям американский гость тему посещения «Янтарем» Сеуты не затронул. А ведь когда в конце августа в этот порт зашла ДЭПЛ «Новороссийск», на Западе с подачи Вашингтона поднялся страшный шум. Дескать, Мадрид предал НАТО! Теперь, кажется, все обошлось. И зная, что глава внешнеполитического ведомства США любит во время длительных перелетов через океаны и континенты побренчать на гитаре, руководитель МИД Испании подарил своему визави великолепный шестиструнный инструмент. Теперь у Джона Керри есть шанс повысить свой класс игры.
28 сентября, завершив испытания технических средств и оборудования в глубоководных районах Атлантического океана, «Янтарь» пришел в место своей постоянной прописки – Губу Оленью на Кольском полуострове. «Северный флот пополнился уникальным исследовательским судном нового поколения, которое по комплексу технических средств не имеет аналогов в мире, – подчеркнул на церемонии встречи командующий Северным флотом адмирал Владимир Королев. – Технические возможности судна «Янтарь» позволят поднять гидрографическую и исследовательскую деятельность Северного флота в Мировом океане, и особенно в Арктике, на новый качественный уровень».
Главное управление глубоководных исследований МО РФ планирует строительство второго океанографического судна аналогичного проекта для работы на Тихом океане. Что, согласитесь, логично. По словам Алексея Буриличева, в его конструкцию будут внесены некоторые изменения с учетом опыта эксплуатации «Янтаря». У второго океанографического судна есть и рабочее имя. «Чтобы не обижался проектант, назовем его «Алмаз», – заметил начальник ГУГИ. А строить новое ОИС, скорее всего, будут на том же калининградском «Янтаре». «На этом предприятии сформирована команда профессиональных людей, понятна кооперация, разработана оснастка для корпусных работ таких судов», – сказал Буриличев. Будем ждать закладки «Алмаза»!