CNN: США вдруг осознали, что оказались под санкциями
Нью-Йорк — Владимир Путин знает, что хрупкая нефтяная промышленность Америки строится на колоссальных долгах. Поэтому когда Саудовская Аравия призвала сократить производство, чтобы ослабить перенасыщение рынка, Путин уцепился за предоставленный шанс.
На прошлой неделе Россия потрясла мир, разорвав свой шаткий союз с ОПЕК. Отказ Москвы поддержать картель призван потопить американские компании по добыче сланцевой нефти, которые рассчитывают на более высокие цены в море дешевой нефти.
Судя по всему, стратегия России нацелена на американских сланцевиков, — это ведь из-за их подпитываемого долгами роста Россия утратила в 2018 году звание крупнейшего в мире производителя нефти.
«Их ответ — попытка изувечить сланцевую промышленность США», — считает директор по исследованиям сырьевых товаров энергетической исследовательской фирмы «Клиппер дейта» (ClipperData) Мэтт Смит (Matt Smith).
В понедельник рынок обрушился, когда Саудовская Аравия пообещала жестко отреагировать на российский шаг и снизить цены на нефть. В итоге нефть в США подешевела на 26% до четырехлетнего минимума 31,13 доллара за баррель. Это худший результат с 1991 года.
Сырая нефть сейчас настолько дешева, что многие американские сланцевые компании будут вынуждены сокращать добычу. Слухи о банкротстве уже ползут по нефтяной индустрии, в результате чего акции SPDR S & P Oil & Gas ETF достигли самой низкой отметки с 2006 года.
Акции крупнейших нефтяных компаний вроде ExxonMobil и Chevron, которые выстроили свои бизнес-модели на противостоянии дешевой нефти, упали на 12%. В тупике оказались как разведочные, так и добывающие компании: акции Pioneer Natural Resources упали на 37%, а Occidental Petroleum — на 52%.
Энергетический обвал грозит повторением нефтяного кризиса 2014-2016 годов, который обанкротил десятки американских нефтегазовых компаний и привел к сотням тысяч увольнений. Хотя отрасль выжила, пережитый опыт оказался весьма болезненным.
«Россия считает, что американский сланец в настоящий момент особенно уязвим, — полагает энергетический стратег „Рабобанка" (Rabobank) Райан Фицморис (Ryan Fitzmaurice). — Мы полагаем, что Россия нацелилась на американских производителей сланцевой нефти с их долгами».
«Под перекрестным огнем»
В ответ на российский гамбит Саудовская Аравия развернула на выходных ценовую войну. Королевство снизило продажные цены на апрель на 6-8 долларов и пообещало нарастить производство — и это полная противоположность тому, что требуется в такой ситуации.
«Между Россией и Саудовской Аравией развернулась серьезная борьба, и под перекрестный огонь попали все остальные», — считает директор по глобальной энергетической стратегии RBC Capital Markets Майкл Тран (Michael Tran).
Не секрет, что Россия и ее нефтяные компании теряют терпение из-за попыток ОПЕК восстановить баланс на нефтяном рынке. Долгие годы Россия поддерживала ОПЕК в сокращении добычи, чтобы удержать цены на нефть. Однако с каждым сокращением производства Россия сдает долю рынка быстро развивающейся энергетической отрасли Америки — к вящему гневу российских нефтяных боссов.
Российская государственная нефтяная компания «Роснефть» назвала альянс с ОПЕК «мазохизмом», из-за которого добыча американской сланцевой нефти процветает.
«Мы, уступая собственные рынки, убираем с них дешевую арабскую и российскую нефть, чтобы расчистить место для дорогой сланцевой американской. И обеспечить эффективность ее добычи», — заявил представитель «Роснефти» в воскресенье.
Месть за санкции?
Помимо борьбы за долю рынка, считают аналитики, Россия может мстить за недавние энергетические санкции Вашингтона, — эти меры стали возможными благодаря революции в сфере сланцевой нефти.
Так, всего три недели назад администрация Трампа объявила о санкциях против дочерней компании «Роснефти» в ответ на ее поддержку режима Мадуро в Венесуэле.
«Похоже, российская стратегия нацелена не только на американские сланцевые компании, но и на политику санкций, которую обеспечило американское энергетическое изобилие», — написала глава глобальной сырьевой стратегии в RBC Capital Markets Хелима Крофт (Helima Croft) в докладной записке для клиентов в понедельник.
Крофт предположила, что бросить вызов сланцевой промышленности США Москву убедил Игорь Сечин, генеральный директор «Роснефти» и доверенное лицо Путина.
«Как и Путин, Сечин начинал в российских спецслужбах и тоже ярый националист, — написала Крофт. — Таким образом, подрыв энергетического доминирования США предпринимается не только ради финансового результата, но и по идеологическим соображениям».
У Путина имеется значительное финансовое преимущество перед Саудовской Аравией. По данным компании Argus Global Markets, лишь 37% доходов российского бюджета поступают от нефти — в отличие от 65% у Саудовской Аравии. Аналитики считают, что Россия может сбалансировать свой бюджет при цене 42 доллара за баррель, — в то время как Саудовской Аравии необходим уровень по меньшей мере в 80 долларов.
«Пострадают все, включая Россию, — считает Бьорнар Тунхауген (Bjornar Tonhaugen), глава отдела нефтяных рынков компании Rystad Energy. — Однако преимущество этого решения заключается в том, что оно повредит другим, — в первую очередь, — США».
Хаос на энергетическом рынке не ускользнул от вашингтонских чиновников.
Министерство энергетики заявило в понедельник вечером, что «государственные субъекты» пытаются «манипулировать» нефтяными рынками в попытке «вызвать шок». Однако администрация выразила уверенность в том, что Соединенные Штаты «могут и будут противостоять этой нестабильности».
Во время встречи в понедельник с послом России Анатолием Антоновым министр финансов США Стивен Мнучин (Steven Mnuchin) подчеркнул, насколько важен «порядок на энергетических рынках».
«Фильм ужасов» для американской нефтяной промышленности
Безотносительно мотивации, сложно представить себе менее удачное время для нефтяной войны, — рыночная конъюнктура и без того снижается.
Инвесторы давно избегают крупных нефтяных компаний из-за постоянных проблем с поставками, чрезмерных расходов и растущих опасений вокруг изменения климата. В прошлом году энергетический сектор стал крупнейшим неудачником в рейтинге S&P 500 не только за прошлый год, но и за все последнее десятилетие. И в условиях недавнего беспорядка на рынке за ним могут последовать другие.
Еще более серьезной проблемой для нефтяной промышленности стал коронавирус. С отменой бесчисленных авиарейсов, закрытием заводов и торможением ежедневной рабочей миграции мировой аппетит на нефть ослаб. По прогнозам Международного энергетического агентства, мировой спрос на нефть в этом году упадет впервые с 2009 года.
«Последние два месяца стали для инвесторов в энергетику настоящим фильмом ужасов, — написал в докладной записке для клиентов в понедельник энергетический аналитик CFRA Research Стюарт Гликман (Stewart Glickman). — Мы имеем одновременно шок спроса (коронавирус) и шок предложения (распад „ОПЕК+"). Другими словами, не одно пугало, а целых два».
Кто сморгнет первым?
Столь пугающий фон объясняет, почему обрушились не только нефтяные компании. В понедельник пострадали и банки, завязанные на энергетический сектор, — инвесторы готовятся к неизбежной волне дефолтов по кредитам.
Акции компаний Comerica (CMA), Cullen / Frost Bankers (CFR) и Bancshares Texas Capital (TCBI) подешевели примерно на 20% за штуку.
Компаниям по добыче сланцевой нефти с самыми слабыми балансами придется экономить — отказываться от дорогостоящих буровых проектов и сокращать штаты. Многие из них попросту не выживут.
«Этим ребятам и так уже пришлось несладко. Теперь же нам и вовсе предстоят банкротства, — возможно, даже массовые», — предрек Смит из «Клиппер дейта».
Большой вопрос в том, как долго продлится нефтяная депрессия, и как низко упадут цены. И ответ следует искать как в Эр-Рияде, так и в Москве.
Если саудовская война цен вынудит Россию согласиться на сокращение добычи, рынок нефти быстро восстановится, принеся облегчение сланцевым компаниям, балансирующим на грани банкротства.
Но Путин отступать не привык, а значит, американской нефтяной промышленности придется готовиться к новым испытаниям.
«Надежда, что битва будет короткой, еще теплится — написала Крофт — но, похоже, идет подготовка к затяжной войне на истощение, которая будет иметь суровые экономические последствия для всех участников».
Александр Роджерс: На следующий день — США под ударом кризиса
Как говорил знаменитый евроинтегратор Украины Мыкола Янович Азиров, которого некоторые почему-то считают выдающимся экономистом (16 написанных госбюджетов, и все из них приватизационные и дефицитные), «крыза минет».
Но нет.
Извините, не сдержался.
Вторую неделю пылают станицы падают американские фондовые рынки.
Но перед тем, как мы обсудим, что именно происходит, давайте сначала договоримся о дефинициях (об определениях).
1. Любой «эксперт», который говорит, что рынки падают из-за коронавируса – идиот.
Тут я полностью согласен с Дональдом нашим Трампом, который говорит, что от гриппа в одних США ежегодно умирает от 27 до 70 тысяч человек, и это не вызывает никакой паники на фондовых рынках (да и вообще).
Но идиот он не из-за Трампа, а потому что причины кризиса в другом, и коронавирус – это только отвлечение внимания.
Экономиста от идиота отличает знание экономических законов.
2. Любой «эксперт», который утверждает, что «Россия обрушила цены на нефть» и/или «Россия вышла из договора ОПЕК+» – либо заблуждается, либо дурачок.
Потому что Россия как раз выступала за продление текущего формата ОПЕК+ в неизменном состоянии. А потребовали пересмотра в сторону дальнейшего сокращения добычи, а затем отказались продлевать существующее соглашение не Новак и не Сечин (как их вчера весь день пыталась обвинять оппошиза в лице Платошкина, Гудкова и Сёмина), а саудиты.
Аналитика от дурачка отличает способность изучать первоисточники.
И когда некоторые граждане (и не только, потому что в западных СМИ бывает аналогичная писанина) пишут «Россия объявила нефтяную войну», то однозначно точнее писать «Россия согласилась на нефтяную войну». Причём, что характерно, воевать будут не Россия и не с Россией, а саудиты против сланцевиков.
Теперь, когда мы определились с дефинициями, приступим к основному блюду.
1. Кризис не начался пару недель назад, он начался уже давно.
2. В августе прошлого года было три квартала непрерывного падения промпроизводства в США. Согласно принятому определению, это рецессия. Но официально её не признали до сих пор. Такое впечатление, что в руководстве Соединённых (пока) Штатов сейчас сидят люди, которые верят, что если не признать кризис, то его не будет. Видимо, если закрыть глаза, то мир исчезнет, а если сложить руки домиком, то беда обойдёт стороной (спойлер: нет).
2а. Впрочем, абсолютно аналогичная картина наблюдалась в США и во время Великой депрессии. Что американские экономисты, что правительство с 1926 года постоянно заявляли, что «никакого кризиса нет» попеременно с «кризис был, но уже закончился». Но, как известно, толком США вышли из депрессии только после начала Второй мировой войны.
А признали существование Великой депрессии и вовсе постфактум, когда она завершилась. И кто сказал, что сейчас будет иначе?
3. Исторически рынки реагируют на рецессию через 5-7 месяцев. И поэтому в августе я писал о том, что обвал фондовых рынков будет в промежутке между концом января и началом марта. Так и случилось.
4. Попытки списать обрушение рынков на коронавирус не выдерживают никакой критики. Проблемы с РЕПО в США начались задолго до появления COVID-19, всё в том же августе.
4а. И снижения базовой учётной ставки, и предыдущие два решения увеличивать объёмы интервенций на рынке РЕПО были приняты и имплементированы до начала эпидемии, и тем более до срыва переговоров о продлении сделки ОПЕК+.
5. Более того, сама нынешняя ситуация с нефтью также является лишь следствием начавшегося кризиса. Потому что истерика саудитов вызвана снижением спроса на нефть. А снижение спроса вызвано падением объёмов грузоперевозок. Которое, в свою очередь, вызвано падением промышленного производства в США и ряде стран ЕС.
Опять же, снижение грузоперевозок и потребления электроэнергии в Штатах продолжается уже как минимум второй год.
Ой, что-то всё вышеизложенное никак не бьётся с «Сумасшедший Путин обрушил цены на нефть» и/или «Вирус из Китая спровоцировал панику на фондовых рынках»…
Между тем всё ещё находятся верующие в «Да это всё ерунда, через пару дней рынок в США восстановится и всё назад отыграет». И если неделю назад это выглядело как некий скептицизм, то теперь, когда падение идёт вторую неделю, складывается уже впечатление, что это называется другим словом.
Трамп, будучи кандидатом в президенты, заявлял, что «Если индекс Доу-Джонса упадёт за сутки на тысячу пунктов, то любой президент должен уйти в отставку». Любой, но не Донни? Потому что вчера он упал на ДВЕ тысячи пунктов.
А за время с начала падения в целом Доу-Джонс потерял почти 6 тысяч пунктов. То есть практически 20%.
И кто сказал, что на этом падение остановится?
Александр Роджерс
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).