Таблетки для мира: как Россия осваивает зарубежные фармацевтические рынки

отметили
13
человека
в архиве
Таблетки для мира: как Россия осваивает зарубежные фармацевтические рынки

В 2019 году отечественные производители лекарств активно наращивали поставки за рубеж. Так, за январь–сентябрь прошлого года экспорт фармацевтической продукции из РФ вырос почти на 10% и достиг $567,3 млн, подсчитал Российский экспортный центр. Продажи осуществлялись более чем в 120 стран. И хотя во многом тенденция обусловлена ограниченной емкостью внутреннего рынка, она в то же время отвечает планам правительства РФ по увеличению несырьевого экспорта. По мнению экспертов, опрошенных порталом «Будущее России. Национальные проекты», такие перспективы вполне реальны, если российские производители смогут предложить собственные уникальные разработки.

Насыщение российского рынка

По данным Минпромторга, сейчас в России производится фактически каждая вторая таблетка из обращающихся на отечественном фармрынке. Задача обеспечить внутренний рынок лекарствами российского производства была поставлена стратегией «Фарма 2020». Среди целевых показателей программы — рост объемов фармпроизводства в 2011–2020 годах в 3,5 раза, а также увеличение доли отечественных препаратов на рынке с 25 до 50%. При этом доля организаций, осуществляющих технологические инновации в фармпроизводстве, за этот период должна была вырасти с 24 до 50%.

Значительные результаты достигнуты в таких группах, как противотуберкулезные препараты, препараты для лечения ВИЧ-инфекции, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, сахарного диабета, отметил глава Минпромторга Денис Мантуров в декабре 2018 года в интервью «Коммерсанту».

Всего в рамках госпрограммы «Фарма 2020» было выделено 4,5 млрд рублей и профинансировано более 400 проектов, направленных на разработку и трансферт российских технологий лекарственных форм.

Особое внимание уделялось развитию отечественного производства инновационных лекарств с потенциалом выхода на мировой рынок, а также импортозамещению препаратов, в том числе за счет локализации их выпуска. За время реализации стратегии «Фарма 2020» (2013–2020 годы) в России было создано около десятка фармацевтических кластеров, в которых в той или иной форме локализовались такие мировые лидеры, как Novartis, Pfizer, Teva, AstraZeneca и другие.

Важнейший сегмент в процессе импортозамещения — производство жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В начале 2018 года в России выпускалось свыше 84% позиций ЖНВЛП против 63% в 2012 году, следует из новой стратегии развития российской фармацевтической промышленности «Фарма 2030».

Следующим шагом для российских производителей лекарств должно стать наращивание экспорта. Новая стратегия предусматривает, что к 2030 году экспорт отечественных препаратов должен вырасти примерно в пять раз по сравнению с показателем 2018 года, до $3,8 млрд. Поставки за рубеж медицинских изделий за этот же период должны увеличиться в десять раз, до 39 млрд рублей.

Сдерживающие факторы

Российский фармацевтический рынок — один из наиболее динамичных в мире. При этом Россию можно назвать практически чистым импортером лекарственных препаратов: импорт превышает экспорт в 13 раз, свидетельствуют данные компании Deloitte.

По мнению главы евразийского подразделения фармацевтической компании «Босналек» Валентины Бучневой, основная проблема российского фармрынка заключается в том, что на нем по-прежнему преобладают дженерики. То есть большая часть фармкомпаний предпочитает не разрабатывать уникальные инновационные препараты, а выпускать воспроизведенные лекарства, в которых содержится фармацевтическая субстанция, идентичная ранее изобретенной и запатентованной другой компанией.

Вместе с тем, как отмечает руководитель отдела фармацевтической логистики транспортно-логистической компании AsstrA Екатерина Лис, в России чаще используют дешевые аналоги формул из Китая, которые могут не соответствовать международным правилам по лицензированию и сертификации, поэтому основной поток экспорта будет по-прежнему идти в СНГ и другие страны с теми же стандартами, как в России, либо ниже. На международном рынке нет дефицита в выборе поставщиков и продуктов, и российские производители могут выйти на этот рынок, только предложив уникальные разработки, признают эксперты.

Однако развитие отечественной фармпромышленности сдерживается рядом факторов. Один из них — нехватка средств для инвестиций в инновации. Отсутствие инновационных разработок в продуктовых портфелях, в свою очередь, фактически закрывает российским предприятиям доступ на внешние рынки. Во многом экспорту отечественных препаратов также мешает несоответствие процессов производства и клинических испытаний международным стандартам.

«Возникает проблема, когда производителю сначала необходимо получить разрешительные документы в России, а потом заново пройти процедуру оценки в другой стране, подтвердив соответствие стандартам. То есть производитель делает двойную работу, дублируя документы, теряя на этом время и деньги», — поясняет Бучнева.

Стимулы для экспорта

Ключевым условием развития экспорта должно стать признание на международном уровне клинических исследований, проведенных в России, говорит генеральный директор Национальной иммунобиологической компании (входит в Ростех) Андрей Загорский.

«Это ключевой момент для того, чтобы инновации российских разработчиков приживались не только в нашей стране, но и во всем мировом сообществе», — подчеркивает он.

Помимо сближения требований к качеству, эффективности и безопасности лекарственных препаратов с международными также необходимо взаимодействовать с имеющими влияние международными профильными организациями, добавляет младший аналитик рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» Александр Рогов. Причем для более эффективного продвижения отечественных производителей общаться с зарубежными регуляторами должны представители не только Минпромторга, но и других госрегуляторов — Минздрава и Росздравнадзора, считает заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти Biocad Алексей Торгов.

Повышение качества производимых препаратов, их соответствие международным требованиям — все это формирует положительный имидж страны на международном рынке. В первую очередь, по словам Бучневой, придется бороться со сложившимся у отечественных потребителей стереотипом, что импортные лекарства лучше. Стабильный внутренний спрос, в свою очередь, позволит производителям развиваться и вкладывать средства в инновации.

Представители Минпромторга в ответ на запрос портала о перспективах развития и экспорта российской фармпромышленности от комментариев отказались.

Компании проявляют инициативу

Впрочем, сами производители постоянно находятся в поисках новых рынков сбыта. В сентябре 2019 года биотехнологическая компания Biocad договорилась с китайским холдингом Shanghai Pharmaceuticals о совместной разработке и выводе на рынок Китая не менее шести препаратов, в том числе для лечения онкологических и тяжелых аутоиммунных заболеваний — рака легких, рака молочной железы и псориаза. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, капитализация совместного предприятия оценивается в $2 млрд.

Еще одним перспективным рынком может стать Венесуэла, где в этом году должен начаться выпуск инсулинов из российских субстанций. Соответствующее соглашение российская компания «Герофарм» заключила с венесуэльской Espromed Bio. «Герофарм» уже начала поставлять в Венесуэлу генно-инженерные инсулины человека. Компания намерена полностью обеспечить потребность страдающих сахарным диабетом жителей Венесуэлы в инсулинах.

При этом отечественные фармпроизводители не ограничиваются лишь поставками на зарубежные рынки — некоторые из них создают производства на территории других стран. В начале декабря 2019 года группа компаний «Р-Фарм», принадлежащая бизнесмену Алексею Репику, открыла в Баку фармацевтический производственный комплекс, вложив в него $30 млн. Предприятие будет выпускать противоопухолевые, противогрибковые и противовирусные препараты, в том числе для терапии ВИЧ-инфекции и гепатита, средства для лечения заболеваний нервной, костно-мышечной и дыхательной систем, антибиотики, лекарства против диабета и другие препараты.

В дальнейшем будет построена вторая очередь завода, на которой планируется выпускать твердые лекарственные формы и средства для лечения инфекционных заболеваний, говорил Репик. На это потребуется еще около $40 млн.

По мнению гендиректора компании DSM Group Сергея Шуляка, продукция завода «Р-Фарм» будет направляться в первую очередь на рынок Азербайджана и соседних с ним стран.

«Дело в том, что Азербайджан не входит сейчас в ЕАЭС и не получит преференций, которые обычно имеют производители, входящие в это сообщество. Поэтому понятно, что выпуск препаратов заводом ориентирован не на Россию. Я думаю, что это сознательная политика „Р-Фарм“ по развитию своих зарубежных фармплощадок для производства и продажи препаратов за границей, потому что у компании уже есть аналогичные заводы», — отмечает Шуляк.

В 2014 году «Р-Фарм» купила фармзавод в Германии у компании Pfizer.

Читайте также:

Не ждать до последнего: как тамбовские врачи усовершенствовали систему помощи онкобольным

Минздрав: при оказании медицинской помощи ежегодно происходит около 70 тысяч осложнений

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 13 Февраля 2020
проблема (10)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать