«Фабрики троллей» становятся стандартным политическим инструментом — без них, похоже, не обходится ни одна политическая кампания не только в России. Осенью 2019 года вышло два масштабных журналистских расследования о «фабриках троллей» в Украине и Польше. Журналисты в ходе расследования, устроившись на работу в пиар-агенства, месяцами писали с фейковых аккаунтов в Сети комментарии определенной направленности, а потом детально рассказали о деятельности таких структур в своих итоговых публикациях на сайте Investigate Europe и в фильме независимого агентства журналистских расследований «Слідство.інфо» и интернет-канала Hromadske «Я-Бот». Чем отличаются друг от друга «фабрики троллей» в России, Польше и Украине и что советуют с ними делать сами расследователи?
Масштабы работы интернет-троллей в России, Польше и Украине
Первой «фабрикой троллей», которая приобрела широкую известность, стало «Агентство интернет-исследований» из Ольгина, исторического района Санкт-Петербурга. В отличие от украинских и польских коллег, которые обслуживали исключительно местных заказчиков, не касаясь вопросов внешней политики, сфера деятельность «ольгинских троллей» не ограничилась Россией. Активному вмешательству «Агентства интернет-исследований» в президентские выборы в США в 2016 году посвящена значительная часть расследования американского спецпрокурора Роберта Мюллера.
источник: dw.com
Евгений Пригожин, с которым связывают «ольгинскую фабрику троллей»
Для достижения своих целей «ольгинские тролли» используют всевозможные социальные сети — от русскоязычного «В контакте» до международных Facebook, Twitter, Instagram и Youtube. А вот в Польше и Украине интернет-тролли активны в первую очередь там, где наиболее активно обсуждается политическая проблематика. В Польше это Twitter, а в Украине — Facebook, хотя этими платформами их деятельность, конечно, не ограничиваются.
Главная задача сетевых троллей — написание комментариев для организации фейковых дискуссий, к которым должны присоединиться реальные, не анонимные пользователи. Норма в Ольгино, по свидетельствам бывших сотрудников, — 135 комментариев в день, а в украинском пиар-агентстве Pragmatico — все 300. Украинский журналист-расследователь Василий Бидун из «Слідство.інфо» утверждает, что за полтора месяца в Pragmatico он наловчился писать столько комментариев за четыре часа.
Не сопоставимы размеры «фабрик троллей» — если в Ольгино работаетцелая бригада в 300-400 человек, о чем рассказал бывший сотрудник Марат Миндияров в интервью The Washington Post, то в соответствующих польских и украинских структурах насчитывалось не более 20 сотрудников. Однако количество таких «фабрик» ни в одной стране неизвестно.
Как организованы «фабрики троллей»
Зарплата российских сетевых троллей, по словам Миндиярова, — около 570 евро в месяц. При этом бывшие сотрудники «Агентства интернет-исследований» отмечают, что их коллеги, знающие английский и занятые написанием проплаченных комментариев в Facebook, получают примерно вдвое больше. Для сравнения — журналист Василь Бидун получал в пиар-агентстве Pragmatico всего 340 евро.
источник: dw.com
Василий Бидун, журналист-расследователь «Слідство.інфо»
А вот польская журналистка Катажина Прушкевич (Katarzyna Pruszkiewicz) из расследовательской организации Fundacja Reporterów на «фабрике троллей» Cat@net зарабатывала лишь 300 евро в месяц. Правда, такую сумму предложила она сама, не зная рыночных цен на данные услуги.
При этом если в Ольгино, по утверждению Марата Миндиярова, работали «модно выглядящие хипстеры», то в Украине это были в основном простые студенты, а в польской Cat@net — люди с инвалидностью. Об этом Катажина Прушкевич узнала из соцсетей — вживую она своих коллег не видела, так как, в отличие от российской и украинской «фабрик», в Cat@net работа велась удаленно через канал в Slack.
На кого работали интернет-тролли
Интересно, что благодаря трудоустройству людей с инвалидностью польская «фабрика троллей» получала субсидии из госбюджета — от Национального фонда реабилитации инвалидов. Клиентами Cat@net за время работы там журналистки были Польское общественное телевидение, местные политики как правого, так и левого толка, и компания, занимающаяся производством оружия. Один из клиентов, Анджей Сейна (Andrzej Szejna) из Союза демократических левых сил (СДЛС), в поддержку которого несколько месяцев интернет-тролли писали в Сети комментарии, прошел в парламент, отмечается в расследовании Investigate Europe.
источник: dw.com
Святослав Вакарчук, рок-музыкант и депутат Рады
Украинское агентство Pragmatico, как следует из фильма «Я-Бот», обслуживало интересы самых разных политиков не первого ряда. Среди них — лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко, не пробившийся в парламент и неудачно участвовавший в президентских выборах, а также солист рок-группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук, возглавляемая которым партия «Голос» в итоге прошла в Верховную раду.
«Ольгинские тролли» обслуживают в первую очередь политические интересы Кремля — деятельность российского «Агентства интернет-исследований» связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным, которого считают близким к президенту России Владимиру Путину, о чем говорится в расследовании спецпрокурора Мюллера.
Каково это — работать интернет-троллем?
«Я плакала, правда», — признается DW Катажина Прушкевич, вспоминая свои первые дни в Cat@net, где она проработала полгода. Ради журналистского расследования девушке пришлось практически забросить университет и личную жизнь — чтобы целыми днями писать в Twitter посты ультраправой направленности.
У Василия Бидуна более короткий опыт — лишь полтора месяца, зато он умудрился снять работу коллег на скрытую камеру. «Первый месяц было страшновато, что меня раскроют», — вспоминает украинский журналист в беседе с DW. По оценке Василия, написание проплаченных комментариев с фейковых аккаунтов никто в пиар-агентстве не воспринимал как нечто незаконное или недостойное — ни работодатель, ни сами работники.
«Я лично не видел, чтобы для кого-то это было морально сложно, или кто-то глубоко задумывался над влиянием, которое они могут оказывать», — говорит Бидун, признаваясь, что самому ему было непросто, однако лично для него важнее было рассказать об увиденном другим.
По окончании расследований лишь один из политиков в Польше частично признал сотрудничество с «фабрикой троллей». Украинские же политики обижались на прямые вопросы журналистов и отвечали в том духе, что «нас подставили, чтобы вам было что расследовать».
Любопытно, что за несколько дней до обнародования украинского расследования Facebook заблокировал все аккаунты Pragmatico. А вот большинство аккаунтов Cat@net по-прежнему активны. При этом Национальный фонд реабилитации инвалидов начал расследование по выплатам Cat@Net 350 тыс евро с 2015 года.
Что делать с «фабриками троллей»?
Сегодня работа интернет-троллей ни в Украине, ни в Польше не является нарушением законодательства. Это просто серая зона, которая до сих пор не охвачена нормативно-правовым регулированием, однако такого рода деятельность напрямую влияет на политические процессы в обеих странах. Как же стоит поступить с сетевыми троллями — запрещать или регулировать эту деятельность? Мнения расследователей на сей счет разделились.
Катажина Прушкевич считает, что «фабрики троллей» надо запретить, при этом социальные сети должны выявлять и удалять фейковые аккаунты. Однако если рынок таких услуг уже существует в большом масштабе, не будет ли более разумным его законодательно отрегулировать? Этим вопросом задаются в «Слідство.інфо».
Деньги, которые тратятся политическими партиями на проплаченные хвалебные комментарии, должны декларироваться в отчетах, как сейчас происходит с расходами на политическую рекламу и пиар-кампании, считает Анна Бабинец, руководитель «Слідство.інфо».
«Тогда политики 300 раз подумают, стоит ли им этим пользоваться,» — заявила Бабинец DW, подчеркнув, что речь идет лишь о хвалебных комментариях, так как черный пиар недопустим в любом случае. «Это просто часть реальности, с которой нам нужно жить, — признает Бабинец. — А что тут запрещать? Что сидит Любомир Кукуруза (один из фейковых аккаунтов от Pragmatico. — Ред.) и постит, какой классный Вакарчук?».
Дата 14.12.2019
Автор Яна Беляева