Ростех запустил крупнейшее в России производство лопаток турбин для двигателей

отметили
44
человека
в архиве

Госкорпорация Ростех открыла на базе рыбинского предприятия «ОДК-Сатурн» крупнейший в России центр по изготовлению лопаток турбин для авиационных, морских и промышленных двигателей. Новое производство позволит ежегодно выпускать компоненты для более чем 2 тысяч авиадвигателей – российских и зарубежных. Объем инвестиций в проект превысил 3 млрд рублей.

На заводе в Рыбинске на площади в 20 тыс. кв. м. установлены более 180 единиц современного высокотехнологичного оборудования, которое повысит производительность труда на 60%. Уже в 2020 году это предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации «Сатурн» удвоит объемы производства – до 280 тысяч лопаток в год. А к 2024 году производительность центра должна вырасти в семь раз – на его мощностях планируется выпускать около 900 тысяч единиц продукции, в том числе для зарубежных партнеров.

Торжественная церемония запуска нового производства в эксплуатацию состоялась 6 декабря.

«Лопатка турбины – один из самых наукоемких и сложных в изготовлении компонентов газотурбинных двигателей для авиации, морских судов, энергетики. Такую продукцию производят только шесть стран в мире. Она требует сложнейших расчетов при проектировании и очень высокой точности в изготовлении. Новые цифровые технологии, внедренные на предприятии ОДК, позволяют получать продукцию высшего уровня. При этом точность производства возрастает на 30%, а себестоимость лопаток снижается на 50%, сокращаются на 40% трудозатраты. Проект, без преувеличения, выводит российское двигателестроение на новый уровень и позволяет претендовать на лидирующие позиции в этом высокотехнологичном сегменте», – прокомментировал первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.

В литейном цехе внедрена инновационная технология – монокристаллическое литье в керамические формы по выплавляемым моделям. Такой способ позволяет экономить дорогостоящее сырье (специальные жаропрочные сплавы) и выплавлять рабочие лопатки газотурбинных двигателей с жесткими геометрическими допусками до 0,05 мм. При этом не требуется дальнейшая ручная полировка, которая была обязательным атрибутом производства до модернизации. Использование передовых методов особенно актуально именно в процессе литья, так как на этом этапе закладываются необходимые свойства детали, которые влияют на качество и ресурс двигателя.

«К 2024 году доходы центра от данного вида производства прогнозируются на уровне не менее 5 млрд рублей в год. Основная часть продукции ориентирована на внутренний рынок, но есть и хорошие экспортные перспективы. В частности, достигнуты договоренности с французской компании Sаfrаn Aircraft Engines на изготовление и поставку ей в течение 20 лет до 250 тысяч единиц продукции ежегодно. Уверен, наша продукция будет востребована и среди других мировых производителей», – подчеркнул индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации Ростех Анатолий Сердюков.

Новый цех обеспечит рабочими местами 300 человек.

В России в 2020 году начнут серийное производство газовых турбин большой мощности ГТД-110М — Агентство Информационных Сообщений

Первые серийные газовые турбины большой мощности ГТД-110М произведут в России в 2020 году. Об этом заявил первый заместитель генерального директора «Ростеха» Владимир Артяков.

«Мы предполагаем первый серийный выпуск в 2020 году. Мощности для серийного производства уже подготовлены, опытно-промышленная эксплуатация турбины завершена», — цитирует слова Артякова РИА «Новости».

В четверг, 5 декабря состоялось заседание научно-технического совета «Ростеха» с участием всех заинтересованных сторон данного инвестпроекта. На совете были рассмотрены итоги опытно-конструкторских работ и опытно-промышленной эксплуатации установки ГТД-110М. «В настоящий момент опытно-промышленная эксплуатация ГТД-110М успешно завершена, наработка турбины составила около 3 тыс. часов», — подчеркнул Артяков.

Опытную турбину продолжают использовать в составе Ивановских ГТУ. «Сейчас обсуждается следующий этап испытаний, в ходе которого наработка должна достигнуть новой планки — 8 тыс. часов», — пояснил заместитель гендиректора «Ростеха» .

Минпромторг заявил в октябре нынешнего года, что серийное производство российских газовых турбин большой мощности ГТД-110М запустят через полтора-два года.

В России ранее не производили газовые турбины большой мощности — от 110 МВт и выше. Такие турбины являются основным оборудованием на теплоэлектростанциях с парогазовым циклом и поставлялись в основном из Германии.

ГТД-110М является первой отечественной российской газовой турбиной большой мощности. Она станет основой для парогазовых и энергетических установок в диапазоне мощностей от 110 МВт до 500 МВт.

Также ГТД-110М может применяться как замещающая мощность при техническом перевооружении выработавших физический ресурс паросиловых блоков.

В СССР разработкой больших газовых турбин системно не занимались. Хотя техническая база для этого имелась, но сильных экономических стимулов для развития этого направления тогда не было. В Советском Союзе были очень хорошо развиты паросиловые технологии, разработаны надежные паровые турбины, имелись дешевые газ, нефть и уголь.

Первая советская газотурбинная установка ГТЭ-110 на базе двигателя ГТД-110 была в конце 80-х спроектирована в украинском НПО Машпроект на базе турбин для морского применения. После распада Советского Союза украинский проект была передана на доработку в НПО Сатурн, но работы по проекту велись вяло из-за нехватки средств, а также из-за отсутствия соответствующей инженерной школы.

В итоге оказалось, что в России нет газовой турбины, которая могла бы конкурировать с иностранными образцами даже на внутреннем рынке.

В 2013 году к проекту вернулись на серьезном уровне. Тогда Объединенная двигателестроительная корпорация «Сатурн» подписала инвестиционное соглашение с «Роснано», «Интер РАО» и НП ЦИЭ. На тот момент бюджет проекта по созданию ГТД-110М составлял 2,5 млрд рублей. Реализовать его намеревались к концу 2017 года, а запуск серийного производства турбины ГТД-110М планировался в 2018 году.

Но сроки были отодвинуты, поскольку реализация проекта столкнулась с инженерными трудностями. В декабре 2017 года ресурсные испытания опытного образца газовой турбины ГТД-110М были остановлены из-за вышедших из строя механизмов. Отметим, что целью испытаний было именно выявление недостатков конструкции, а поскольку в России это был первый опыт создания турбин такого класса, то сложности в ходе испытаний были вполне ожидаемы.

Для проекта поломка турбина на испытаниях не стала фатальной, но на сроках реализации она сказалась. Также инженерные доработки и дополнительный цикл испытаний потребовали от Ростеха дополнительные инвестиции примерно в 300-400 млн рублей. Это приблизило общую стоимость проекта к 3 млрд рублей. Новый этап испытаний начался в 2019 году. И на это раз все прошло успешно.

Ранее турбины такого класса закупали в основном у германской компании «Сименс». Но скандал с поставками турбин для электростанций в Крыму «Сименсу» не простили. После той истории немецкий концерн не выиграл в России ни одного крупного тендера на поставку и обслуживание.

Хотя «Сименс» сейчас буквально мелким бисером рассыпается, в попытках удержаться на российском рынке. Немцы предлагают полностью локализовать в нашей стране выпуск турбин большой мощности и сдать все технологии. Но в Москве решили поти еще более радикальным путем и на все 100% импортозаместить нишу газовых турбин большой мощности. Для этого и запускается серийный выпуск ГТД-110М.

Добавил precedent precedent 9 Декабря 2019
проблема (6)
Комментарии участников:
nanosecond
+2
nanosecond, 10 Декабря 2019 , url


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать