Цифровизация во время коронавируса: как пандемия влияет на онлайн-сервисы в России

отметили
8
человек
в архиве
Цифровизация во время коронавируса: как пандемия влияет на онлайн-сервисы в России

Коронавирус, захвативший более 150 стран, уже серьезно повлиял на мировую экономику: закрываются предприятия, сотрудники переходят на удаленную работу, школы и вузы — на дистанционное обучение. Акции ведущих компаний падают, тогда как котировки онлайн-бизнеса — растут. Портал «Будущее России. Национальные проекты» выяснил, кто выиграет от пандемии, ускорит ли она цифровизацию в России и как может повлиять на результаты нацпроектов.

Технологическая пандемия

Карантин и самоизоляция вынудили многих сотрудников уйти на удаленную работу. Согласно прогнозу IDC, именно компании, которые дают инструменты для ведения бизнеса онлайн, могут выиграть за счет пандемии. В первую очередь, это сервисы, позволяющие проводить видеоконференции, конференц-колы, групповые звонки. Так, американский сервис видеоконференций Zoom за последний месяц фиксирует рекордное число пользователей, а акции компании с февраля резко выросли в цене, тогда как у такого гиганта, как Apple, они падают на фоне закрытия заводов iPhone в Китае.

Это же касается и программного обеспечения для удаленных рабочих мест — VDI (Virtual Desktop Infrastructure), которые позволяют предоставить сотруднику виртуальный доступ к рабочему столу офисного компьютера. По словам руководителя Центра проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы джет» Ильи Воронина, в России продажи этого софта возросли.

«Компании хотят быть готовыми к вероятному карантину. Они нацелены обеспечить полноценную удалённую работу сотрудников, сохраняя при этом высокую степень безопасности. C запросами на организацию виртуальных рабочих мест к нам обратились несколько банков, рейтинговое агентство, предприятие промышленности и строительная компания. Мы ожидаем, что волна спроса в ближайшее время не ослабеет», — сообщил он порталу «Будущее России. Национальные проекты».

Более того, многие IT-гиганты делают необходимое ПО для удаленной работы (сервисы видеоконференций, корпоративные мессенджеры и проч.), бесплатным. Среди них — Microsoft, Google, LogMeIn, Cisco и Zoom.

Подобные кризисы — это возможности для онлайн-компаний, считает директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев. «В кризис бизнес сокращает свои расходы, стремится эффективно расходовать свои ресурсы и оперативно находить источники заработка для компенсации потерь. И стартап, который даст готовое решение и своевременно его предложит, урвет большой куш. Я бы сказал, что сложившаяся ситуация в экономике сейчас — самые благоприятные условия для цифровизации индустрий и диджитализации бытовой жизни», — отметил он.

Запасы, не выходя из дома

Ограниченность в передвижениях повлияла и на увеличение спроса на ассортимент интернет-магазинов. Спрос спровоцировал увеличение сроков доставки, предупредил ряд онлайн-ретейлеров, среди которых X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), сервисы «Утконос» и «СберМаркет».

Причем очевидно, что россияне делают именно запасы: так, «СберМаркет» зафиксировал рост продаж круп и макаронных изделий за неделю в два раза, консервов и солений — на 79%.

"[Продажи] продуктов питания с длительным сроком хранения растут больше, чем остальные категории, — рассказал порталу коммерческий директор «Утконос онлайн» Михаил Толоконников. — Если говорить о периоде «последняя неделя февраля-первая неделя марта», то по сравнению с этим же периодом предыдущего года товаров из категории «бакалея» в штучном выражении заказали на 87,7% больше. Товары из категории «консервированные продукты» показали прирост 99,3%".

Кроме того, в топ-5 самых популярных товаров в заказе входят картофель, бананы, сахар, молоко и яйца, добавил он.

Примечательно и то, что россияне стали активнее покупать товары для домашнего досуга — продажи наборов для творчества и книг выросли на 120%, а настольных игр — на 80%, отметили порталу в пресс-службе Ozon.

Новые обстоятельства порождают и новые услуги: чтобы минимизировать взаимодействия с посторонними, сервисы запустили бесконтактную доставку. Курьер оставляет ваш заказ у двери, а оплатить его можно онлайн с помощью банковской карты. Так, за последние семь дней доля этого способа доставки в общем объеме заказов Ozon выросла на 20%, а среднедневное число доставок до двери в марте 2020 года по сравнению с 4 кварталом 2019 года выросло на 60%, рассказала порталу Мария Заикина, заместитель генерального директора по связям с индустрией Ozon.

«В США такой способ работает уже много лет, а в России до недавнего времени к нему относились скептически — возможно, текущая ситуация разрушит такой барьер восприятия и больше людей оценят удобство бесконтактного получения заказов», — отметила она.

Возможность бесконтактной доставки действует и в сервисах заказа готовой еды. Так, услугу с недавнего времени запустили «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Однако оба сервиса не стали связывать увеличение заказов за последний месяц с пандемией. «Спрос на доставку в 2020 году продолжает расти, но мы связываем это с изменением модели поведения потребителей, быстрыми темпами развития самого сервиса, сезонностью и большим количеством праздничных дней в первом квартале. Нетипичных факторов, влияющих на рынок, мы на текущий момент не видим. Количество тех, кто соблюдает режим изоляции, пока не настолько велико, чтобы оказывать ощутимое влияние на рынок доставки», — отметили в пресс-службе Delivery Club.

«Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» стабильно растут за счет притока новых пользователей и увеличения частоты заказов, основной драйвер тут — сдвиги в потребительском поведении", — согласились с коллегами в «Яндексе».

Смотри отечественное!

Коронавирус сильно ударил по индустрии развлечений: в странах с «неблагоприятной эпидемиологической обстановкой» уже закрылись кинотеатры, театры, концертные площадки. Голливуд откладывает премьеры своих блокбастеров. Но и тут есть возможности для культурного развития онлайн.

Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков прогнозирует, что, если ситуация с коронавирусом не изменится, то темпы роста рынка онлайн-видео могут увеличиться примерно на 15% — это к уже существующим прогнозам роста рынка на 35% на этот год. Кроме того, из-за курса валют вырастет стоимость зарубежного контента, поэтому произойдет переориентация на отечественный контент — российские ТВ-шоу и сериалы, прокомментировал он порталу.

Онлайн-кинотеатр «Ростелекома» Wink уже объявил, что с 17 марта предоставляет всем клиентам возможность бесплатно смотреть отечественные фильмы и сериалы, а также детский и образовательный контент. «Решение принято для удобства пользователей, которые вынуждены в текущих условиях находиться дома», — подчеркнули в пресс-службе. Бесплатный доступ к своему контенту также открыли Okko, Ivi, Premier, «Кинопоиск HD».

Держать дистанцию

Чаще прибегать к онлайн-форматам на фоне вспышки коронавируса очевидно придется и образованию. На днях Министерство просвещения России рекомендовало регионам при необходимости временно переводить учеников школ на дистанционное обучение. По словам министра просвещения России Сергея Кравцова, в стране «есть все возможности для того, чтобы ребята продолжали получать знания» в форме дистанционного обучения.

Вопрос развития технологий дистанционной учебы находился в фокусе внимания государства еще до начала пандемии коронавируса. Согласно нацпроекту «Образование», такая форма обучения должна обеспечить качественным допобразованием школьников на всей территории России, будь то село или большой город, а развитие дистанционных технологий позволит охватить к 2024 году, в соответствии с нацпроектом, «не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья».

Уже сегодня некоторые ресурсы доступны учителям и ученикам. «Прежде всего, это ресурс „Российской электронной школы“, содержащий свыше 120 тыс. уникальных заданий и видеоуроков от лучших педагогических коллективов и доступный всем онлайн», — отметил министр.

Наряду с ним, в период эпидемии доступ к онлайн-трансляциям открыл и портал «Учи.ру». По словам генерального директора сайта Ильи Паршина, материалы сайта всегда были доступны бесплатно для школьных занятий учеников с учителем, но с 23 марта платформа начнет проводить еще и бесплатные онлайн-уроки.

Параллельно со школами на онлайн обучение начали переходить и университеты. Как сообщили в пресс-службе Министерства науки и высшего образования РФ, ведущие вузы, среди которых МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, СПБГУ, УрФУ, ТГУ и другие, уже открыли бесплатный доступ к онлайн-курсам для студентов.

По словам директора по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Евгении Кулик, «в условиях карантина вузам необходимо найти возможности для продолжения качественного обучения», причем кроме поиска подходящих ресурсов, каждому университету «предстоит перестроить большое количество бизнес-процессов, оперативно дообучить персонал».

«Это очень непростая ситуация для вузов во всем мире, именно поэтому все сильные игроки на рынке сейчас объединяются и предлагают им свои ресурсы бесплатно — как ведущие университеты, так и компании, и Россия не исключение», — отметила эксперт.

Причем, уверена она, несмотря на то, что при стабилизации обстановки, запрос на онлайн обучение будет меньше, в целом «ситуация даст толчок развитию онлайн-обучения, наработанные практики будут использоваться и дальше».

Антикризисная цифровизация

Из-за пандемии о готовности использовать цифровые инструменты и перевести все совещания в онлайн заявили и чиновники. Так, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев сообщил, что в России есть все технологические ресурсы, необходимые для перевода на онлайн-платформы очных совещаний органов власти в случае дальнейшего распространения коронавируса.

«Мы сейчас активно будем этим заниматься. И здесь отечественные решения есть», — отметил министр.

По мнению Шадаева, здесь есть «некоторое окно возможностей для развития онлайн-сервисов и в дистанционном обучении, в образовании, и в здравоохранении, и так далее».

Плюсы министр видит и в ситуации на мировых рынках: «Понятно, что зарубежная продукция вырастет в цене, бюджеты нам никто не корректирует, поэтому мы надеемся, что российские производители получат дополнительные конкурентные преимущества на внутреннем рынке», — отметил Шадаев.

Что соответствует курсу государства на развитие отечественного ПО, внедрение которого должно быть включено в нацпрограмму «Цифровая экономика», как поручал президент. Да и в целом нацпроект направлен на цифровизацию отраслей экономики и в особенности госорганов.

Читайте также:

Эксперты не ожидают дефицита овощей в России из-за коронавируса

Все федеральные учреждения культуры закроют для посетителей

Путин поручил нарастить резервы лекарств и медоборудования

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 18 Марта 2020
проблема (3)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать