Космическая безопасность: все не так как кажется. Россия не может продавать свои ракетные двигатели РД-180 до 2030 года

отметили
18
человек
в архиве
Космическая безопасность: все не так как кажется. Россия не может продавать свои ракетные двигатели РД-180 до 2030 года

В условиях санкций со стороны США большое значение приобретает то, чем и как Россия может реально ответить на непомерные американские амбиции. Одним из крайних видов контрсанкций считается возможность запрета поставки в США ракетных двигателей РД-180 и РД-181, которыми оборудуются ракеты Atlasи Antaris. Кстати, именно они используются для вывода на орбиту американских спутников-шпионов. Однако как оказалось, этого рычага у нашей страны реально может в нужный момент не оказаться. Да и продать той же Турции свои двигатели мы точно не сможем.

В феврале этого года исследовательская служба Конгресса США сообщила, что ВВС США предвидят ряд серьёзных проблем, связанных с отказом от российских двигателей и переходом к конкурентному рынку космических запусков. Этот вывод подтвердила покупка США еще четырех двигателей РД-181 (это “половинки” РД-180), о которой стало известно 1 марта.

Вроде вот готовый рычаг в случае обострения санкционной обстановки, но не все так просто.

В 2002 году НПО «Энергомаш» продал США лицензию на производство двигателя РД-180 на 20 лет по соглашению №643/07557935/980-1005-02 от 27 сентября. Это было сделано по согласованию с Минобороны, Минэкономразвития, Федеральным космическим агентством и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России. В результате сделки с совместным российско-американским предприятием RD AMROSS, Llc («Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш») тонны конструкторской и технической документации по этому двигателю уплыли за океан. Эта фирма представляла интересы United Launch Alliance (ULA) – производителя ракет Atlas V, которое тоже было совместным, но уже американским: в него вошли крупнейшие игроки в космической промышленности США – Lockheed Martin Space Systems и Boeing Defense, Space & Security. Им тогда еще обзавидовался Илон Маск со своей ракетой SpaseX, сказав, что «конструкция и дизайн русского двигателя выше всяких похвал».

Стоит помнить, что именно благодаря этому соглашению с США Россия все-таки смогла сохранить свою космическую промышленность и получила хоть какие-то инвестиции. Именно так, денег хватало лишь на поддержание производства на минимальном уровне, но заказ на 101 двигатель РД-180 за 1 фиксированный миллиард в долларах грел души электромашевцев. Первый двигатель был отправлен в американский Денвер в 2000 году, а AtlasV ушел в небо еще через два года. «Энергомаш» тем временем выживал. В 2008—2009 годах его чистый убыток от поставок двигателей РД-180 в США составил 880 миллионов рублей — почти 68% всех потерь компании. А Счётная Палата России выявила, что двигатели продавались только за половину стоимости затрат на их производство.

Обладающая лицензией на производство РД-180 в США, Pratt & Whitney планировала начать его в 2008 году, но этого не случилось. Был перенесен и следующий срок — связанный с первым военным запуском Atlas V в 2012 году. Кстати, в соответствии с еще одним соглашением, подписанным между «Электромашем» и RD AMROSS всё время с 2002 года предприятие не могло продавать двигатель РД-180 без согласия американской стороны как в России, так и на международной арене. Продажи разрешались только на «исключительной территории», к которой, как не трудно догадаться, относилась территория США. Так рынок сбыта РД-180 оказался полностью монополизирован американскими партнерами. Кабала для НПО «Энергомаш» должна была кончиться только в 2022 году.

Однако в дело вмешался фактор форс-мажора. В 2014 Крым вернулся в родную гавань и США ввели против России санкции. В 2015 году Конгресс США хотел вообще отказаться от закупок российского двигателя, но его остановили представители Пентагона и Ленгли. Заместитель министра обороны США Френк Кендалл тогда заявил: «Для того, чтобы отказаться от РД-180 нам нужно будет израсходовать из нашего бюджета более одного миллиарда долларов и я думаю, что это не очень хороший вариант». Так он назвал собственное производство двигателей. Продолжать покупать их у России для американского налогоплательщика было бы гораздо дешевле.

Поэтому уже в 2016 году Сенат США согласовал закупку 18 ракетных двигателей до 2022 года. Но вернемся в 2015 год. Именно тогда лицензионное соглашение и соглашение по ограничению сбыта были продлены до 2030 года, однако это было сделано несколько противозаконно – без необходимых согласований с акционерами и ответственными государственными органами. В результате американцы в лице установленного кадрового сотрудника ЦРУ президента RD AMROSS Парсонза абсолютно даром получили возможность не только производить в США РД-180, но и налагать запрет на его продажи России на всю первую треть XXI века. Кто-то говорил и о личной заинтересованности в этом и гражданина России, входившего в совет директоров как НПО, так и СП.

После смены в 2016 году руководства в РКК «Энергия» и НПО «Энергомаш» этими событиями заинтересовалась 2-я Прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах Московской области. Однако виновные в экономическом ущербе, нанесенному государству в «космическом размере» так и не были найдены, а тем более не привлечены к ответственности. Но самое главное то, что Россия до сих пор лишена возможности продавать лучший двигатель в мире – РД 180 и об этом вряд ли знает наш Президент.

Поэтому и санкции по этой линии против американцев не возможны. Не зря же еще в 2015 году вице-премьер Дмитрий Рогозин фактически раскрыл тайну: «Мы могли бы сейчас перекрыть поставку реактивных двигателей РД-180 для американских ракет. Мы обсуждали этот вопрос, не скрою, я собирал наших специалистов несколько раз. Подумали – зачем?».

Р.S. Завтра 5 марта президент России Владимир Путин встречается с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Интересно, что будет, если наш восточный партнер попросит Путина, к примеру, продать несколько двигателей для ракет, выводящих на орбиту мирные турецкие спутники?

Добавил MonGeneral MonGeneral 5 Марта 2020
Комментарии участников:
k-s
-3
k-s, 5 Марта 2020 , url

UAL отправил ракету с российскими двигателями на пенсию, все, никому больше не нужно эти двигатели производить в США. Новая ракета Вулкан уже начала серийно производиться и в ближайшие годы заменить ракету Атлас. России также двигатели продавать некому, никто их не покупал кроме США. Так что нет никакой проблемы.

Ну и наконец хоть кто-то открыто пишет, что контракт с американцами спас предприятие и не дал разбежаться коллективу, а не что американцы такие отсталые и полностью от русских зависят.

Кстати, решение о закупке двигателей принималось по сути исключительно по требованию Госдепартамента, который не хотел, чтобы российские инженеры разбежались по миру и делали ракеты нехорошим с их точки зрения странам. Хотя двигатель и превосходный, UAL бы его не купил, они бы купилий свой отечественный.

precedent
-2
precedent, 5 Марта 2020 , url

Полная чушь.  И публикация эта — полная чушь.  Американцы  покупали, покупают и будут покупать наши двигатели.  И не только американцы. Россия далеко обошла всех 

Публикации такого рода повтор вирусной шняги

Россия тратит миллиарды на ракетные двигатели. Они устарели и никому не нужны: Космос:

Лет 30 ей уже. 

И каждый раз

В США назвали сроки отказа от российских ракетных двигателей РД-180 | Новости | Известия | 04.04.2019

Ну, уже 2022 год.  Хорошо.  

Изготовление российских ракетных двигателей — АО «НПО Энергомаш»

По перспективным двигателям (жидеостным и даже детонационным) Россия далеко впереди всех. 

 

А на подходе самые мощные, мощнее современных российских же

Арбузов: У российского ракетного двигателя РД-171МВ нет конкурентов

k-s
0
k-s, 5 Марта 2020 , url

Давайте по пунктам что есть чушь. Вот конкретно процитируйте из текста и опровергните ссылкой на достоверный источник.

Сколько у США есть ракет, которые используют россиийский двигатель? Одна. И от нее уже отказались. Она сейчас долетывает как наш Протон. Все, зачем они будут их после покупать? У них есть свои новые двигатели — BE-4, Raptor, прочие, которые современнее и лучше покупаемой модели Рд-180. Как и у них были и есть альтернативные ракеты, которые летали и летают на американских двигателях. Никакой зависимости от России никогда не было — одна фирма ставила эти двигатели на одну степунь одной ракеты и всё.

И покажите мне реальный двигатель в железе от России, который был бы детонационный, или метановый, или замкнутый с полной газификацией. Это все на бумаге. А в США многое из этого в железе.

При этом это никак не противоречит тому, что советские двигатели и их российские модернизации — отличные двигатели, которые по ряду характеристик лучшие в мире. Но американцев шапками закидывать не нужно, у них все в ракетостроении и космических программах прекрасно и без нас.

Макарыч
+2
Макарыч, 5 Марта 2020 , url

Размазал по стеклу аналитика персента! Не простит он тебе! 



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать