[Расследование] «Сторожевые псы» американской демократии
Месяц назад редакция FLB проанализировала масштабную западную сеть грантов и стажировок для российских журналистов (подробнее о расследовании в 4-х частях можно прочитать, пройдя по хэштегу #грантоеды), и мы пришли к неутешительному выводу. По возвращению из приятных зарубежных командировок коллеги, как минимум, меняют своё мировоззрение о России, затачивая перо на поиск лишь болевых точек в государственном управлении «этой страной».
Подобные журналистские расследования, безусловно, важны для взаимодействия власти и общества в любом государстве. Однако эта важность не стыкуется с тем обстоятельством, что подавляющее большинство таких материалов так или иначе профинансировано частными американскими и западно-европейскими фондами (в виде стажировок по системе all inclusive, стипендий и гонораров). А иногда напрямую из кассы Государственного департамента США.
Если бы, скажем, штатовские журналисты, возвратившись из стажировки в Москве, начали ретиво писать о «медицинских пустынях США», «прореживании чёрного стада» и других нарушений прав человека в Америке, не думаю, что коллегами восхитились бы в Вашингтоне, позвав их на столь любимые американцами телешоу.
Сегодня мы разберём глобальную журналистскую структуру, созданную в США 14 лет назад. НКО именуется солидно — Центр по исследованию коррупции и организованной преступности/Organised Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP) и озвучивает романтические планы по возрождению «настоящей журналистики XXI века».
С 2006 года этот международный журналистский проект собрал под свои знамёна 45 некоммерческих расследовательских центров, десятки журналистов и ряд крупных региональных новостных организаций из 34 стран: «Мы работаем трансгранично. Наши редакторы и журналисты — граждане десятков стран. Ежегодно мы создаём и публикуем более шести десятков международных журналистских расследований».
Воззвания OCCRP полны профессионального пафоса и романтики, которые так нравятся молодым журналистам. Достаточно прочитать, например, следующий пассаж: «В условиях, когда истинно независимая и свободная пресса находится сегодня под угрозой — мы работаем над тем, чтобы заново возродить настоящую глобальную журналистику расследований и разоблачений XXI века, чтобы гарантировать, что средства массовой информации могут выполнить свою главнейшую и центральную роль — величайшего «сторожевого пса» и хранителя демократии (central role as democracy’s greatest watchdog)».
Ребята декларируют, что OCCRP — «вненациональная организация: мы не представляем какую-либо страну, идеологию или систему ценностей». И эта фраза по всем трём пунктам является циничным лукавством.
На самом деле Центр по исследованию коррупции и организованной преступности/OCCRP – это лишь громкое название сетевого «вненационального» проекта, за которым стоит вполне себе национальное НКО «Сеть развития журнализма»/ The Journalism Development Network. JDN Inc.
базируется в штате Мэриленд, США. Отсюда координируются журналисты-расследователи – «борцы с коррупцией», которые рассматриваются как неореволюционеры, способные изменить строй в своих странах. Для них разрабатываются базы, поисковый инструментарий, организуются тренинги и финансирование.
«ИСТИННАЯ НАЗАВИСИМОСТЬ» ЗА 10 МЛН 812 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ
Если вникнуть в финансовые документы OCCRP, а точнее в отчётность JDN Inc., то получается интересная картина. Эта сеть «истинно независимых и свободных» журналистов расследователей спонсируется преимущественно Госдепартаментом и правительством США в сотрудничестве с правительственными структурами Швейцарии, Великобритании, Швеции и Дании.
Например, журналистов снабжает взносами правительство Швейцарии ($ 1 963 786), министерство иностранных дел Великобритании ($493 771), мидовские структуры Швеции и Дании. В 2016 году OCCRP получила новое финансирование от новых национальных правительств — Аргентины, Австралии и Норвегии.
Соответственно, журналистских расследований о коррупции в этих странах под эгидой OCCRP вы днём с огнём не найдёте, и не потому, что у них нет коррупции. Просто истина — кто девушку ужинает, тот её и танцует — вполне себе жизнестойка и на Западе. Вот такая она, «кристальная честность» глобального Центра по исследованию коррупции и организованной преступности.
Кроме того, для решения задач, связанных с «развитием журналистики», OCCRP также получает гранты от легендарного в «грантовом» смысле Агентства США по международному развитию (USAID), от Института «Открытое общество» Соросазапрещён в России), Google Digital News Initiative, фонд Сигрид Раузинг, Google Jigsaw, Национальный фонд в поддержку демократии (NED – запрещён в России), фонд братьев Найт и других «крестоносцев» демократии по-американски.
источник: flb.ru
Из годового отчёта OCCRP «Кто поддерживает нашу работу». Спонсоры OCCRP: госструктуры Запада и частные фонды, нежелательные в РФ.
Аналитик FLB.ru подсчитал, что за семь лет, с 2011 по 2017 годы, «истинно независимые и свободные журналисты» получили от спонсоров 10 млн 812 тысяч долларов. Причём половина из этой суммы – $ 5 млн 238 тысяч была выделена на кормление «истинно независимым» расследователям непосредственно из бюджета правительства и Госдепартамента США. Сводная таблица, составленная на основе отчётов OCCRP, ниже:
источник: flb.ru
источник: flb.ru
Из годового отчёта ОССRP за 2012 г., стр. 62
Или в отчёте четырёхлетней давности в разделе «Полученные гранты» значится аббревиатура — USDoSRussia. Это сокращение от «United States Department of State», то есть USDoS Russia означает грант от Госдепа США – какому-то анониму в России. В 2015 году такой грант составил $55 707.
источник: flb.ru
Из годового отчёта ОССRP за 2016 г., стр. 51
Ну а вообще в 2016 году «истинно независимые», но анонимные журналисты-расследователи (известны только координаторы) неплохо поживились из бюджета правительства США/U.S. Government, получив на «борьбу с коррупцией» в своих странах 1 млн 695 тысяч долларов
источник: flb.ru
Из годового отчёта ОССRP за 2016 г., стр. 48
Анонимность и секретность стала фирменной фишкой при финансировании «открытых, прозрачных, независимых» организаций типа Центра по исследованию коррупции и организованной преступности/OCCRP. Требуя поголовной сдачи деклараций о доходах от чиновников, сами «борцы с коррупцией» со своей финансовой прозрачностью не спешат. На их официальном сайте occrp.com последний годовой отчёт был выложен три года назад, в 2017 году… Какие гранты и от кого получили «борцы с коррупцией» в 2018 и 2019 годах – покрыто мраком тайны.
источник: flb.ru
Впрочем, один кандидат в иностранные агенты широко известен – это «Новая газета», которая фигурирует во всех отчётах OCCRP. Объявляя газету постоянным партнёром, один из основателей проекта Дрю Салливан/Drew Sullivan писал: «Мы продолжаем расширяться в России: мы надеемся создать сеть русскоязычных репортёров из дюжины стран, чтобы построить новый стандарт для русскоязычных журналистских расследований».
Координатором от России в своё время выступал уже известный читателям FLB корреспондент «Новой» Роман Анин (подробнее о нём читайте в статье «Дети Стэнфорда и Чубайса. Новые коллаборанты»). В отчёте OCCRP за 2013 год Роману Анину посвящена целая страница (стр. 48) с цитатой из интервью Bloomberg Businessweek о том, что «каждый доллар, украденный из российского бюджета, был отмыт в других странах». Сегодня редактором от России значится Роман Шлейнов, трудившийся в «Новой газете» и «Ведомостях» и мелькавший в роликах у Навального. Оба, Шлейнов и Анин, хорошие журналисты, но это не отменяет того, что при всех благородных целях работают они на американского дядюшку, для которого «борьба с коррупцией» лишь один из инструментов в большой геополитической игре.
источник: flb.ru
Как раскинулась организация OCCRP. С 2018 года партнёром OCCRP вдобавок «Новой газете» стал телеканал «Дождь». Из отчёта за 2016 год, стр. 2.
БОРЦЫ С КОРРУПЦИЕЙ ВЗЛАМЫВАЮТ ПОЧТУ
Среди инструментов для расследования Центр по исследованию коррупции и организованной преступности предлагает русскоязычным журналистам Базу данных OCCRP Aleph — «глобальный архив исследовательских материалов для составления отчётов о расследованиях». При этом «козырный интерес» расследователей, которые, «не представляют какую-либо страну, идеологию или систему ценностей», виден на первой же странице базы. В строке поиска по умолчанию указано: «Например… Владимир Путин».
источник: flb.ru
И что изумляет в этой базе данных международные борцы за чистоту помыслов и моральных устоев выложили в открытый доступ… частную переписку из взломанной почты. 2 миллиона 252 тысяч чужих писем – гордятся расследователи.
Автор этих строк решил «пробить» свою скромную персону и был немало удивлён, что «глобальный архив исследовательских материалов» OCCRP на поверку оказался базой… вскрытой переписки электронной почты. На фамилию Выползов выпало несколько писем, которые в своё время рассылал коллега из Белоруссии, главный редактор аналитического портала «Западная Русь» Игорь Зеленковский. Например, в 2014 году он поздравил своих единомышленников с Днём Победы. Получается, что американский Центр по исследованию коррупции и оргпреступности не гнушается хакерскими взломами? Это и есть «новый стандарт для русскоязычных журналистских расследований»?
источник: flb.ru
источник: flb.ru
То есть, «независимые и свободолюбивые» журналисты всерьёз играют в детские шпионские игры и хотят быть как взрослые. Как National Security Agency (NSA) -Агентство национальной безопасности (АНБ), подразделение Министерства обороны США,, занимается радиоэлектронной разведкой и защитой электронных коммуникационных сетей госучреждений США. Из годового отчёта за 2016 год, стр. 7
Во второй части расследования FLB мы расскажем о работе OCCRP с журналистами из постсоветского пространства. Центр курирует украинских коллег (сотрудничество началось в 2014 году, во время евромайдана на Украине, когда OCCRP запустил проект «Yanukovych-Leaks» — слив компромата на сбежавшего президента), а в 2019 году зашёл в Латвию. В прибалтийской республике под эгидой OCCRP организован филиал с задачей: «создать новую генерацию русскоязычных журналистов». Таким образом, можно предположить, что за океаном ещё не поставлена точка в распаде Советского Союза, во всяком случае ментальном разобщении людей, говорящих по-русски. Эту цель — вырастить новую породу русскоговорящих, ненавидящих Россию на уровне идей, на мой взгляд, и поручено решать подобным центрам как OCCRP.
О предложении Константина Рыкова главному оппорасследоку:
Повторю, что сказал в эфире https://t.co/1n5znRzQ4q — «Я не Маргарита Симоньян и если у @navalny есть какие-то вопросы, то запросто могу с ним встретиться и об этом поговорить, хоть и очевидно, что делать он этого не будет по причине своей природной трусости». pic.twitter.com/qlcI9RDLIZ
— Константин Рыков ( rykov) March 28, 2020
Константину Рыкову не хватает хайпа. Был медиаперсоной, а сейчас какой-то незаметный едрос. Вот и пытается обратить внимание на себя.
Хотя Навальный про него уже чего-то писал, когда Костя был на волне со своим Взглядом:
26 августа 2014 года Фонд по борьбе с коррупцией Алексея Навального опубликовал расследование, согласно которому Рыков вместе со своими родителями владеет виллой на Лазурном Берегу Франции стоимостью 2 миллиона евро и при этом является французским фискальным (налоговым) резидентом[46]. Навальный иронически сопоставлял эти факты с антизападной и патриотической риторикой Рыкова. В расследовании отмечалось, что, по официальным данным за 2010 год, предоставленным Рыковым как депутатом Госдумы, у него не было ни личной машины, ни своего жилья — вообще никакой собственности. Вместе с двумя детьми он проживал в квартире площадью 147 м², предоставленной ему как депутату на правах безвозмездного пользования. Однако с момента декларации до момента съёмок фильма прошло четыре года.
(с) Википедия