Роботы-помощники, логопеды и консьержи: как в России развивается социальная робототехника

отметили
5
человек
в архиве
Роботы-помощники, логопеды и консьержи: как в России развивается социальная робототехника

Современные технологии постепенно проникают в нашу жизнь, становясь неотъемлемой ее частью. В последнее время без робототехники уже немыслим практически ни один производственный процесс, но с каждым годом техника становится все более ориентированной на конкретного человека.

Дорожная карта «Компоненты робототехники и сенсорика» нацпроекта «Цифровая экономика» предполагает, что в 2024 году на глобальном рынке будет внедрено 15 уникальных российских разработок сервисной робототехники в системах массового обслуживания, в том числе в социальной сфере, ретейле, маркетинге. Как технологии и роботы появляются в повседневной жизни человека, выяснял корреспондент портала «Будущее России. Национальные проекты».

Кто такой социальный робот?

В общем смысле понятие «социальный робот» объединяет в себе всех роботов, способных взаимодействовать с человеком, хотя разные эксперты и производители могут давать разные определения этого термина и предлагать собственную классификацию таких устройств.

Как рассказал порталу руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Павел Кривозубов, к социальным роботам, в частности, относятся роботы-промоутеры, которые могут заменить человека, например в банке или госучреждении, давая консультации посетителям. Кроме того, это роботы телеприсутствия, с помощью которых люди, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, могут не выходя из дома получить доступ к участию в удаленных конференциях, просмотру концертов или шоу по всему миру.

Еще одно направление — разнообразные личные роботы-компаньоны, которые используются в качестве игрушки и при этом способны взаимодействовать с ребенком, рассказывать сказки, давать советы, поднимать настроение. К социальным роботам можно отнести и различные системы на основе искусственного интеллекта, такие как, например, «Яндекс.Станция» с голосовым помощником Алисой.

«Социальность» робота может проявляться просто голосом, а может — мимикой, жестами и поведением. То есть, с точки зрения внешнего вида, такие устройства могут и в какой-то степени напоминать человека или животное, и иметь определяющийся исключительно функциональностью форм-фактор, и вовсе не обладать «физической оболочкой», как программные роботы-боты.

«Дизайн играет значительную роль в робототехнике, так как вносит основной вклад в то впечатление, которое складывается у пользователя. А вопрос взаимодействия человека и робота сейчас является одним из ключевых для исследователей и производителей, так как от этого зависит, насколько роботы смогут интегрироваться в нашу жизнь и стать ее полноправным участником», — считает исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Алиса Конюховская.

Конечно, многие люди, благодаря кинематографу и литературе, когда слышат о роботах, представляют их антропоморфными — очень похожими на людей или отдаленно их напоминающими. Но у производителей на этот счет нет единого мнения. По словам Конюховской, человекоподобная платформа может быть избыточной и неоправданно дорогостоящей, хотя такие роботы предполагают более легкую адаптацию к человеческой среде обитания. Кроме того, существует эффект «зловещей долины», когда люди боятся слишком похожих на себя роботов, ассоциируя их с «живыми мертвецами».

«Некоторые компании стремятся идти дальше и бороться с этими страхами путем достижения еще большего сходства с человеком, а другие считают, что для того чтобы избежать этого барьера, наоборот, нужно создавать роботов, совсем не похожих на людей», — рассказала эксперт.

Поле для творчества

Все опрошенные порталом эксперты видят большие перспективы развития рынка социальной робототехники — как в России, так и в мире, — несмотря на то, что сейчас его объем не столь велик. Спрос на таких роботов растет в различных сферах и со стороны бизнеса, и со стороны частных потребителей.

Например, руководитель PR-отдела группы компаний «Нейроботикс» Раиса Богачева считает, что наибольшей популярностью у потребителей будут пользоваться роботы для бизнеса, нацеленные на создание или поддержание имиджа своего владельца, а также помощники в таких профессиях, как врач, в том числе логопед, психолог.

«Пока роботов купила только та часть потребителей, которые хотели попробовать что-то совсем новое, теперь подтягивается аудитория, которая увидела результаты и перспективы и тоже заинтересовалась», — считает она.

В свою очередь, директор по развитию компании «Промобот» Олег Кивокурцев выделил такие направления развития социальной робототехники, как решения для медицины, реабилитации и работы с социально незащищенными слоями населения.

«Для ухода за пенсионерами, людьми с ограниченными возможностями необходим специальный персонал. Часто эта работа требует особой квалификации, она сложная и низкооплачиваемая. Здесь на помощь должны прийти роботы», — пояснил он.

Основатель компании «ЗЕТ-Роботикс» Дамир Зайнуллин уверен, что рынок социальных роботов будет из года в год расти в направлениях, где они могут заменять людей на рабочих местах, по аналогии с тем, что ранее произошло на рынке индустриальных роботов.

«Работодателям станет выгоднее использовать роботов, в том числе программных роботов-ботов, вместо людей, работающих по таким профессиям, как водитель, повар, бухгалтер, кадровик, архитектор, психолог, менеджер среднего звена, охранник, строитель, работник телефонной техподдержки и регистратуры, ресепшен, — считает эксперт. — Дальше развитие этой индустрии будет идти в сторону рынка роботов для домашней прислуги».

При этом эксперты отметили, что в России направление сервисных, в том числе социальных, роботов развивается быстрее, чем промышленных.

«Рынок промышленной робототехники довольно зрелый и развивается уже на протяжении 50 лет, в то время как рынок сервисной робототехники еще недосформирован и на нем возможна конкуренция за счет создания уникальных продуктов, а наши компании ничуть не уступают зарубежным», — отметила Алиса Конюховская.

«Сервисные роботы у нас развиваются лучше, чем промышленные, в силу того, что у нас остается достаточно дешевая рабочая сила, что тормозит развитие промышленной робототехники, а социальная робототехника упирается в спрос и ценовой фактор, который многим нашим гражданам по силам», — добавил Павел Кривозубов.

По его словам, об успехах отечественных производителей социальных роботов могут говорить удачные зарубежные контракты 2019 года, например таких резидентов «Сколково», как «Промобот» и «РОББО».

Расскажет и поможет

Робот Promobot, которого компания «Промобот» полностью производит в России, может общаться с людьми, умеет распознавать лица и речь и самостоятельно передвигаться, при этом не нуждаясь в контроле со стороны человека. Он способен выполнять функции живого сотрудника — гида, консьержа, консультанта, промоутера, хостес. Promobot работают уже в 37 странах мира, в том числе США и Кувейте.

Как рассказал порталу Олег Кивокурцев, сейчас компания действует по двум основным направлениям: развивает различные функции четвертой версии Promobot, чтобы он мог работать в разных сферах, и разрабатывает человекоподобного робота Robo-C.

Что касается Promobot V.4, то у компании уже есть решения для бизнес-центров и жилых комплексов, отделений многофункциональных центров, музеев и торговых центров. Например, робот-консьерж интегрируется с базой лиц, у которых есть доступ в здание, и оборудован диспенсером карт.

Кроме того, недавно компания закончила работу над роботом для диагностики и профилактики. Его оснастили тонометром, термометром, неинвазивным глюкометром, спирометром, спирографом и весами. Такой робот позволяет оперативно узнавать уровень артериального давления или уровень сахара в крови. Основываясь на полученных данных, робот дает рекомендации по образу жизни. При критичных показателях он рекомендует обратиться к врачу. По задумке разработчиков, робот может располагаться не только в медицинских учреждениях, но и в других местах повышенного скопления людей.

«Мы уже получаем положительную обратную связь и заинтересованность со стороны профессионального сообщества, — подчеркнул Кивокурцев. — Например, на последнем CES (Международная выставка потребительской электроники. — Прим. ред.) мы познакомились с представителями дома престарелых в США и теперь ведем переговоры по внедрению роботов для ухода и общения с людьми пожилого возраста».

Функционал Robo-C тот же, что и у робота Promobot четвертой версии, однако новая модель обладает искусственной кожей, мимикой, следит за собеседником глазами, демонстрирует эмоции.

«Внешность человека у робота позволяет нам преодолеть барьеры человеко-машинного взаимодействия. Сейчас у робота доступны только лицо и торс, однако мы уже ведем разработки над подвижными руками. Сначала они будут использоваться для жестикуляции, а потом и для выполнения точных манипуляций. Далее мы хотим прийти к полному функциональному телу», — сообщил Кивокурцев.

Производством роботов-промоутеров на российском рынке также занимается отечественная компания AlfaRobotics. Среди ее основных разработок робот-промоутер и робот-терминал, обслуживающий посетителей кафе. Этих электронных девушек зовут KIKI.

Кроме того, клиентов корпоративно-инвестиционного бизнеса Сбербанка обслуживает робот Анна. Как рассказали порталу в пресс-службе банка, она помогает в самообслуживании и идентификации клиентов. Она также способна определить причины звонка и в пилотном режиме переключить клиента на операторов, владеющих необходимыми для обслуживания навыками.

«Мы постоянно проводим дообучение робота и в дальнейшем, по достижении заданных критериев, планируем его внедрение в массовую эксплуатацию, но только для тех клиентов, которым удобно взаимодействовать с роботами», — добавили в пресс-службе.

Как услышать стихи Пушкина от первого лица

Российская компания «Нейроботикс» выпускает целую линейку антропоморфных роботов. Компания уже создала множество силиконовых устройств с портретным сходством разной внешности. Самые популярные из них — робот Алиса Зеленоградова и робот Пушкин.

Алиса может выполнять функции секретаря, персонального ассистента, помощника врача. Она способна управлять своей мимикой, вести диалог, определять эмоции по лицу говорящего. Робот — копия Александра Сергеевича Пушкина — может декламировать произведения, петь романсы, рассказывать детям и взрослым интересные факты из биографии поэта. Роботы этой серии используются на выставках, представлениях, а также в образовательной деятельности.

Кроме того, в конце ноября 2019 года у компании появился новый, более совершенный робот серии «B» — Betsy, который получил дополнительные артикуляционные и интеллектуальные возможности. В планах производителя оснастить Betsy настоящими робототехническими руками.

Помимо силиконовых роботов, «Нейроботикс» также занимается производством проекционных устройств, более простых и обладающих более широким диапазоном мимических возможностей. Например, у компании есть проекционный робот-логопед, которого используют для проведения дыхательной и артикуляционной гимнастики, упражнений по выговариванию скороговорок. Он оценивает правильность произношения и говорит, если человек выполняет задание неточно. Также можно использовать таких роботов для изучения родного или иностранного языка.

В январе 2020 года Фонд развития высоких технологий XPRIZE объявил, что команда NeuroRobotics, которая состоит из сотрудников группы компаний «Нейроботикс» и лаборатории нейроробототехники Центра компетенций НТИ по направлению «Искусственный интеллект» МФТИ, прошла отбор для участия в технологическом конкурсе ANA Avatar по созданию робота-аватара. С его помощью пользователь будет иметь возможность видеть, слышать и взаимодействовать с миром удаленно. Итоги конкурса будут подведены в 2022 году.

«Мы называем своих роботов социальными, так как они создаются как помощники людей в сфере деятельности «человек — человек»: помощник врача, учителя, банкира, он может встречать, информировать и развлекать гостей, выступать в роли довольно сложного и интересного объекта для изучения робототехники», — рассказала Раиса Богачева.

По ее словам, задача компании — сделать человекоподобных роботов более доступным и массовым продуктом.

«В России, к сожалению, спрос на такие устройства пока не высок, но мы видим, что с каждым годом он увеличивается. Это касается как аренды, так и продажи», — сообщила она и отметила, что пока роботов больше покупают именно для развлекательных целей.

Богачева добавила, что сейчас основная проблема всех роботов — это недостаток интеллекта, необходимого для качественного и интересного ведения беседы, но в ближайшие годы тенденция может измениться.

Дамир Зайнуллин считает, что сейчас развитие российского и в целом мирового рынка социальных роботов сдерживается только психологической неготовностью людей. По его мнению, технологии уже давно вышли на уровень, необходимый для повсеместного внедрения социальных роботов. Но по мере смены поколений роботизация будет стремительно входить в нашу жизнь, так как молодежь психологически более готова к новому миру.

Читайте также:

Цифровое развитие и нацпроекты: каким будет тренд 2020 года

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 12 Февраля 2020
проблема (6)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать