С точки зрения любого отечественного оппозиционера, каждый декабрь — это юбилей Болотной площади, первого крупного митинга «путинской эпохи», который породил достаточно серьёзную, пусть и недолговечную протестную волну. В этом году «Болотной» исполняется уже 8 лет. Срок достаточно серьёзный, чтобы взглянуть на тот путь, который за это время прошла российская оппозиция.
Если мы это сделаем, то увидим лишь одно — очень серьёзную деградацию, вызванную целым рядом причин. Одна из основных — это попытка западных кураторов отрефлексировать причины стремительного угасания протеста в 2012 г. По-видимому, ключевым выводом стал тезис о неспособности протестных лидеров старой формации довести митинговую активность до градуса социального взрыва.
Вследствие этого лица старого протеста — Касьянов, Рыжков, Демушкин — очень быстро отошли даже не на второй, а на десятый план, открыв реальным организаторам в лице Штатов широкое поля для экспериментов.
На основе наработок «Арабской весны» была сделана ставка на молодых амбициозных ребят, которые большую часть времени проводят в Интернете. По логике кураторов, именно они должны были перехватить рычаги управления протестной активностью и уже на новом витке сделать то, что не удалось их предшественникам. На первых порах вроде бы что-то получалось. На пиар и рекламу деньги выделялись с лихвой, никому неизвестные блоггеры набирали аудиторию… Однако дальнейшие попытки ускорить этот рост ни к чему не привели.
Напротив, уже с 2014-2015 гг. процесс обернулся вспять, а несостоявшиеся лидеры стали превращаться в гротескных неудачников. Причин было две.
Во-первых, изменилась международная обстановка. Крым, Донбасс, затем Сирия — в значительной степени выбили у оппозиции почву из-под ног, а уход ряда деятелей в «заукраинскую» риторику серьёзно ударил по её популярности.
Во-вторых, сама ставка оказалась проигрышной. Сделав упор на политизированную молодежь, живущую в Интернете, Запад не учел целого ряда психологических особенностей этой среды, прежде всего, её склочности и моральной распущенности.
Яркий и даже хрестоматийный пример подобного поведения — это так называемая Либертарианская партия России. Так называемая — потому что на полном серьёзе называть партией сборище малолеток довольно странно. Тем более, что никакой официальной регистрации данное «движение» не имеет.
Несмотря на то, что в самой ЛПР отсчитывают свою историю аж с 2008-го, накачка партии деньгами началась именно в последние годы.
По всей видимости, ставили на само направление. В отличие от многочисленных националистов, либералов и коммунистов, либертарианцы еще не успели набить оскомину целевой аудитории, хотя декларируемые ценности — рынок, гражданские свободы, уменьшение роли государства — не сильно отличались от того, что продвигали соратники того же Немцова.
Впрочем, всё это оказалось неважно. Своего потенциального избирателя, хоть в сколько-нибудь значимом числовом выражении, движение так и не завоевало, а единственное, что оно приобрело — это отчетливый и трудно смываемый педофильский душок. И ему либертарианцы обязаны сразу двум своим деятелям.
Первого зовут Михаил Локшин. Прославился данный либертарианец тем, что свои гражданские права он воспринимал как возможность заниматься мастурбацией в присутствии детей. Однажды, устав от политических баталий в сети, он решил разнообразить свой досуг прогулкой по детским площадкам, при этом нижнее бельё он посчитал лишним. Закончились либертарианские приключения около детского садика, где педофил и был задержан сотрудниками полиции.
К слову, в итоге он довольно легко отделался, отправившись не в колонию, где его ждет «петушиный угол», а всего-навсего в психушку. Но интересно другое. Там, где любая нормальная партия моментально бы вышибла подобного фрукта из своих рядов, в ЛПР, напротив, встали на его защиту, объявив неудачливого эксгибициониста «узником совести» и «жертвой путинизма». Странное решение, однако у него имеется вполне понятная логика, которая заключается в том, что главный медийный актив либертарианцев — блогер Михаил Светов — сам проходит по уголовному делу о педофилии.
Более того, в случае Светова свалить на «кровавый режим» уже не получится, поскольку блогер сам признался в том, что его бывшей девушке не было и 16-и. При этом он самым активным образом доказывал, что подобные связи — это абсолютно нормально. И в том, что Светов искренне в это верит, сомнений как раз-таки нет. Достаточно вспомнить, что в своё время он подробнейшим образом описывал кайф, который получал при виде «клизмования маленьких девочек». А еще раньше открытым текстом заявлял, что его «возбуждает мысль о насилии, в том числе, над детьми».
Повторюсь — это лицо партии и член её «федерального комитета». И тут вариантов только два. Или в ЛПР полагают, что всё население России — люди с аналогичными наклонностями, которым должны нравиться подобные истории, или сами члены партии — абсолютно больные люди, которые, вращаясь в собственном мирке, даже не интересуются тем, как это воспринимается за его пределами.
Справедливости ради стоит отметить, что партийная жизнь у партийцев действительно интересная. Скандалы, интриги, расследования имеют там место каждый день. Так, на предновогоднем корпоративе либертарианцы поразбивали друг другу физиономии на почве комментариев в социальных сетях, а уже затем стали строчить друг на друга жалобы, требуя исключения из оппозиционных рядов.
Почему я вообще остановился на этих самородках? Как я уже сказал, ЛПР — это очень хороший пример того, во что превращаются собранные из диванных экспертов и сетевых фриков политические движения. Здесь либертарианцы, там комнатные большевики, этажом выше секта фанатов Гиркина-Стрелкова — абсолютно не важно, о ком именно идёт разговор. Меняться будут лишь детали — не педофилия, так мания величия, шизоидные идеи или еще что-то в том же духе.
А сама суть остаётся прежней — вместо молодых лидеров западные кураторы получили толпы неадекватных «хомячков», которые не могут самоорганизоваться даже на уровне корпоративной пьянки.
И в данном случае стоит пожелать лишь одного. Дай Бог, чтобы и все дальнейшие оппозиционные проекты двигались в том же русле. В этом случае они так и будут гнить в собственном болоте.