Честно говоря, даже зная жадность, хапужность, авантюрность и страсть к аферам, не мог даже предположить, что «Нафтогаз» возьмет на себя все риски по транзиту.
То есть, если даже в силу худого состояния ГТС часть газа не дойдет до точки «Б», это — потери Нафтогаза.
По итогам комплексного аудита АО «Укртрансгаз» представители международного сертификационного органа «TÜV SÜD» (Германия) сделали положительное заключение о соответствии мировым стандартам систем экологического управления, управления качеством, безопасностью труда и энергетического менеджмента украинской ГТС. Аудиторы подтвердили, что ее оператор «Укртрансгаз» является надежным партнером и осуществляет безопасную и энергосберегающую эксплуатацию украинской “трубы”. При этом международные эксперты обнаружили лишь четыре незначительных несоответствия и дали 17 рекомендаций по улучшению интегрированной системы управления".
ГТС Украины: безопасная и пока неэффективная
В надежности украинской ГТС убеждены и отечественные эксперты. А вот к эффективности ее работы “есть вопрос”. Для ее повышения, а также для увеличения эксплуатационного ресурса газотранспортных коммуникаций нужна их комплексная модернизация. Об этом говорят уже давно. Но каждый раз чиновникам, которые “танцуют” вокруг “трубы”, что-то мешает – то отсутствие средств, то надежных партнеров, то законодательных решений или политической воли. При этом теряем драгоценное время. А “переменчивый” энергорынок этого не прощает. К тому же, у нас жадный сосед, который решил сделать все для того, чтобы лишить Украину ее статуса “транзитного государства”. И упреки в ее якобы “ненадежности” (с чем не согласны международные аудиторы) и неэффективности (с чем, увы, согласны все) нашей ГТС служат едва ли не самыми главными аргументами Кремля в дискуссиях с европейскими потребителями российского “голубого топлива”, точнее, при попытках навязать им свою волю. Так каковы перспективы украинской газотранспортной системы по состоянию на начало 2019-го – за год до завершения действия прежних “газовых” контрактов с РФ и ориентировочно за год с лишним до вероятного (конечно же, все мы хотим, чтобы этого не произошло) ввода в эксплуатацию скандальной обходной транзитной магистрали – “Северного потока-2”?
“Труба” – наше все
Газотранспортная система Украины – одна из крупнейших в мире. Ее эксплуатация важна не только для обеспечения топливом внутренних потребителей, а удовлетворения газовых потребностей десятков миллионов жителей Центральной и Западной Европы. Длина газопроводов – 37 тысяч километров. В начале 2010-х годов пропускная способность украинской “трубы” составляла 288 млрд. кубометров в год (на входе) и 178,5 млрд. кубов (на выходе). Сейчас, по оценкам экспертов, эти показатели несколько снизились – из-за изношенности некоторых трубопроводов и использования части мощностей в реверсном режиме. Но качать ежегодно 140-142 миллиарда кубометров топлива мы вполне в состоянии. Уникальность же украинской ГТС – в существовании 13 подземных газохранилищ общей активной емкостью 31 млрд. кубометров. Но… Срок амортизации почти трети украинских газопроводов уже истек, замены или полной модернизации требуют большинство из более 70 наших компрессорных станций. Как следствие – балансовые потери газа при транспортировке отечественной ГТС составляют 0,5% общего объема, что по современным меркам – большое расточительство.
К тому же, примерно 7 млрд. кубометров Укртрансгаз тратит ежегодно в качестве технологического топлива. В “лучшие” годы (к примеру, в 1996, 1997, 1998, 2004 и 2005-м) через нашу ГТС транспортировалось до 140 миллиардов кубометров “голубого топлива”. В 2010-х эти объемы сократились фактически вдвое. К примеру, в прошлом году Украина транспортировала 86,8 миллиардов кубометров топлива. А в 2014 и 2015 годах соответствующий показатель не достигал и 70 миллиардов кубов. Все потому, что в последние годы Россия целенаправленно “работает” на то, чтобы полностью оставить нашу ГТС без транзита, перейдя на поставки своего газа в Европу обходными маршрутами. При этом, “педалируя” тему прокладки разного рода “потоков”, РФ, конечно же, скрывает свою истинную цель. Мол, речь идет лишь об экономической выгоде, а не о политической сути навязанных европейцам проектов. Один из аргументов российской стороны, – утверждение, что украинская ГТС “устаревшая, неэффективная и ненадежная”. Большинство таких обвинений надуманы. Ведь на самом деле уровень безопасности нашей газотранспортной системы полностью отвечает современным требованиям. Что, собственно, подтвердили и немецкие аудиторы.
“Ежегодно Украина тратит на модернизацию своей “трубы” $250-300 миллионов. Как следствие, по количеству технических инцидентов и аварий наша ГТС намного надежнее, чем российская. Если речь идет о магистральных газопроводах, то никаких нареканий со стороны потребителей топлива на них вообще нет”, – отмечает эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. По его словам, ситуация с распределительными сетями чуть хуже. Ведь далеко не все компании, которые занимаются распределением газа для нужд внутренних потребителей, тратят необходимые суммы для поддержания системы в надлежащем состоянии. Поэтому сбоев на этом уровне больше. “Но и эту проблему можно быстро решить – в частности, наработав в рамках реформирования внутреннего газового рынка новые механизмы и инструменты государственного контроля. Потому что на сегодня государство, к сожалению, не имеет должного воздействия на этих субъектов хозяйствования. Определенное давление на них возможно только через Регулятора (НКРЭКУ) или через органы местного самоуправления. А на компании, которые в процессе приватизации принимали на себя определенные инвестиционные обязательства, частично можно повлиять через механизмы контроля их выполнения”, – убежден эксперт.
Модернизация ГТС и “транзитные” перспективы
Эксперты отмечают: лишившись транзита, Украина потеряет существенный источник бюджетных поступлений – минимум 3 миллиарда долларов в год. К тому же, нам придется оперативно решать судьбу отечественной газотранспортной системы. Часть ее, конечно же, можно использовать для обеспечения внутренних потребностей (например, в условиях ожидаемого наращивания собственной газодобычи). Впрочем, большинство мощностей задействовать так и не удастся. Поэтому придется или полностью потерять их, распилив оборудование на металл, или взять на себя дополнительные расходы на консервацию ГТС, ее дальнейшее содержание и охрану от хищений.
И, безусловно, самая главная для нас потеря связана с тем, что, полностью отказавшись от транспортировки газа по нашей территории, Кремль ликвидирует один из последних предохранителей от прямой агрессии против Украины. Ведь, по оценкам экспертов, Москва, для которой международные правила и договоры давно “неписаны”, все же боится, что из-за возможных повреждений или принудительного прекращения прокачки газа Европа останется без необходимых объемов российского топлива.
Пока Кремль пытается убедить Украину и мир, что и после ввода в эксплуатацию газопроводов «Северный поток-2» (рассчитан на 55 миллиардов кубометров) и «Турецкий поток» (31,5 миллиардов), потребность в транспортировке топлива через нашу территорию сохранится. Но в любом случае работа отечественной ГТС будет убыточной. Ведь максимум, который после воплощения своих энергетических прожектов сможет предложить Москва, – прокачка 15-20 миллиардов кубометров топлива в год. Окупится же, по расчетам экспертов, только транзит в объеме 40 (а еще лучше – 50-60) миллиардов кубов. Это связано не только с производственной рентабельностью, но и с технологическими возможностями. “Дело в том, что кроме транзита, украинская газотранспортная система участвует в процессе обеспечения “голубым топливом” внутренних потребителей, – объясняет председатель Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко. – И, несмотря на то, что основной рабочий режим нашей ”трубы” – прокачка газа с востока на запад, зимой возникают проблемы, связанные с отсутствием возможностей поставки топлива в обратном направлении – для обеспечения восточных регионов страны. При нынешних объемах транзита этот вопрос решается путем “замещения” газа – часть его, зайдя из России на украинскую территорию, распределяется для нужд восточных областей. Одновременно такое же количество топлива поднимают из наших подземных хранилищ, расположенных, в основном, вблизи западных границ, и подают европейским потребителям. При объемах поставок менее 40 миллиардов кубов эта схема работать не может. Поэтому для обеспечения газом всех регионов страны Киев будет вынужден использовать свою ГТС в реверсном режиме, что исключает любые, даже минимальные поставки топлива в Европу”.
Предотвратить такой сценарий, помимо необходимых усилий для сохранения “приемлемых” объемов транзита топлива из России, может, и как можно скорее, привлечение европейских компаний к управлению украинской ГТС, считает Сергей Дяченко. Ведь, по его словам, это, во-первых, улучшит возможности влияния на россиян (ведь непосредственно пойдет речь о “европейском экономическом интересе”). А во-вторых, поможет решить давно наболевшую проблему модернизации украинской “трубы”.
На европейцев надеемся, сами – не ленимся
А вот эксперт по вопросам энергетики считает, что достичь этого в ближайшей перспективе Украине не удастся. Причин несколько. Среди них – отсутствие “стратегического видения” будущего отечественной ГТС и газового рынка страны в целом. Частично это связано с непрогнозируемостью действий “Газпрома” и его кремлевских патронов, частично – с нежеланием наших чиновников переходить от разговоров и лозунгов о реформировании и модернизации к определению реальных практических шагов в этом направлении.
“Все будет зависеть от магистральной цели – чего мы хотим от украинской газотранспортной системы в средне- и долгосрочной перспективе. Пока политической позиции здесь нет, – констатирует Геннадий Рябцев. – Мы даже не знаем, какими будут функции этой системы в 2021-2022 годах: сохранится транзит через украинскую территорию, какими будут объемы прокачки и внутренние нужды. А это, в частности, будет зависеть от уровня “ориентации” отечественной промышленности на потребление “голубого топлива”, ее энергоэффективности, а также от того, будет ли возобновлено промышленное производство товаров химической отрасли, для которой газ не топливо, а основное сырье. Пока это – задача со многими неизвестными, с большим количеством неопределенных параметров”.
Все это будет влиять на задачи, которые будут стоять в будущем перед отечественной газотранспортной системой. И только с учетом этого можно будет выяснить “цену вопроса” – сколько средств понадобится для того, чтобы “заточить” ГТС под выполнение соответствующих функций. Однозначно речь идет о нескольких миллиардах долларов. При таких условиях, возможно, актуализируется и вопрос деятельности международного консорциума по управлению украинской ГТС. Его создание возможно только тогда, когда будет заинтересованность всех сторон. А также при наличии гарантий прокачки определенных объемов газа в течение длительного периода.
“К сожалению, такие гарантии может дать только государство-агрессор, точнее, российский монополист, который поставляет топливо в Европу. Нужно ли нам принимать во внимание желание этого ненадежного партнера получить прибыль, – большой вопрос, – говорит Геннадий Рябцев. – Если такой уверенности нет, ни один из европейских операторов не захочет ничего вкладывать в нашу ГТС, не считая это экономически выгодным для себя. Другое дело, если заработает внутренний рынок газа. Когда компании, в том числе и зарубежные, увидят, что могут получать прибыль благодаря присутствию на этом рынке, инвестиции, как говорится, “потекут рекой”. Но этот процесс должен быть взаимовыгодным. Главное же не привлечь кого-то к управлению украинской “трубой”, а чтобы ГТС работала эффективно и при этом не страдали интересы ни государства, ни граждан”, – подытожил эксперт.
Минимальные инвестиции в поддержание стабильной работы газотранспортной системы (ГТС) Украины составляют $200-300 млн ежегодно при существующих объемах транзитной работы, сообщил глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев в эфире телеканала «Прямой» в пятницу вечером.
«Украинская ГТС прошла аудит западной компании Mott MacDonald, которая четко определила минимальную сумму инвестиций, которая необходима для поддержания системы в случае транзита на том уровне, который на сегодня существует в нашей системе. Это приблизительно от $200 до $300 млн в год», — сказал он .
Коболев напомнил, что полученный от транзита газа доход в 2017 году составит около $3 млрд.
«Из $3 млрд найти $300 млн математически абсолютно можно. Поэтому с точки зрения окупаемости, с точки зрения самодостаточности, при текущем уровне доходов – это является самодостаточным и финансово стабильным бизнесом», — отметил он.
По его словам, заявления о стоимости модернизации ГТС Украины с российской стороны являются завышенными.
«Я думаю, что если отдать контракт на модернизацию ГТС Украины господину Роттенбергу цифра может быть и $30 млрд, она может быть и $50 млрд», — добавил он.Как сообщалось, Украина в 2016 году увеличила транзит природного газа через свою ГТС на 22,5% (на 15 млрд 121,1 млн куб. м) по сравнению с 2015 годом – до 82 млрд 200,1 млн куб. м, вв январе-октябре 2017 года – на 18,5% (на 12 млрд 77,9 млн куб. м) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, до 77 млрд 370,1 млн куб. м.
P.S.
precedent [БАН], 29 Декабря 2019, url / url веткиИ на месте Украины не вижу поводов для радости. Год «отсрочки». И то, 65, а не 95.
Тридцать миллиардов кубометров — транзитный платёж уходит на поддержание ГТС. А завтра будет ещё больше. Ничего же не остаётся с 40. Потоки силу наберут и все. А проблему газообемпечения Молдовы мы решили
P.P.S. Ну, и кто теперь на транзитной игле?
Нет, это ты открыл мне глаза, когда в комментарии напомнил о том, что есть некий минимальный — пусть и бесприбыльный — объём транзита, который позволяет обеспечивать поддержание в рабочем состоянии самой трубы не за счёт транзитёра. Но ты указал это в минимальном объёме прокачки (я вставил ссылку на твою цитату), а я нашел сколько это стоит в долларах.
Кроме того, я нашел сумму на капитальный ремонт ГТС и то, что с каждым годом, независимо от контракта на транзит, его безопасный объём убывает по причине устаревания самой трубы, компрессорных станций и прочего капитального оборудования: ГТС изношена — по разным оценкам — но больше, чем на 70%.
«Газпром» нанёс Украине стратегическое поражение
Согласившись на выплату 3 миллиардов долларов Украине сейчас, «Газпром» додавил киевских переговорщиков на стратегически невыгодные условия нового контракта на транзит топлива в Европу. Новый контракт предполагает, что ГТС Украины будет загружена лишь на треть своей мощности. Это означает потерю половины прежнего дохода от транзита.
Об этом в эфире телеканала «Наш» заявил украинский политолог Руслан Бортник, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
«Хуже всего то, что мы согласились на то, что нашу «трубу» не будут эксплуатировать надлежащим образом. Пропускания способность нашей системы – 150 млрд куб.м. газа в год. Последние два года мы поставляли 90-100 млрд куб.м. газа. А этими контрактами предусмотрено в следующем году 65 млрд куб.м, а на следующие годы – по 40. То есть наша труба будет загружена от силы на треть.
Даже если повышать тариф, мы потеряем половину прибыли. Если от трех миллиардов отминусовать половину, это потеря 1,5 млрд ежегодно как минимум.
Мы за пять лет потеряем намного больше, чем мы выиграли сегодня в «Газпрома». Поэтому это наше стратегическое поражение», – сказал Бортник.
источник: thumbs.dreamstime.com
ГТС изношена — по разным оценкам — больше, чем на 70%
09.03.2019 20:09
«На последнем издыхании»: что не так с ГТС Украины
Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему
Ольга Тимирчинская
Газотранспортная система Украины, согласно законодательству, считается национальным достоянием. Однако ценность этой системы хранилищ и труб, давно требующей обновления и ремонта, без российского газа представляется сомнительной. Маловероятно, чтобы инвестиции в этого исполинского динозавра заинтересовали западных инвесторов, а бюджету самой Украины реализовать такой проект ремонта просто не под силу.
Газовые споры и ожесточенные переговоры с Украиной происходили каждый год, даже пока отношения между Москвой и Киевом были максимально дружелюбными — как только приходило время платить по счетам, украинские «партнеры» немедленно принимали боевую стойку и принимались выторговывать себе все новые и новые уступки. Теперь же, когда ситуация между двумя странами-соседями накалилась до предела, газовые переговоры превратились в обмен пугающими ультиматумами, а «Газпром» строит другие газопроводы, ведущие в страны Европы.
Если оставить политику в стороне, желание обеспечить себя современными трубопроводами тоже вполне понятно — ГТС Украины давно устарела и требует капитального ремонта, но ремонтные работы все никак не начинаются.
Газотранспортная система Украины действительно очень старая — согласно официальным данным, она возникла в 1948 году, когда был построен газопровод «Дашава — Киев». Тогда это был самый мощный газопровод в Европе с пропускной способностью около 2 млрд кубометров в год. Что касается именно транзита газа через Украину в Западную и Центральную Европу, то он стартовал еще в 1967 году с введением в эксплуатацию магистрального газопровода «Долина — Ужгород — Западная граница» (проект получил название «Братство» (организация запрещена в России)).
На данный момент газотранспортная система Украины является одной из самых протяженных в мире — длина трех магистральных газопроводов «Союз», «Братство» и Трансбалканский составляет почти 3,7 тысячи километров. Кроме труб, в систему входят десятки распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций.
Пропускная способность ГТС на границе России с Украиной составляет 288 млрд кубометров в год.
Система работает так: газ под давлением 75 атмосфер движется по трубам диаметром до 1,4 метра. По мере продвижения газа по трубопроводу он теряет энергию, преодолевая силы трения как между газом и стенкой трубы, так и между слоями газа. Поэтому через определенные промежутки необходимо сооружать компрессорные станции, которые дополнительно сжимают газ и делают возможным его дальнейшее движение.
Кроме того, для обеспечения транзита газа по трубопроводу нужен так называемый технический, или топливный газ — он необходим для работы газоперекачивающих станций. Еще одним элементом этой системы являются подземные газовые хранилища. Они позволяют выравнивать суточные колебания потребления газа и удовлетворять пиковый спрос в зимний период.
Дело — трубаВажно понимать, что Украина осуществляет транзит российского газа не по какой-то отдельной, особой трубе — газотранспортная система это целостный организм, которому нельзя просто ампутировать ненужные щупальца. Поэтому, если Россия решит существенно сократить транзит газа через украинскую территорию (а именно к этому все идет), Киеву придется полностью пересмотреть принципы функционирования ГТС.
А причин для сокращения транзита «голубого топлива» через Украину предостаточно, и состоят они отнюдь не в невозможности выстроить диалог с «Нафтогазом Украины». Сейчас при строительстве газотранспортной инфраструктуры применяются качественно новые технологические решения — трубы большого диаметра, высокое давление и высокая скорость передачи газа. Это позволяет существенно снизить издержки на перекачку топлива, поэтому украинская труба не может считаться конкурентом «Северному потоку — 2» или «Турецкому потоку».
«Какой смысл использовать, «Жигули», если у вас есть современный автомобиль — «Лада», например, — если не говорить о каких-то иностранных моделях», — отметил в интервью «Газете.Ru» министр энергетики РФ Александр Новак.
По словам главы ведомства, украинский маршрут для транзита российского газа сейчас является самым дорогим из всех существующих вариантов — установленный «Нафтогазом» тариф в 2-2,5 раза выше, чем на других маршрутах. Как отмечает Новак, это связано с почтенным возрастом ГТС Украины — при ее строительстве применялись совсем другие технологии, кроме того, основные фонды трубы изношены и требуют ремонта, а это приводит к большим потерям при транспортировке газа.
«Она требует просто огромных вложений — миллиардов евро, для того чтобы ее восстановить и модернизировать до уровней хотя бы соответствующих современным технологиям», — констатирует министр.
Тихое угасание
О плачевном состоянии ГТС Украины еще в 2012 году шутил глава «Газпрома» Алексей Миллер. «Если, как можно услышать на Украине, ГТС — это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее», — сказал он после очередного раунда российско-украинских переговоров. Одним из немногих шансов Украины на обретение обновленной трубы был именно «Газпром».
В начале 2010-х годов активно обсуждался вопрос о модернизации украинской ГТС на российские деньги в случае объединения «Газпрома» и «Нафтогаза», либо при условии создания СП — с участием Европы или без него. Тогдашний премьер-министр Украины Николай Азаров в сентябре 2013 года оценивал затраты на ремонт трубы в 4,5 млрд евро.
Вопрос о затратах на обновление ГТС в конце января 2019 года также поднял глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. На своей странице в Facebook он написал, что «средств, которые облгазы и газсбыты задолжали группе «Нафтогаз», уже хватило бы, чтобы полностью профинансировать 10-летнюю программу модернизации ГТС Украины». Речь идет о суммарном долге почти в 60 млрд гривен, то есть примерно о 2 млрд евро.
«ГТС Украины находится на последнем издыхании. Четыре года туда вкладывали 10% от того, что необходимо было вкладывать. Система умирает», — поделился с «Газетой.Ru» мнением гендиректор «Инфотэк-Терминал» Рустам Танкаев. По словам эксперта, за украинской трубой пристально следят немецкие инженеры, и именно поэтому канцлера Германии Ангелу Меркель так беспокоит судьба «Северного потока — 2». Танкаев уверен, что конец украинской ГТС наступит 31 декабря 2019 года, когда истечет срок действия договора о транзите между «Нафтогазом» и «Газпромом».
По словам Танкаева, украинцы предприняли очень много усилий, чтобы привлечь деньги для реконструкции своей ГТС, но все эти попытки ни к чему не привели. Европа готова спонсировать модернизацию трубы только в том случае, если Россия гарантирует транзит «голубого топлива» через нее.
«Поскольку система, старая, дырявая, потери газа очень большие, поэтому и тарифы высокие. К тому же там стоят такие компрессоры, которые, вообще говоря, должны встречаться только в Музее материальной культуры», — говорит эксперт.
По его словам, таких «монстров» не выпускают уже 25 лет, и запчастей к ним нет — украинцам приходится вытачивать детали на токарных станках. И в итоге весь этот процесс является очень энергозатратным, несовременным и неудобным.
Небольшие шансы сохранить за собой транзит российского газа у Украины все же есть. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в недавнем интервью Luxemburger Wort перечислил несколько необходимых условий для достижения договоренностей с «Нафтогазом».
«Если коротко, это урегулирование отношений между заинтересованными компаниями, выгодные экономические и коммерческие параметры сделки, а также стабильная политическая обстановка», — сказал глава правительства.
Напомним, что Еврокомиссия предлагает России и Украине заключить новый контракт на транзит газа сроком более чем на 10 лет. Однако очередной раунд переговоров, состоявшийся в Берлине в середине февраля, ни к чему не привел. Замминистра иностранных дел Украины Елены Зеркаль 6 марта заявила, что Киев подготовил «план Б» на случай провала диалога с Москвой, причем в выработке этой стратегии ему активно помогали США.
ГТС Украины находится в изношенном состоянии и требует модернизации — Новак
Россия и Украина подписали 20 декабря протокол по газовому сотрудничеству. «Газпром» забронирует мощности для транспортировки 65 млрд кубов газа в 2020 году и по 40 млрд кубов в следующие четыре года.
«Мы говорили в рамках переговоров с нашими украинскими партнерами о том, что газотранспортная система находится в достаточно физически изношенном состоянии. Там требуется существенно снизить затраты на ее содержание, повысить эффективность, уменьшить пропускную способность и, по сути дела, модернизировать на реальный объем, который может быть использован», — рассказал Новак.
По его словам, импорт газа в Европу в будущем будет расти. Для транспортировки будут задействованы газопроводы «Северный поток — 2», «Турецкий поток» и «Ямал-Европа», который идет через Белоруссию и Польшу.
Не потому, что не хочет, а потому, что не может. Пеле играл, как хотел, все остальные — как могли.
Бывали дни веселые:
По восемь дней не ел.
Не то что б хлеба не было
А просто: не хотел
Когда Антисфен старался выставлять напоказ дыру в своем плаще, Сократ заметил: «Сквозь эту дыру я вижу твое тщеславие!».
Антисфен, вытирая свои грязные босые ноги о прекрасные персидские ковры в мраморном дворце Платона, приговаривал: «Я вытираю свои ноги о твое тщеславие». На что мудрый Платон отвечал кинику: «Ты вытираешь о мои ковры своё тщеславие».
Я вот чего понять не могу, так это украинских страстей по газу. Почему такая медийная тема. Не про уголь, не про нефтепродукты. Транзит газа уменьшается и будет дальше снижаться. Причем, от отношений зависит только скорость снижения транзита. Тысячу раз объяснял почему. Центр газодобычи сместился на Ямал- Гыдан.
Почему тревогу не бьют на Украине по АЭС. Ведь это — реальная проблема. Не до фантазий будет.
Ой, вы такой интересный комментарий написали. Можно вам поставлю +1? Первый раз вижу такого умного хохла :)
У нас сегодня зрада и перемога. Хвалим тупые каменты от идиотов, с кастрюлями на голове. Надеюсь на понимание :)
Диванная армия ватников-победителей полностью разгромила либерастов-пораженцев. Когда этот День Победы будем отмечать?
Ты забыла добавить: разбили наголову.
Их никто не разгромил. Они сами себя прикончили.
И ты вместе с ними.
Узнаёшь себя?
источник: doseng.org
источник: sun9-29.userapi.com
модератор арбата забанили, а что с пригожинским ботом постоянно паразитирующим на нацрозни в комментах?
модератор пора вернуть пригожинского бота на место в баню.
У Коболева мать живет в США, ей он деньги переводит. Ты о чем? Да и просто масштабы и значение несопоставимы Группы «Газпром» и «Нафтогаз». Как слон и муха.
А теперь компанию-транзитёра выкупят США. После этого ГТС Украины будет продана гражданам Украины на металлолом самовырезом и самовывозом.
Они её рОдную сами демонтируют, как и другие памятники советской эпохе: им не привыкать
Если ЕС эта ГТС ещё с какого-то боку нужна, то для США это — мозоль на пятке, геморрой в жопе, радикулит в пояснице, бельмо на глазу, стоматит на языке...
источник: avatars.mds.yandex.net