«Посейдон», и «Буревестник» приводятся в движение малым ядерным реактором - служба разведки Норвегии
источник: thebarentsobserver.com
В понедельник генерал-лейтенант представил ежегодный доклад разведки об угрозах национальной безопасности Норвегии. В своей речи в Военном обществе Осло Хага Люнде подробно остановился на наращивании Россией военной мощи на севере.
В докладе говорится о 19 погибших в ходе деятельности российских военных у границ Норвегии.
19 человек, упомянутых в докладе разведки, — это, вероятно, вошли 14 жертв пожара на подводной лодке специального назначения «Лошарик» 1 июля и пять специалистов «Росатома», погибших 8 августа в результате взрыва при подъеме со дна Белого моря ракеты «Буревестник», приведшего к выбросу радиации.
Смертельный пожар на подводной лодке «Лошарик» произошел в Мотовском заливе у берегов Кольского полуострова. Подводная лодка, предназначенная для проведения тайных операций на дне моря, находилась в ведении Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ), специального подразделения, дислоцирующегося в губе Оленья. Его деятельность сильно засекречена, и до сих пор непонятно, чем занимался «Лошарик», когда начался пожар.
О взрыве «Буревестника» информации в открытом доступе гораздо больше. Эта ракета была одной из новых систем вооружений, о которых президент Владимир Путин говорил в своем послании Федеральному собранию в 2018 году.
«Буревестник» (Skyfall в кодификации НАТО) — это крылатая ракета с почти неограниченной дальностью полета с небольшим ядерным двигателем. Когда работает. Ее несколько раз испытывали на севере на полигоне на Новой Земле, но все эти испытания могли оказаться неудачными из-за отказа реактора.
Прошлой зимой ракету запускали с военного полигона Нёнокса, расположенного к западу Северодвинска на южном берегу Белого моря. Обстоятельства испытаний не известны, но при подъеме ракеты несколько месяцев спустя все пошло не так.
Произошел выброс радиации. В 190-тысячном Северодвинске, примерно в 25 километрах от понтона, где произошел взрыв, датчики зарегистрировали значения до 2 мкЗв/ч.
Попытки российского Министерства обороны сохранить в тайне утечку радиации подверглись резкой критике в российских СМИ на фоне появления в социальных сетях растущего числа фотографий и видео жертв, перевозимых в вертолетах и на машинах скорой помощи сотрудниками аварийных служб в костюмах радиационной защиты.
Испытания подобных систем вооружений с ядерными энергетическими установками вызывает опасения у соседней Норвегии.
«Нам следует ожидать разработки и испытания новых современных систем вооружений на территориях к востоку от Норвегии. Некоторых из них будут оснащены ядерными энергетическими установками», — сказал Хага Люнде.
«Помимо вызовов в военной сфере, такое развитие ситуации приведет к вызовам в области экологии и безопасности. В 2019 году в результате деятельности российских военных у границ Норвегии погибло около 25 россиян», — сказал глава разведки, добавив:
«Считаю, что в ближайшие годы риск возникновения подобных непреднамеренных инцидентов в нашей округе будет велик».
Во время выступления Хага Люнде продемонстрировал слайд с разрабатывающимися в России новыми видами вооружений, в том числе атомным подводным беспилотником «Посейдон» и крылатой ракетой «Буревестник» с атомным двигателем. На представленной фотографии «Посейдон» находится на борту военного океанографического судна «Академик Александров» в Северодвинске.
Неизвестно, где проводятся испытания атомного подводного беспилотника или какая система охлаждения установлена на малом реакторе для предотвращения утечек радиации в морскую среду во время испытаний.
За последние годы норвежская станция радиационного мониторинга в Сванховде недалеко от границы с Кольским полуостровом несколько раз регистрировала в воздухе незначительные концентрации радиоактивных йода-131 и кобальта-60, хотя источники изотопов остаются тайной и не могут быть напрямую увязаны с испытаниями вооружений на севере России.
В декабре прошлого года Арктический совет создал создал экспертную группу по ядерным чрезвычайным ситуациям, но поскольку совет не занимается военными вопросами, он не будет особо следить за возможными испытаниями российского оружия с ядерными двигателями в Баренцевом и Белом морях в будущем.