Россия попала в число стран с устойчивым развитием качества образования. Опубликованы результаты международного исследования качества образования PISA-2018

отметили
18
человек
в архиве
Россия попала в число стран с устойчивым развитием качества образования. Опубликованы результаты международного исследования качества образования PISA-2018
PISA-2018 проводилось в 79 странах, в нем участвовало более 600 тысяч 15-летних школьников. Такие исследования проходят раз в три года под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Какие результаты показала Россия? Она попала в топ-18 стран с устойчивым прогрессом качества школьного образования. То есть, за последние 15-18 лет наш уровень стабильно вырос. Например, по читательской и математической грамотности — на 20 баллов. При этом в «коротком» трехлетнем цикле результаты 2018 года оказались чуть ниже предыдущих.

В целом по читательской грамотности — то есть по умению воспринимать и понимать информацию — наши школьники заняли 31 место в мире. По естественнонаучной грамотности — 33 место. По математической грамотности — 30 место.

Как относиться к этим результатам? Об этом «РГ» спросила у заведующей Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Галины Ковалевой.

— Исследование PISA показывает глобальные тенденции. И поэтому анализировать результаты нужно по большим, девятилетним циклам: только по ним можно понять, к каким реальным результатам приводят изменения в системе образования, — рассказала она. — Россия относится к группе успешных стран, где есть позитивная динамика по двум из трех основных направлений: читательской и математической грамотности. В естественнонаучной грамотности у нас ситуация стабильна.

По словам эксперта, если говорить про некоторое снижение баллов в последнем трехлетнем цикле ( с 2015 по 2018 год) — то по двум направлениям оно статистически не значимо — колебания в несколько баллов. По естественнонаучной грамотности — 478 баллов (487 в 2015 году). По математической грамотности — 488 баллов (494 в 2015 году).

По читательской грамотности наши школьники набрали 479 баллов (495 в 2015 году). Это снижение баллов эксперт связывает с тем, что в 2018 году изменилась сама технология проведения тестирования — оно стало полностью цифровым, требует грамотной работы в интернете. Появились новые задания, связанные с анализом противоречивой информации, множественных текстов. Что это такое?

— Это несколько разных текстов, связанных одной темой. Например, почему исчезли все деревья на острове Пасхи? Детям дается личный блог профессора-ученого, интервью, и выдержка из научного исследования. Нужно на основе одного текста сделать выводы по другому, связать их. И именно в выполнении этих заданий наши школьники показывают не очень высокие результаты, — рассказала Галина Ковалева. — На поиск, на анализ информации в рамках одного текста результаты российских школьников лучше.

Как планируется дальше «работать» с читательской грамотностью детей? По заданию министерства просвещения эксперты разрабатывают новые задания — в максимально интерактивном формате. Уже со следующего года они появятся на платформе «Российской электронной школы». А для учителей создают методические рекомендации: как можно использовать такие задачки в учебном процессе. То есть сейчас уже вовсю идет подготовка к тестированию PISA-2021.

«Сейчас мы начинаем обращать серьезное внимание именно на эту сторону чтения. В четвертом классе мы проверяем читательскую грамотность. А в девятом — проверяется функциональная грамотность: учащиеся должны прочитать разные тексты — гуманитарные, естественнонаучные, финансовые и отвечать на вопросы. Что при этом надо исправлять? Мы видим, что ученик читает текст и пересказывает теми же самыми вопросами, которые ему задали, но не дает на них ответа. Получается, что человек не понимает смысла прочитанного.А человек, не понимающий смысла текста, двигаться вперед не сможет», — рассказала ранее министр просвещения Ольга Васильева.

Кстати, по сравнению с общероссийскими результатами московские школьники ушли далеко вперед. По читательской грамотности они заняли третье место в мире, обойдя Канаду, Финляндию и Ирландию. По навыкам работы с информацией 15-летних москвичей опережают только школьники из Сингапура и четырех китайских провинций (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун). По математической грамотности Москва попала в пятерку мировых лидеров, опередив Японию, Нидерланды, Финляндию и Канаду. По естественнонаучной грамотности Москва заняла шестое место, обойдя Финляндию, Республику Корея, Канаду, Тайвань и Великобританию.

«Опыт Москвы очень полезен для других регионов нашей страны. Мы будем его анализировать и использовать. Важнейшее достижение Москвы — обеспечение массового качественного образования. Москва заняла первое место среди регионов России в рейтинге управленческих механизмов, который Рособрнадзор впервые составил в этом году», — заметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

источник: oecd.org

источник: factsmaps.com

 

источник: dw.com

 

Добавил suare suare 3 Декабря 2019
проблема (2)
Дополнения:

Ракова: Москва стала одним из лидеров рейтинга PISA-2018

12:02 03.12.2019
Московские школьники улучшили уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности и, согласно международному исследованию PISA-2018, попали в лидеры рейтинга по уровню образования, сообщила РИА Новости заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
 
Согласно результатам, в сравнении с аналогичным исследованием 2016 года, московские школьники по уровню читательской грамотности поднялись с шестого места на третье, по уровню математической грамотности с шестого на пятое, а по уровню естественнонаучной – улучшили результат сразу в два раза и оказались на шестом месте после 12-го.

«Итоги международного исследования показывают, что мы смогли не только сохранить свои позиции в рейтинге, но и существенно улучшить результаты, став лидерами школьного образования в мире. Это еще раз доказывает, что все изменения в столичном образовании за последние восемь лет были правильными и действительно повысили его качество. Я надеюсь, что это исследование, как и другие результаты, которые говорят о росте качества образования в столице, поставят окончательную точку в обсуждении, в правильном ли направлении движется Москва в модернизации образования», – отметила Ракова.

Вице-мэр подчеркнула, что достичь таких результатов позволила выбранная в 2011 году мэром Москвы стратегия, направленная на обеспечение всех школ города равными возможностями. Такой подход в свою очередь позволил требовать от них хорошего образования независимо от того, в каком районе расположена школа. В основу реформы был заложен подход, при котором в системе образования главным является ученик.
«Исходя из этого, был осуществлен переход на нормативно-подушевое финансирование школ, в рамках которого все школы на одного ученика стали получать одинаково. Был взят курс на то, чтобы сформировать равные возможности в каждой школе для обеспечения качественного образования. Сегодняшние результаты показывают, что нам это удалось. В Москве больше не существует лучших школ, средних школ – все школы Москвы имеют возможность давать качественное образование», – добавила Ракова.
 
Заммэра напомнила, что в московских школах, включая частные, был установлен единый норматив – 160 тысяч рублей на каждого школьника. Однако проектом бюджета на 2020 год предусмотрено увеличение норматива до 175 тысяч рублей на каждого школьника. Ракова пояснила, что в эту сумму уже включены все затраты: расходы на питание, капитальный ремонт, коммунальные услуги.
Она добавила, что создание объединенных школ также способствовало тому, что у школьников появились равные возможности для качественного обучения. В таких школах ученики без лишнего стресса переходят в первый класс из дошкольной группы этой же школы. При этом здесь работают по несколько учителей одного предмета, что позволяет преподавателям обсуждать актуальные вопросы своей практики и обмениваться опытом.
Кроме того, в каждой крупной школе существует не менее трех профильных классов, среди которых инженерные, медицинские, кадетские и новые, открывшиеся в текущем году, IT-классы. По словам заммэра, раньше такую возможность могли предоставить лишь 1% московских школ. На сегодняшний день более 40 тысяч детей обучаются в рамках предпрофильного образования на базе порядка 400 школ и крупнейших московских вузов.
 
По словам Раковой, достичь высоких результатов было бы невозможно без грамотной подготовки учителей и оснащению школ современным оборудованием и сервисами.
«Большая работа была проведена и с точки зрения формирования качественного педагогического коллектива в школе. Учителя получают достойную зарплату: за 9 месяцев 2019 года средняя зарплата учителей составила 117 тысяч рублей. Это позволяет школам подбирать только лучших учителей. Одновременно с этим мы уделяем большое внимание созданию современной цифровой среды. Всем известен проект „Московская электронная школа“, который представляет собой, с одной стороны, уникальную базу знаний – это около 40 тысяч сценариев уроков, которые готовят сами учителя, десятки тысяч различных интерактивных пособий, которые помогают ребятам заниматься. С другой стороны, это широкий набор сервисов, который предоставляется родителям. Начиная от питания школьника и заканчивая электронным дневником, когда родители узнают об оценках своих детей, иногда даже раньше самих детей», – заключила она.
PISA (The Programme for International Student Assessment) — крупнейшая международная программа оценки учебных достижений, которую реализует Организация экономического сотрудничества и развития. Эти тесты помогают оценить грамотность 15-летних школьников по математике, чтению и естественным наукам. Программа PISA действует с 2000 года.
 

Международное исследование PISA: краткая информация

 

Добавил suare suare 3 Декабря 2019
Комментарии участников:
fStrange
0
fStrange, 3 Декабря 2019 , url

Кстати, по сравнению с общероссийскими результатами московские школьники ушли далеко вперед. По читательской грамотности они заняли третье место в мире

 Отдельная страна — Москва.

Вице-мэр подчеркнула, что достичь таких результатов позволила выбранная в 2011 году мэром Москвы стратегия, направленная на обеспечение всех школ города равными возможностями

 Достичь такого успеха позволила стратегия метрополии. Когда метрополис выжимает все соки из колоний\регионов.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать