Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи назвал атаку на американские базы в Ираке, в результате которой погибли 80 военных, «пощечиной США», подчеркнув, что американские войска должны покинуть регион

отметили
51
человек
в архиве

Он заявил, что ракетный обстрел военных баз США увенчался успехом, однако отметил, что предпринятых шагов недостаточно. Его слова приводит IRNA.

В ночь на среду, восьмого января, Корпус стражей исламской революции (КСИР) заявил о начале операции возмездия за гибель в начале января иранского генерала Касема Сулеймани в Багдаде. Тегеран выпустил ракеты класса «земля — земля» по базе Эйн-аль-Асад, расположенной на западе Ирака, а также базе в Эрбиле, где находится контингент армии США.
 
Впоследствии Американский лидер Дональд Трамп сообщил, что «все в порядке». По предварительной информации телеканала Fox News, американские граждане не погибли.
 
Ранее секретарь Высшего совета безопасности Ирана Али Шамхани заявил, что у Тегерана есть 13 сценариев мести США за гибель генерала Сулеймани, даже «самый маленький» из которых «станет ночным кошмаром для Америки».
 
источник: cdn21.img.ria.ru
Добавил suare suare 8 Января 2020
проблема (2)
Дополнения:

Как Иран отомстит Трампу за убийство Сулеймани

7 января 2020, 14::10

Убийство иранского генерала Касема Сулеймани радикально сдвинуло равновесие на Ближнем Востоке. Фигура Сулеймани была настолько важной в иранской властной вертикали, что политологи заговорили о возможности реальной войны между Ираном и США. Более того, в Иране уже заявляют о наличии сценариев мести Соединенным Штатам. Какой окажется эта месть?

Войны, как известно, крайне редко ведутся странами в одиночку – для этого обязательно созывают союзников. И если по поводу США все достаточно понятно (чего стоит одно только НАТО), то каковы же союзники у Ирана?

Официально Исламская Республика Иран не имеет каких-либо обязывающих военно-политических соглашений с соседями. Даже с Сирией Иран связывает лишь договор о военном сотрудничестве, который был подписан только в 2018 году, когда результат гражданской войны в Сирии был уже понятен. Такое состояние дел характерно для гибридной войны. Иначе говоря, в тех случаях, когда страна предпочитает использовать в конфликте не свою регулярную армию или военно-политические союзы с другими государствами, но исповедует практику непрямых действий и опору на повстанцев или оппозиционеров на территории противника.

Большая часть иранских союзников в регионе – это не государства как таковые, а влиятельные политические и военные силы внутри них. Например, в Ливане это военизированная ливанская шиитская организация и политическая партия «Хезболла», а в Йемене – политическая шиитская группировка хуситов, чьё военное крыло представляет ополчение «Ансар Аллах». Таким же образом Иран обеспечивает своё влияние в соседнем Ираке, опираясь на несколько шиитских политических партий, имеющих свои военизированные формирования. Кроме того, скрытая проиранская шиитская оппозиция есть в Бахрейне, где в 2011, 2012 и 2016 годах последовательно вспыхивали шиитские волнения, которые подавлялись при помощи Саудовской Аравии.

Всех неформальных союзников Ирана часто объединяют в так называемый шиитский пояс (или «шиитский полумесяц»), который условно простирается от Ливана и Сирии через юг Ирака с территории самого Ирана. Именно построению такого «клуба друзей Ирана» отдал массу своих усилий покойный Касем Сулеймани. Такой асимметричный ответ Исламской Республики оказался наиболее эффективным противодействием на попытки США создать вокруг Ирана кольцо блокады из враждебных стран. Так как эти страны либо сами оказывались раздираемыми внутренними противоречиями (как это случилось с Ираком), либо же вынужденно участвовали в совершенно бесперспективных конфликтах (как Саудовская Аравия и ОАЭ, увязшие в гражданской войне в Йемене).

Иран последовательно использовал против западного мира столь уважаемый в нём принцип нерушимости государственных границ, хотя таковые были проведены на Ближнем Востоке весьма условно – по итогам ухода европейских стран из своих колоний и зависимых территорий. В частности, несмотря на то, что соседний с Ираном Ирак представляет собой синтетическое государство со слабо пересекающимися, обособленными шиитской, суннитской и курдской общинами, Иран последовательно выступал за единый Ирак. Достаточно вспомнить, что именно Касем Сулеймани был тем самым «серым кардиналом», который де-факто удержал Иракский Курдистан от сецессии после проведения референдума о независимости в 2017 году. Причём сделано это было именно методами гибридной войны, с опорой на «верных» курдов, с которыми договорился Сулеймани. Силовую же часть операции провела иракская армия, но при масштабной поддержке шиитского ополчения.

Поэтому, рассматривая будущие сценарии эскалации возможного конфликта между США и Ираном, можно предположить, что Тегеран не будет идти по пути конвенциональной войны. Например, дестабилизация Ирака вынудит Иран в той или иной степени прямо поддерживать шиитскую общину страны и даже, возможно, пойти на прямую оккупацию юга Ирака. А это тут же сузит возможности Ирана для внешнеполитического манёвра и будет требовать просто неподъёмные ресурсы на осуществление такой политики.

Скорее всего, стратегией Тегерана в будущем станет попытка последовательного расширения «шиитского полумесяца», укрепления влияния Ирана в границах этой зоны и перенос нестабильности в страны за её пределами. Удобной целью, например, является Саудовская Аравия, где шиизм является второй по численности последователей ветвью ислама. Несмотря на то, что шиитов среди населения Саудовской Аравии формально не так и много, от 10 до 15%, они проживают компактно в крупных городах основного нефтеносного района страны – округа Эш-Шаркия, бывшей Восточной провинции. В Восточной провинции шииты составляют 90% населения. И несмотря на то, что Восточная провинция отвечает практически за всё производство саудовской нефти, ей перепадает лишь мизерная доля получаемого от экспорта нефти денежного «дождя».

Узкое горлышко Ормуза

Ещё одним сценарием гибридной войны, который может задействовать Иран, является фактор Ормузского пролива. Пролив представляет собой узкое «бутылочное горлышко», через которое Персидский залив сообщается с Индийским океаном. Наименьшая ширина пролива составляет около 54 километров, но большая часть его мелководная. Для прохода танкеров используются два транспортных канала шириной около 2,5 километра каждый, разделённые друг от друга пятикилометровой буферной зоной. Акватория Ормузского пролива является жизненно необходимой для поддержания текущей мировой инфраструктуры транспортировки ближневосточной нефти. Через пролив транспортируется порядка 20 млн баррелей нефти в сутки, что составляет около пятой части всего нефтяного предложения в мире.

У Ирана уже есть исторический опыт перекрытия Ормуза. Второй этап ирано-иракской войны, который начался с 1984 года, носит неофициальное название Танкерной войны. Она длилась четыре года, за это время были повреждены более 300 судов. Большая часть их, конечно, впоследствии вернулась в строй (нефтяные танкеры вообще плохо тонут, так как внутри них уже и так полно жидкости, которая ещё и легче воды), однако удар по нефтяной торговле был нанесен беспрецедентный.

Основным оружием Танкерной войны был отнюдь не флот, а самолеты и мины. Перекрыть 10 км судоходной части пролива минными заграждениями несколько раз удавалось и Ирану, и Ираку. На фоне войны против танкеров цены на нефть держались на достаточно хорошем уровне, падение рынка произошло только после ее прекращения. Безопасность в этом районе пришлось обеспечивать трем авианосным группам США. Поэтому сама по себе угроза перекрытия Ормузского пролива не такая уж и пустая – окрепший Иран сегодня может перекрыть Ормуз гораздо надёжнее, нежели в 1984–1988 годах.

Конечно, другие страны региона тоже не «сидели на месте». ОАЭ за это время построили нефтепровод в обход Ормузского пролива по своей территории до порта Фуджейра, а Саудовская Аравия в конце 1980 годов ввела в эксплуатацию отдельный терминал в Красном море, который позволил не возить саудовскую нефть в обход Аравийского полуострова. Поменялась и ситуация в США – к концу 2019 года они добились практически полной независимости в вопросе добычи нефти и свели поставки из региона Персидского залива практически к нулю. В силу этого угроза перекрытия Ормузского пролива – это опять-таки пример гибридных действий, так как основными пострадавшими станут страны Европы и АТР, которым и предлагается оказать упреждающее давление на США с целью недопущения эскалации открытого конфликта.

Ядерный Джокер

Подчеркнём: пока что Иран, в том числе и благодаря усилиям покойного Сулеймани, успешно ведёт гибридную войну против своих противников – и никак не проигрывает в ней. А это уже является для него выигрышем, так как позволяет избежать смертельного для Ирана открытого конфликта. Однако ещё одним фактором, который может радикально поменять картинку происходящего, является фактор иранского ядерного оружия. Напомним, нынешний этап противостояния между США и Ираном стартовал именно с момента выхода Соединённых Штатов из «ядерной сделки» по Ирану.

Ядерное оружие, как это ни печально, выглядит единственным фактором, радикально изменяющим политику США по отношению к стране, которая его создала. Именно создание ядерного арсенала обычно приводит к тому, что получившая его страна «таинственным» образом исчезает из военных планов США. И, судя по всему, Тегеран прекрасно понимает суть такого рецепта, который надёжнее всего закрывает для США даже гипотетическую возможность открытой войны с Ираном.

Пока что последние по времени фактические действия Ирана на пути к ядерному оружию были совершены в начале ноября 2019 года, когда Тегеран официально в очередной раз снизил планку своих обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) – и запустил дополнительно 30 современных центрифуг IR-6 для обогащения урана. В части деклараций Иран пошёл даже дальше – 5 декабря в Тегеране заявили, что не будут ограничивать никакими лимитами обогащение урана, что практически разрушает весь механизм работы СВПД.

Пусть это и не оглашается явно и, более того, Тегеран всячески утверждает, что ядерное оружие не является конечной целью таких действий и заявлений, но именно они открывают Ирану столбовую дорогу в вопросе создания ядерного оружия.

Стоит понимать, что такие действия Тегерана уже касаются исключительно его взаимоотношений с Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией, так как США полностью вышли из СВПД ещё в мае 2018 года. Теперь же, после убийства Касема Сулеймани, декабрьские декларации Тегерана могут быть максимально быстро реализованы в практической плоскости, после чего Иран окончательно сможет потерять «пороговый» статус и стать полноценной ядерной державой. Конечно, создание единичного ядерного заряда никак не сможет поменять реальный баланс силы. Однако, как показывает практика, после такого события появление Дональда Трампа где-нибудь в Тегеране будет выглядеть не более экзотичным, чем его недавний визит в демилитаризованную зону на границе Южной и Северной Кореи.

Именно этот фактор, как представляется, заставляет сейчас США всячески добиваться эскалации конфликта в попытке максимально быстро перевести его в открытую фазу. Так как уже в перспективе нескольких лет (а то и года-двух) Иран вполне может получить в свои руки «ядерный Джокер», который станет предвестником конца игры по американским правилам. После чего Иран уже может спокойно продолжать ту самую гибридную войну, на рельсы которой его успешно поставил генерал Касем Сулеймани.

Войны, в которой США вряд ли смогут победить Иран.

Текст: Алексей Анпилогов

Добавил suare suare 8 Января 2020
Комментарии участников:
suare
+6
suare, 8 Января 2020 , url

Марк Бернес и Лаврентий Масоха — Песня о Ленинграде

Никандрович
+3
Никандрович, 8 Января 2020 , url
dbond
+2
dbond, 8 Января 2020 , url

Рассуждая конспирологически, в Сирию Владимир Владимирович приехал не на Рождество к Асаду, а на переговоры с иранцами. Которые поставили в известность российскую сторону о готовящихся ударах. А Россия, соответственно, предупредила США.

В итоге с одной стороны минимизированы потери американцев, с другой — Иран сохранил лицо. Вопрос в том, будет ли на этот ответ отвечать Вашингтон.

Brownstone
+2
Brownstone, 8 Января 2020 , url

Почитал, богатая биография у Касема Сулеймани. Убитый иранский генерал был еще организатором спасательной операции летчика Су-24, сбитого турками в Сирии.

suare
+1
suare, 8 Января 2020 , url

Опосредованная война

Опосредованная война (англ. proxy war, также война по доверенности, война чужими руками[1]) — международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране (классическое определение, данное Карлом Дойчем в 1964 году[2]).

Мамфорд выделяет следующие примеры опосредованных войн:

  • вслед за Э. Бивором, к опосредованным Мамфорд относит гражданскую войну в Испании, разделяя при этом вмешательство Германии и Италии, которые, среди прочего, напрямую сражались на стороне франкистов, и СССР, который до самого конца осуществлял вмешательство через поставку военной техники и участие добровольцев;
  • в гражданской войне в Анголе США воевали руками ФНЛА, а СССР — МПЛА; Куба при этом участвовала в войне напрямую через тысячи военных советников. При этом мотивы стран-кукловодов были далеки от интересов ангольцев; когда директора ЦРУ Колби спросили, зачем США поддерживают ФНЛА, он сказал, что «простейший ответ состоит в том, что Советы поддерживают МПЛА». Мафорд отмечает, что это отличный пример того, как опосредованные войны создают очаги напряжённости; Киссинджер в то время отметил, что политика разрядки «не переживёт ещё одной Анголы»;
  • по мнению Мамфорда, опосредованной была война в Ираке, где Иран через поддержку Высшего исламского совета Ирака и бригад Бадра успешно воспользовался нападением США на Ирак для расширения своего влияния, того же он достиг, поддерживая организацию Хезболла;
  • гражданская война в Ливии характеризовалась не только прямым участием НАТО с конца августа 2011 года, но уже с марта того же года США потребовало от Саудовской Аравии поставок оружия антиправительственным силам, а в июне Контактная группа по Ливии (англ.)русск. выделила повстанцам миллиард долларов, чтобы они могли купить себе оружие.

Г. Фуллер относит к опосредованным Вторую ливанскую войну (2006), когда, по его мнению США и Иран воевали руками Израиля и Хезболлы[6].

Опосредованные войны были стандартным видом конфликта во время холодной войны[7], когда две ядерные сверхдержавы — СССР и США — избегали непосредственного столкновения, что было чревато эскалацией ядерной войны. Эйзенхауэр рассматривал опосредованные войны (тогда называвшиеся «программами иностранной помощи») как «самую дешёвую страховку», имея в виду то, как такие войны уменьшают как финансовые расходы, так и политические риски по сравнению с прямым военным вмешательством[2].

К опосредованным относят Корейскую[8], Вьетнамскую[9][10], Ангольскую[9], Афганскую[11] войны.

suare
+1
suare, 8 Января 2020 , url

Прокси война

Опубликовано 20.09.2015

Прокси войны (также опосредованные войны) имеют многовековую историю. Исторический опыт позволяет определить прокси войны как конфликты, в которых в собственных интересах косвенно участвует третья сторона, обеспечивая одного из двух акторов конфликта военной, организационной, ресурсной, политической или иной поддержкой.

В своё время президент США Дуайт Эйзенхауэр определил прокси войны, как «войны, которые ведутся чужими руками». Классическое определение прокси войны дал американский политолог Карл Дойч в 1964 году: «Прокси война – международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране»1.

По своей сути прокси война – это гражданская война, которая либо спровоцирована иностранным государством — третьей стороной конфликта, либо ведётся при её активной ресурсной, политической и военной поддержке.

В современном мире широкое распространение прокси войн прямо связано с появлением и распространением ядерного оружия. Применение этого оружия чревато катастрофическими последствиями для участников ядерного конфликта. Поэтому ядерные державы прикладывали и прикладывают все усилия, чтобы не допустить прямых регулярных военных действий между собой.

В этом плане характерной является история индо-пакистанских конфликтов. После последней прямой Индо-пакистанской войны в 1971 г. обе страны разработали или получили ядерное оружие. Теперь военные действия между Индией и Пакистаном ведутся в виде прокси войн. При этом великие державы делают все, чтобы не допустить прямого ядерного столкновения между Индией и Пакистаном2.

В годы холодной войны прокси войны были стандартным видом конфликта, поскольку две ядерные сверхдержавы — СССР и США — избегали непосредственного столкновения, так как это было чревато эскалацией ядерной войны, катастрофической по своим последствиям для её участников.

Примерами прокси войн времён холодной войны являются:

  • Корейская война – конфликт между Северной и Южной Кореей (1950-1953). Часто этот конфликт рассматривается как опосредованная война между США с их союзниками и силами КНР и СССР. В состав северной коалиции входили: Северная Корея и её вооружённые силы; китайская армия (поскольку официально считалось, что КНР в конфликте не участвовала, регулярные китайские войска формально считались соединениями так называемых «китайских народных добровольцев»); СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также снабжение китайских войск. Многочисленные военные советники и специалисты были отозваны из Северной Кореи ещё до начала войны, а во время войны отправлены назад под видом корреспондентов ТАСС. Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея, США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.
  • Война во Вьетнаме (1957-1975). Война началась как гражданская в Южном Вьетнаме. В дальнейшем в войну был втянут Северный Вьетнам, позднее получивший поддержку КНР и СССР, а также США и их союзники (военный блок СЕАТО), выступавшие на стороне дружественного им южновьетнамского режима.
  • Гражданская война в Анголе (1975-2002) — крупный вооружённый конфликт на территории Анголы между тремя соперничающими группировками: МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы – Партия труда), ФНЛА (Национальный фронт освобождения Анголы) и УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы). В этой войне США воевали руками ФНЛА, а СССР — МПЛА; Куба при этом участвовала в войне напрямую через тысячи военных советников. При этом мотивы стран-кукловодов были далеки от интересов ангольцев; когда директора ЦРУ Колби спросили, зачем США поддерживают ФНЛА, он сказал, что «простейший ответ состоит в том, что Советы поддерживают МПЛА»3.
  • Афганская война (1979—1989) — военный конфликт на территории Демократической республики Афганистан (Республика Афганистан с 1987 года) правительственных сил Афганистана и Ограниченного контингента советских войск, с одной стороны, и многочисленных вооружённых формирований афганских моджахедов («душманов»), пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и исламского мира, с другой стороны.

К прокси войнам в XXI веке американский писатель и политический аналитик Г. Фуллер относит израильское вторжение в Ливан (2006), когда, по его мнению США и Иран воевали руками Израиля и Хезболлы4.

Эндрю Мамфорд, американский специалист по контрповстанческим действиям, считает, что опосредованной была гражданская война в Ливии, которая характеризовалась не только прямым участием НАТО с конца августа 2011 года, но уже с марта того же года США потребовало от Саудовской Аравии поставок оружия антиправительственным силам, а в июне Контактная группа по Ливии выделила повстанцам миллиард долларов, чтобы они могли купить себе оружие5.

В настоящее время прокси война идёт на востоке Украины, где США руками фашиствующих элементов из политических организаций «Правый сектор» и «Свобода», а также ультранационалистов, входящих в состав карательных батальонов ВСУ и МВД, совместно с боевиками частных военных компаний, финансируемых местными и зарубежными олигархами, уничтожают жителей Луганской и Донецкой народных республик, втягивая при этом в конфликт Россию.

По мнению военных специалистов в XXI веке роль войн чужими руками будет всё более возрастать. Это обусловлено целым рядом причин.

1. Сочетание дешевизны и эффективности. В одном из своих выступлений 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр оценил прокси войны как «самый дешевый способ достижения национальных целей». Эйзенхауэр рассматривал прокси войны (тогда называвшиеся «программами иностранной помощи») как «самую дешёвую страховку», имея в виду то, как такие войны уменьшают как финансовые расходы, так и политические риски по сравнению с прямым военным вмешательством6 Бывший президент Пакистана Зия-уль-Хак полагал, что прокси войны позволяют «поддерживать долгие годы кипящий котёл конфликтов в опасных зонах за приемлемые деньги и с высокой эффективностью».

2. Ограничение военных расходов. В результате системного финансово-экономического кризиса, поразившего глобализованную экономику современного мира, подавляющее большинство глобальных акторов стараются ограничить военные расходы. Соответственно они всё менее склонны напрямую участвовать в крупных войнах, особенно в форме прямых регулярных военных действий. По этому поводу известный американский политолог и юрист Ф. Боббит отмечал: «В будущем местные вооружённые силы будут всё активнее использоваться глобальными и региональными сверхдержавами в прокси вооружённых конфликтах. Такое использование станет экономичной и эффективной альтернативой дорогим, большим, регулярным армиям глобальных и региональных сверхдержав. Америке это не только позволит сэкономить средства, но и избежать ненужных рисков для жизни американцев, в том числе служащих в сухопутных войсках»7.

3. Общественное мнение. В настоящее время с каждым годом повышается чувствительность общественного мнения к людским потерям и значительным расходам, связанными с вовлечённостью вооружённых сил в крупномасштабные конфликты. Всё в большей мере проявляется нежелание, прежде всего западного общества, нести какие-либо лишения и потери, сопряжённые с войнами. Согласно исследованиям Джорджтаунского университета, в США для общественного мнения «болевой порог» приемлемого числа потерь в военных действиях со времён Вьетнамской войны снизился более чем в 6 раз8. В этом контексте «война чужими руками» становится всё более и более приемлемой.

Важным и интенсивно развивающим направлением прокси войн является массовое создание и функционирование частных военных компаний (ЧВК). По мнению американского военного аналитика К. Кокера, ЧВК, чем дальше, тем в большей степени будут определять не только политику национальной безопасности в странах Запада, но и всё более широко участвовать в реализации государственной политики на самых различных стадиях конфликтов9.

ЧВК в западных странах стали создаваться на рубеже 90-х годов прошлого века. В решающей степени это было связано с окончанием холодной войны и сокращением кадрового состава армий в большинстве развитых стран мира.

Как отмечают И. Коновалов и О. Валецкий в своей работе «Эволюция частных военных компаний», всё изменилось «…когда закончилась холодная война. Во время войны в Персидском заливе в 1991 г. соотношение гражданских контрактников и военнослужащих США было уже 1:50, но большинство из них представляли не военные, а обычные частные фирмы. На коммерческие авиакомпании, такие как Evergreen и Southern Air Transport, приходилось 65% всех перевозок войск и грузов. Вся тыловая поддержка Саудовской армии осуществлялась частными подрядчиками из США. На линии фронта инструкторы из частной военной компании Vinnell сопровождали части Саудовской Национальной гвардии в боях с иракскими войсками в районе города Раас-Уль-Хафджи. Специалисты компании DynCorp обслуживали в прифронтовой полосе большинство вертолётных частей.

После войны американские частные фирмы начали работать почти во всех силовых структурах Саудовской Аравии: BDM International – ВВС и Сухопутные войска, Booz Allen Hamilton – морская пехота и военные колледжи, Science Applications Corporation – флот и ПВО, O’Gara Protections Services – силы безопасности»10.

По мнению Э. Мамфорда частные военные компании имеют два важных преимущества перед регулярной армией11:

  • их использование обходится дешевле, так как требуется меньшее количество инфраструктуры, и, в отличие от армий, не нужны деньги на пенсии отставникам и семьям погибших;
  • гибель частных контрактников не порождает «Вьетнамского синдрома»: их похороны не привлекают внимания населения и прессы, в их смерти оппозиция не может обвинить правительство.

Всё это позволило к началу 2000-х годов, по мнению американского аналитика безопасности, Д. Ширера: «Активно использовать частные военные компании в таких вооружённых конфликтах, где иностранные правительства не хотят или не могут прямо участвовать»12.

Важно отметить, что ЧВК не только минимизируют политические и иные риски для стран, реализующих через них свои интересы, но и позволяют этим странам поддерживать такие регулярные и иррегулярные структуры, которые по внешним или внутриполитическим причинам страны никогда не смогут поддерживать напрямую.

О роли ЧВК в XXI веке убедительно свидетельствует статистика ООН и данные аналитических центров. Согласно материалам ООН, в период с 2001 по 2007 г. общая сумма контрактов, заключенных ЧВК всех стран составила почти 100 млрд. долларов. По данным аналитических центров, сегодняшний объем рынка услуг частных военных компаний превышает 250–270 млрд. долларов. ЧВК чем дальше, тем больше становятся обязательным участником прокси конфликтов13.

Следует отметить, что в настоящее время всё большее значение приобретает феномен двойных прокси войн, когда в качестве третьей стороны, за которой государство старается скрыть своё непосредственное участие и вовлечённость в военные действия других сторон, выступают транснациональные корпорации (ТНК), имеющие в стране конфликта те или иные интересы или частные военные компании.

При этом война может вестись не между государствами, а между ТНК и национальным государством. В этом случае самым опасным для государств и для мирового права является полная непонятность того, кто является «военным агрессором».

Наряду с этим, по утверждению генерал-майора А.И. Владимирова, государства всё более утрачивают национальный контроль над развитием ТНК, которые пока что «соглашаются» подчиняться существующему порядку (праву), в то время, как эффективного международного контроля за их деятельностью еще не создано. Не секрет, что ТНК уже определяют «в основном» политику своих государств-основателей (вплоть до кадрового состава действующего политического истеблишмента), так как их экономические (и собственно финансовые) возможности уже соизмеримы с возможностями государств. При этом колоссальные внутренние экономические (финансовые) возможности ТНК позволяют им «закупать на корню» лучших военных специалистов и профессионалов, создавая частные военные компании, а также формировать «пятую колонну» своих адептов в государственных и международных структурах. Достаточно скоро может наступить момент, когда сама необходимость «подчиняться» национальному и мировому праву, будет сковывать деловую активность ТНК, что, в свою очередь, может побудить их образовать некий «мировой альянс ТНК», способный успешно конкурировать с национальными государствами и существующими международными организациями14.

«Главной видимой силой (и средством) «мирового альянса ТНК» станут наёмники, а главным методом их действий будет – демонстрация подавляющего реального силового превосходства над отдельными структурами государственной и местной власти, и частями национальных вооружённых сил, подтверждаемое периодическими эпизодами боевых столкновений, в которых эти части (всегда и однозначно) будут терпеть сокрушительное поражение»15, – считает генерал-майор А.И. Владимиров.

В заключении следует отметить, что несмотря на всю привлекательность прокси войн для глобальных и региональных сверхдержав, они имеют ряд важных недостатков, на которые обращает внимание Э. Мамфорд16:

  • Зависимость. Во время холодной войны прокси войны, особенно в Африке, привели к нежелательной зависимости молодых государств от СССР и США, приведшей к нынешней ситуации, в которой многие формально независимые страны полагаются на внешние страны-спонсоры в повседневной жизни, включая военную, политическую и экономическую сферы.
  • Затягивание конфликта. Вооружённая борьба чужими руками продлевает конфликт, так как проигрывающую более слабую сторону сравнительно несложно усилить до уровня, достаточного для создания патовой ситуации.
  • «Обратный удар». Как показывает вся история войн, участники военных действий, даже находясь в полностью зависимом от третьей стороны положении, остаются субъектами. Любой субъект имеет собственную волю и интересы. Соответственно всегда остается риск, что актор, участвующий в прокси войне в решающей степени в интересах третьей стороны, начнёт преследовать свои собственные, отличные от прокси актора интересы. При этом если конфликт происходит длительное время, стратегические ставки для прокси актора высоки, и у него нет возможности быстро найти новую структуру — участника конфликта, то он сам оказывается в зависимости от стороны, которую поддерживает. Соответственно у этой стороны появляются всё новые возможности для повышения степеней свободы в действиях и принуждения прокси актора к поддержке действий, не полностью отвечающих его интересам. Классическим примером такого рода эволюции показала Аль-Каида, которая первоначально в значительной мере являлась прокси структурой Соединенных Штатов для ведения войны с Советским Союзом в Афганистане.

Микрюков Василий Юрьевич

1 A. Mumford. Proxy Warfare. — Cambridge: Polity Press, 2013.

2 Там же.

3 Там же.

4 Graham E. Fuller. The Hizballah-Iran Connection: Model for Sunni Resistance//The Washington Quarterly, Volume 30, Number 1, Winter 2006-07. – С. 139-150.

5 A. Mumford. Proxy Warfare. — Cambridge: Polity Press, 2013.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 И.П. Коновалов, О.В. Валецкий. Эволюция частных военных компаний. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. – С. 11-14.

11 A. Mumford. Proxy Warfare. — Cambridge: Polity Press, 2013. — 141 с.

12 Там же.

13 Там же.

14 А.И. Владимиров. Основы общей теории войны. Часть II. Теория национальной стратегии: основы теории, практики и искусства управления государством. – М.: Синергия, 2013. – С. 789.

15 Там же, С. 791-792.

16 A. Mumford. Proxy Warfare. — Cambridge: Polity Press, 2013.

источник: fsd.multiurok.ru

источник: i.ytimg.com

 

 

источник: amp.businessinsider.com



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать