​Древо жизни: как в Ярославской области развивают гаютинскую роспись

отметили
10
человек
в архиве
​Древо жизни: как в Ярославской области развивают гаютинскую роспись

В Пошехонском районе Ярославской области местные мастера возрождают забытый промысел — яркую и жизнерадостную гаютинскую роспись. Изучить историю росписи и ее значение пошехонцам помогли вологодские исследователи, и теперь овладеть данной техникой может любой: простой, но эффектный и наполненный смыслом орнамент несложно воспроизвести. Корреспондент портала «Национальные проекты. Будущее России», оператором которого является ТАСС, отправился в Пошехонье и узнал, как пишут «древо жизни» и почему это просто обязано привлечь сюда туристов.

Пошехонская или вологодская?

Гаютинская роспись — это хоровод цветов на алом фоне, каждый лепесток, каждая точка имеют сокровенный смысл. Яркая и жизнеутверждающая, эта роспись зародилась на севере Ярославской области, в Пошехонском районе, и украшала предметы быта, преимущественно прялки. Истоки росписи идут из села Гаютино, расположенного на границе с Вологодской областью. А заинтересовались ею в конце 60-х годов ХХ века, когда экспедиция из Загорского музея-заповедника обследовала территорию вокруг Рыбинского водохранилища и обнаружила старинные прялки, расписанные необычным образом.

Директор Центра сохранения и развития культуры Пошехонского района Надежда Белова показывает одну из таких прялок — она хранится в районном историко-краеведческом музее. На красном фоне помимо растительного орнамента красуется надпись: «Анны Павловны». Так в XIX веке помечалось, какой мастерице принадлежит прялка.

 

«В Гаютине были очень хорошие условия для выращивания льна, и отличный лен там выращивали, тонкий. Были женщины-умелицы, которые пряли и могли сделать очень тонкую ниточку, такие материалы шли на хорошие платья, на свадебные полотенца», — объясняет Белова.

По ее словам, когда в 1969 году историки из Загорска обнаружили первые прялки, роспись назвали ситцевой, а когда полностью обследовали территорию вокруг водохранилища, поняли, что наибольшее количество таких прялок нашли в селе Гаютино. Оно и дало имя росписи.

Пошехонцы поздно узнали об уникальной росписи, зародившейся на их земле, — только в 2015 году. До этого ее изучали и восстанавливали в Вологодской области. В южной части региона, примыкающей к Пошехонскому району Ярославской области, также были обнаружены предметы крестьянского быта с гаютинской росписью.

«Мы узнали о том, что у нас есть своя, гаютинская, роспись примерно в 2015 году, когда поехали на выставку в Вологду. Хотя она бытовала с середины XIX века: 1883 год — это самое раннее упоминание даты на прялке. Мы стали задумываться, накапливать силы, учиться расписывать. Первым взялся за этот проект и сумел возродить народный промысел наш мастер Сергей Юрьевич Шибалов», — рассказывает Надежда.

Писать «древо жизни»

В центре зала районного историко-краеведческого музея рядом со старинными кузнечными мехами, предметами крестьянского быта, фотографиями и чучелами животных, обитающих в местных лесах, появился шкаф с предметами, расписанными Сергеем Юрьевичем «гаютинкой». За два года он освоил старинную технику, изучил символическое значение элементов росписи. Шибалов и его ученики расписывают самые разные предметы — шкатулки, броши, кухонную утварь, игрушки, пасхальные яйца. Сергей Юрьевич даже расписал сапоги своей дочери, они тоже хранятся в музее.

 

Шибалов долгое время работал в Пошехонье учителем труда, преподавал детям резьбу по дереву, освоил технику плетения из бересты. Навыкам гаютинской росписи учился сам, консультируясь с вологодскими исследователями.

«Сейчас у меня больше десяти учениц, которые могут и сами учить, у каждой свой почерк. Кто-то предпочитает теплую цветовую гамму, кто-то холодную, кто-то золото. Стараемся соблюдать традиции, а уж если кто отступает, это не наказуемо, наоборот, это значит, развиваемся постепенно. Но писать стараемся в том стиле, как это было в прошлые века», — рассказывает Шибалов.

Основной мотив гаютинской росписи — «древо жизни», объединяющее корни, стебель и семена. Корень символизирует опору на опыт предков, влияние прошлых поколений, поддержку семьи и родной земли. Стебель — собственную жизнь, настоящее. Будущее же традиционно изображали в виде цветов, семян, символизирующих преемственность поколений, стремление к благополучию. Историки не знают точно, что вдохновило гаютинских мастеров на создание именно такого орнамента.

«Скорее всего, это „древо жизни“ было взято с фресок Леушинского монастыря, затопленного при создании Рыбинского водохранилища недалеко от Гаютина. Там было очень много ремесел развито, это был центр ремесел», — объясняет Сергей Юрьевич.

«Примакнет — как Господь поцелует…»

По словам Сергея Юрьевича, раньше мастера писали толчеными натуральными пигментами: черная краска — уголь, красная — кармин, сейчас в основном используется акриловая краска. По словам Шибалова, проще всего писать на плоских поверхностях, и именно такими были прялки, которые расписывали гаютинские мастера. Сейчас прялки вышли из обихода, и Шибалин с учениками начали расписывать самые разные предметы. Мотив в творчестве один — гаютинское «древо жизни».

«При нанесении росписи используем две техники — примакивания и притыкивания. Раньше еще как говорили: примакнет — как Господь поцелует, а приткнет — будто совесть уколола», — объясняет Сергей Юрьевич.

Он уверен, что освоить гаютинскую роспись может каждый. Многие быстро втягиваются и даже сравнивают процесс нанесения орнамента на предметы с медитацией. Сейчас гаютинской росписью в Пошехонье занимается в основном молодежь, девушки, активно интересуются дети. Традиционно же «гаютинку» писали мужчины — были известные мастера, к которым обращались семьи. Мужья дарили женам прялки, украшенные цветами, именами и даже признаниями в любви.

Сергей Юрьевич выносит покрашенные в красный цвет деревянные кухонные лопатки. На наших глазах на изделии появляется то самое «древо» — распускаются золотистые и зеленые листья, синие цветы, рассыпаются белые крапинки семян. Краски используются чистых, ярких цветов, набросков не делается. Сергей Юрьевич набирает краску на тонкую кисть и прикладывает ее к доске плашмя, слегка вытягивает — получается лепесток. Потом берет палочку и макает ее в белую краску — вот и точки-семена появились на красной поверхности.

Собирали по чердакам

Возрождают гаютинскую роспись и на ее родине — в селе Гаютино. Занятия по росписи в сельском клубе проводит ученица Шибалова, а также специалист по иконописи, мастер Екатерина Голицына.

«Первая прялка в Гаютине была найдена в доме. Они, возможно, и до сих пор есть на чердаках — тогда все прятали на чердаках, иконы там же прятали. Когда мы только начали заниматься возрождением росписи, нам принесли три прялки и постепенно стали приносить просто старинные вещи. Вот приносили три коромысла, на которых роспись очень похожа на нашу, но, как оказалось, не гаютинская», — объясняет Екатерина.

По ее словам, зажиточные люди заказывали себе прялку с элементами золота и серебра. В Пошехонском районе прялок с использованием драгоценных металлов нет, но они представлены в музее в Вологде. Прялка была подарком, именно поэтому ее старались украсить. К тому же ее передавали из поколения в поколение. «Этот растительный орнамент на прялках — жизнь, смерть, возрождение — был символическим», — говорит Екатерина.

После революции от прялок стали отказываться, тогда мастера перешли на роспись мебели, кухонной утвари. «В самой росписи тогда стали появляться советские элементы — звездочки и прочее. Постепенно ушли и от этого», — рассказывает Сергей Юрьевич. К 30-м годам XX века роспись перестали использовать, промысел забыли.

Туристический потенциал

Постепенно гаютинская роспись становится неотъемлемой частью жизни района. По словам Надежды Беловой, занятия росписью могут быть интересны туристам — научиться технике несложно. «В 2017 году мы еще сомневались, думали, правильно ли мы все делаем, приглашали экспертов. С 2018 года уже начали предлагать мастер-классы как туристический продукт», — рассказывает Белова.

В Пошехонье продаются сувениры, расписанные в гаютинском стиле. Больше всего туристам нравятся небольшие фигурные брошки с мелким орнаментом. До этого, по словам Надежды, хорошо шли сувениры в форме сердечек.

 

«Мы стараемся показать наш традиционный промысел в сувенирной продукции. Недавно издали методичку — альбом для детей и взрослых о секретах и приемах гаютинской росписи. Я ездила в Москву, рассказывала о росписи, ездила по нашей области. Мы очень надеемся, что возрождение гаютинской росписи привлечет к нам туристов, поможет привлечь внимание к нашей земле», — говорит Белова.

Директор департамента туризма Ярославской области Юлия Рыбакова считает, что гаютинская роспись в Пошехонье — интересное для туристов явление. «В настоящее время мы активно работаем над развитием туристического потенциала Ярославской области, в Пошехонье создаются новые туристические маршруты и событийные проекты. Гаютинская роспись является частью историко-культурного кода города. Мы видим, что изделия мастеров народно-художественных промыслов в данной технике и мастер-классы по росписи пользуются популярностью у гостей региона», — говорит Рыбакова.

Согласно целям нацпроекта «Культура» к 2024 году по всей стране будет реализовано 600 творческих проектов некоммерческих организаций, направленных на укрепление культурных ценностей народов РФ и популяризацию народных художественных промыслов и ремесел. Может быть, и гаютинское «древо жизни» укрепится и снова зацветет, а его семена богато раскинутся если не по всей стране, то хотя бы по Ярославской области — кто знает!

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 24 Января 2020
проблема (7)
Комментарии участников:
Haifi
+2
Haifi, 24 Января 2020 , url

Очень интересно. Моя тематика!

Haifi
+1
Haifi, 24 Января 2020 , url

Вот бы в нашей галерее показать!



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать