Возврат по обстоятельствам // КС указал, что формальные нарушения не создают безусловную обязанность вернуть субсидию на строительство жилья
Конституционный суд (КС) защитил Марину Алисову из Ростовской области, от которой власти региона потребовали вернуть субсидию на строительство жилья. Марина Алисова не успела в срок зарегистрировать право собственности на дом, потому что подрядчик работу по строительству не выполнил. Суды подошли к вопросу формально и удовлетворили требование местных властей, сославшись на пропуск срока. Но КС предложил судам в таких случаях учитывать все обстоятельства дела, повлиявшие на пропуск срока.
Марина Алисова работает в сельской больнице в Ростовской области. Она стала участницей федеральной целевой программы по развитию сельских территорий, по которой получила социальную выплату (1,08 млн руб.) на строительство жилья. По условиям выплаты[1] Марина Алисова должна была оформить право собственности не позже, чем через год и пять месяцев с момента выдачи субсидии (к ноябрю 2016 года). Но сделать этого она не смогла. Часть субсидии и кредитные средства в общей сложности около 1,2 млн руб. она передала подрядчику для строительства дома, а подрядчик работу не выполнил.
Заявительница вернула местным властям часть неиспользованной субсидии и попросила при этом отложить срок регистрации права собственности. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и местная администрация ей отказали, сославшись на правила выплаты. А потом суды по требованию местных властей взыскали субсидию с Марины Алисовой, несмотря на доводы о ее добросовестности и отсутствии вины. Например, договор с подрядчиком был расторгнут, с него суды взыскали полученные средства, неустойку и моральный вред, но решение суда до сих пор не исполнено.
В жалобе в КС Марина Алисова оспаривала положения правил предоставления социальной выплаты. По ее мнению, нормы допускают взыскание полученной социальной выплаты в полном объеме из-за одного лишь нарушения срока регистрации права собственности без учета обстоятельств и отсутствия вины получателя и не содержат вариантов проявления лояльности к получателю в таких ситуациях.
Оспариваемые нормы КС не признал противоречащими Конституции. По мнению КС, они не препятствую судам исследовать все обстоятельства конкретного дела. Само по себе введение срока для регистрации права собственности призвано стимулировать своевременное использование меры социальной поддержки. Но одно лишь отсутствие регистрации права собственности в срок не может быть основанием для удовлетворения требования госоргана, поскольку это сугубо формальный подход. Суды должны учитывать, соблюдены ли условия получения выплаты, проявлял ли получатель добросовестность и осмотрительность при строительстве жилья. Важно также учитывать, достаточен ли срок, установленный правилами, для реализации потребности в жилье тем способом, который выбрал получатель субсидии.
Правительство, отметил КС, не лишено возможности внести изменения в регулирование, которые позволят учитывать обстоятельства пропуска срока для госрегистрации и дифференцировать срок в зависимости от выбранного способа реализации права на жилье.
Дело Марины Алисовой подлежит пересмотру.
[1] Типовое положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598.
Конституционный суд (КС) защитил Марину Алисову из Ростовской области, от которой власти региона потребовали вернуть субсидию на строительство жилья. Марина Алисова не успела в срок зарегистрировать право собственности на дом, потому что подрядчик работу по строительству не выполнил. Суды подошли к вопросу формально и удовлетворили требование местных властей, сославшись на пропуск срока. Но КС предложил судам в таких случаях учитывать все обстоятельства дела, повлиявшие на пропуск срока.
Марина Алисова работает в сельской больнице в Ростовской области. Она стала участницей федеральной целевой программы по развитию сельских территорий, по которой получила социальную выплату (1,08 млн руб.) на строительство жилья. По условиям выплаты[1] Марина Алисова должна была оформить право собственности не позже, чем через год и пять месяцев с момента выдачи субсидии (к ноябрю 2016 года). Но сделать этого она не смогла. Часть субсидии и кредитные средства в общей сложности около 1,2 млн руб. она передала подрядчику для строительства дома, а подрядчик работу не выполнил.
Заявительница вернула местным властям часть неиспользованной субсидии и попросила при этом отложить срок регистрации права собственности. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и местная администрация ей отказали, сославшись на правила выплаты. А потом суды по требованию местных властей взыскали субсидию с Марины Алисовой, несмотря на доводы о ее добросовестности и отсутствии вины. Например, договор с подрядчиком был расторгнут, с него суды взыскали полученные средства, неустойку и моральный вред, но решение суда до сих пор не исполнено.
В жалобе в КС Марина Алисова оспаривала положения правил предоставления социальной выплаты. По ее мнению, нормы допускают взыскание полученной социальной выплаты в полном объеме из-за одного лишь нарушения срока регистрации права собственности без учета обстоятельств и отсутствия вины получателя и не содержат вариантов проявления лояльности к получателю в таких ситуациях.
Оспариваемые нормы КС не признал противоречащими Конституции. По мнению КС, они не препятствую судам исследовать все обстоятельства конкретного дела. Само по себе введение срока для регистрации права собственности призвано стимулировать своевременное использование меры социальной поддержки. Но одно лишь отсутствие регистрации права собственности в срок не может быть основанием для удовлетворения требования госоргана, поскольку это сугубо формальный подход. Суды должны учитывать, соблюдены ли условия получения выплаты, проявлял ли получатель добросовестность и осмотрительность при строительстве жилья. Важно также учитывать, достаточен ли срок, установленный правилами, для реализации потребности в жилье тем способом, который выбрал получатель субсидии.
Правительство, отметил КС, не лишено возможности внести изменения в регулирование, которые позволят учитывать обстоятельства пропуска срока для госрегистрации и дифференцировать срок в зависимости от выбранного способа реализации права на жилье.
Дело Марины Алисовой подлежит пересмотру.
[1] Типовое положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598.

Оспариваемые нормы КС не признал противоречащими Конституции. По мнению КС, они не препятствую судам исследовать все обстоятельства конкретного дела. Само по себе введение срока для регистрации права собственности призвано стимулировать своевременное использование меры социальной поддержки. Но одно лишь отсутствие регистрации права собственности в срок не может быть основанием для удовлетворения требования госоргана, поскольку это сугубо формальный подход. Суды должны учитывать, соблюдены ли условия получения выплаты, проявлял ли получатель добросовестность и осмотрительность при строительстве жилья. Важно также учитывать, достаточен ли срок, установленный правилами, для реализации потребности в жилье тем способом, который выбрал получатель субсидии.
А вот примут ли это суды как новое толкование закона — хороший вопрос.