В среду 26 февраля президент Владимир Путин встретился в Кремле с рабочей группой «по подготовке предложений по внесению поправок в Конституцию». На ней были озвучены некоторые правки в Конституцию и формулировки, утвержденные рабочей группой. Президенту всё понравилось, разве что он поспорил с сенатором Андреем Клишасов насчет себя. Группа продолжит работать, поправки будут собирать, а то, что не пригодится в этот раз, использует ГД в законотворческом процессе. Единственный вопрос, который так и не был рассмотрен, это как будет проводиться всеобщее и всенародное голосование. Для него можно найти необходимое и достаточное уловие легитимности.
Открывая заседание, президент сказал, что к кремлевской встрече «на группу» попало более 900 предложений. Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Павел Крашенинников добавил, что на самом деле их гораздо больше и подтвердил президентскую волю: «Наша задача – рассмотреть их и учесть каждое обращение». Понятно, что при формировании поправок в Конституцию этого физически не случится. Но народные предлоежения, по сопредседателю рабочей группы Талии Хабриевой, не будут забыты: они «могут быть использованы в текущем законодательстве и в деятельности органов власти». Конечно “могут” – это не “будут”, но и на том спасибо.
Слова сопредседателя это маркер для российского политикума. Госдума пойдет путем, указанным Путиным и это не тавтология. Из порядка 900 предложений – более 600 поступили на Комитет Павла Крашенинникова от рабочей группы, 300 “с хвостиком” – от депутатов Госдумы. На совещании заявлено, что их прием продлен Комитетом до 2 марта, при этом сам федеральный конституционный закон «О поправке…» планируется к рассмотрению во втором чтении уже 10 марта. Так что к этому моменту количество правок, “по Путину” носящих «серьёзный, содержательный характер», явно превысит 1500 штук. Среди них, по словам Крашенинникова «самое большое внимание граждан привлекают социальные темы, политическая реформа и обеспечение территориальной целостности страны». Именно эта фраза является основой классификации поправок и делит их на три «большие блока» с присутствием ряда идеологем, которые по замыслу авторов “строят” Россию будущего. Правда, глядя на них, говорить о полноценной идеологии еще рано.
Но председатель законодательного комитета приводит и более точную классификацию, где правки в Основной закон разнесены по приоритетам и смыслам.
Первой группой, а это почти четверть всех поправок, Павел Крашенинников называет «закрепление гарантий социального обеспечения» — электоральная поддержка которых “по ВЦИОМ” составляет более 97% населения. Ко второй группе председатель Комитета ГД относит «защиту и поддержку семьи, сохранение традиционных семейных ценностей» — поддержка порядка 96%. В третью группу правок он включает «обеспечение территориальной целостности и суверенитета государства». Их поддержка составляет 90%. Четвертую группу анонсирует очень мягко как «поправки по культуре и национальному самосознанию», это вовсе не “идеология”. С ними согласны около 90% избирателей. И только как шестую группу Крашенинников рассматривает путинские поправки «про институты власти». Таких «официальных поправок, касающихся Федерального Собрания – 19%, президента – 13%, правительства – 11%, судебной власти и прокуратуры немножко меньше – 9%» и не оглашает число их сторонников. Причем в «списке Крашенинникова» не указаны поправки о Госсовете, которые, по-хорошему, должны быть выведены в отдельную главу Основного закона. Кстати, особо Крашенинников выделил седьмую, ранее не декларируемую группу поправок – «касающиеся информационных технологий», число поддержки которых даже не проверялось, а ведь именно они для будущего страны в XXI веке являются “формирующими”. Пока точных сведений о конечных формулировках по этой теме нет.
Таким образом, презентация председателя Комитета Госдумы показала наличие 7 (семи) основных блоков поправок, которые являются абсолютно разными и вносят в Конституцию “дополнения”, касающиеся различных аспектов существования и строительства будущего государства российского. Просто так принять их, ответив на вопрос всеобщего голосования: «Согласны ли Вы с представленными в законе “О поправке…” изменениями в Конституцию?», с двумя ответами “да” и “нет” без “воздержался”, явно нельзя. В таком виде это будет “не то голосование”, о котором грезил вслух Президент. Если обратиться к классике главного советского искусства – кино, у Марка Захарова в «Мюнхгаузене» это звучало так: «Не то, Марта, не то! …». Но, как оказалось, убедить собственных функционеров в том, что голосование по всем предложениям скопом делигитимизирует сам принцип народной поддержки у президента пока не получается. ГПУ Ларисы Брычевой уверенно движется по уже проложенным рельсам, не замечая, что узкая тропинка первоначальных поправок “под транзит” превратилась в тернистый путь в будущее страны, а легитимизации народной воли не поможет «усиление работы в регионах», которое проводить никто не собирается.
Исполнение воли Путина упирается в законопроект, который должен определить не только принципы его проведения, дату и порядок участия граждан, но и форму избирательного бюллетеня. Если с датой на совещании практически определились – это 22 апреля, то всё остальное скрыто законодательной тайной, которая не откроется, пока в Госдуму не поступит сам документ, подготовленный в недрах ГПУ. Который, кстати, давно готов только и ждет команды «на старт» — никто не собирается адаптировать его к расширившейся на всю страну конституционной дискуссии.
Поэтому хотелось бы чисто теоретически обратить внимание на необходимые и достаточные для решения задачи легитимизации воли народа и президента положения, которые в нём пока отсутствуют.
Почти в конце встречи рабочей группы по Конституции с президентом Светлана Горячева, которая «провела множество встреч» на местах, отметила такую «контрпропаганду через интернет, по крайней мере, по многим вопросам, которые задавались: типа говорят – «давайте голосовать постатейно!». Ей невдомек, что на самом деле это было бы утопически идеальное голосование. Происходи оно в Аргентине, каждый избиратель получил бы по почте красочный буклет новой Конституции с поправками и около каждой поставил бы свою отметку о согласии. В нашем случае нет ни сил, ни возможностей для “постатейки”. Но не зря же работал могучий ум Павла Крашенинникова: основная классификация правок создана и её просто необходимо включить в проект соответствующего закона в раздел формы бюллетеня. Конечно, стоит и добавить вариант «воздержался» — это принципиально важно и положительно скажется на явке избирателей, а также лишит противников России еще одной позиции для посткритики состоявшегося плебисцита.
После принятия этих двух моментов в законопроекте о «О всеобщем голосовании» ни один “контрпропагандист” не скажет, что народу навязали президентские поправки, прикрыв их фиговым листком социальных обязательств и патриотических посылов. Это принципиально важно.
Однако пока конкретные шаги предпринимает только сам Владимир Путин. В своем кратком спиче Андрей Клишас заострил внимание собравшихся на поручении президента выработать механизм, по которому правки в Конституцию должны были бы «вступить в силу только после голосования на общероссийском голосовании». Сенатор предложил президенту следующий механизм этого “после”: все поправки по социальным, культурно-идеологическим и другим темам вступают в силу сразу после подведения итогов голосования и утверждения текста Конституции в КФЗ «О поправке…». Но «большой блок поправок в законопроекте, который Вы вносили, отражены эти поправки, они касаются полномочий конституционных органов власти, в частности полномочий Президента, взаимодействия Президента с Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством», могут вступить в силу только после окончания нынешнего президентского срока. Клишас таким образом предположил, что Путин будет дослуживать “по старому алгоритму”.
Ответ президента был исполнен верой в народ. Он сказал, что когда поправки будут приняты на плебисците, важно, исполняя волю народа, реализовать их сразу:
«Вы были бы правы окончательно, если бы мы процедуру принятия поправок ограничили только тем, о чем я сказал выше, а именно: сделали бы это без всеобщего голосования. Если мы выходим на всеобщее голосование, то тогда граждане, а граждане страны являются источником государственной власти, они, если соглашаются с этими предложениями, как бы и разрешают нам с вами часть полномочий от президента передать в Федеральное Собрание. Мне кажется, что здесь нет никаких противоречий. Поэтому я предлагаю, чтобы все поправки целиком и полностью вступили в силу сразу же после подведения итогов всеобщего общероссийского голосования».
Это, наверное, самый важный идейный момент в совещании рабочей группы и президента 26 февраля. И ведь Андрей Клишас не играл, а действительно так думал – это видно.
Вот почему правильная форма бюллетеня «всеобщего всенародного» важна как никогда. Только проведенное в таком виде оно переведет пожелание Владимира Путина о воле народа в реальность бытия, которое определяет сознание.