Чем обернется пандемия коронавируса для экологии: прогнозы и ожидания

отметили
6
человек
в архиве
Чем обернется пандемия коронавируса для экологии: прогнозы и ожидания

Изменение привычного образа жизни людей, вызванное пандемией и экономическим спадом, неожиданным образом отразилось и на окружающей среде: с исчезновением туристов очищаются каналы Венеции, с приостановкой работы заводов в Китае улучшается качество воздуха, с прекращением авиаперелетов птицы вновь начинают чувствовать себя хозяевами неба.

Однако не временная ли это передышка для природы? Что произойдет с началом восстановления экономики и как эти процессы отразятся на национальном проекте «Экология», разбирался портал «Будущее России. Национальные проекты».

Сложные решения, неясные последствия

Власти практически всех стран мира принимают в связи со вспышкой коронавируса нового типа все новые и новые ограничительные меры, среди которых всеобщий карантин. Однако, считает модератор тематической площадки «Экология» отделения Общероссийского народного фронта в Московской области Антон Хлынов, это не приведет к существенному улучшению экологической ситуации на планете в целом или в отдельных регионах, даже если карантин продлится несколько месяцев. А вот риски экологически опасных нештатных ситуаций в условиях экономических трудностей и нагрузок на государственные бюджеты, наоборот, возрастают, заявил специалист порталу.

«На какое-то время можно прекратить авиаперелеты, будут меньше ездить автомобили, где-то, возможно, остановятся какие-либо предприятия, какие-то стройки, но это не будет продолжаться долго. Кризис может ударить по финансовому положению компаний, которым будет сложнее выполнять условия обеспечения экологической безопасности. В частности, речь может идти о частоте смены фильтров, работе очистных сооружений и станций водоподготовки, закупке соответствующих реагентов, издержках на ремонт оборудования, замене более дорогого и чистого топлива на более дешевые и менее экологичные его марки», — предполагает эксперт.

«Действительно снизились выбросы от заводов и авиаперелетов, существенно сократилось движение транспорта, но есть подозрение, что после окончания кризиса и восстановления промышленного производства все станет снова существенно загрязняться, когда ради экономического блага будет уничтожаться окружающая среда», — выразил опасения в беседе с порталом директор по программам российского отделения «Гринпис» Иван Блоков.

Он также отмечает, что запрет на перемещение граждан и самоизоляция способны ударить по раздельному сбору отходов, экономика которого и без того пострадала от снижения закупочных цен на сырье.

«Если люди будут сидеть по домам и их не будут выпускать даже вынести мусор, то они точно не пойдут его сдавать раздельно. За границей за такие походы уже штрафовали», — рассказывает Блоков.

Однако может оказаться и так, что в долгосрочной перспективе экономия простимулирует более экологичный подход к потреблению, обращению с отходами. Ведь стимулировать промышленное производство можно не только за счет пренебрежения экологическими ограничениями, но и с помощью поддержки модернизации и перехода на «зеленые» технологии, отмечает эксперт.

Кризис мегаполисов

Экономический и эпидемиологический кризисы наглядно демонстрируют, насколько уязвимыми могут быть большие города и вообще урбанизированное общество. И потому вынужденная удаленная работа может способствовать развитию вместо мегаполисов городских агломераций, считает главный редактор журнала «Экоград» Игорь Панарин.

«Сама идея компактного проживания людей в высокотехнологичной локации навсегда ушла в прошлое. В Подмосковье отмечен рост интереса к загородному жилью. Речь идет об аренде на сезон, и люди часто не обращают внимания на малокомфортные условия. Конечно, сейчас все бегут из города на период карантина. Люди поняли, что им нужна дистанция, значит, будут развиваться агломерации, дороги, инфраструктура за МКАД. Несложно спрогнозировать, что следом встанет вопрос о питании, развитии подсобных хозяйств», — рассказал Панарин порталу.

Скученность людей в мегаполисах способствует быстрому распространению всевозможных заболеваний, вирусов и бактерий, равно как и провоцируемых информационным полем панических настроений. В крупных городах при прочих равных условиях всегда болеет больше людей, добавляет Хлынов. По его мнению, уроки кризиса для городов очевидны: нужно улучшать экологическую ситуацию в крупных поселениях, делать их экологически безопасными, ограничивать застройку и сдерживать рост мегаполисов, особенно московской агломерации.

«Водоснабжение Москвы обеспечивается из наиболее уязвимых поверхностных источников в условиях массовой застройки как самого города, так и ближайших пригородов. Вместе с тем в регионе образуется огромное количество отходов, в связи с чем риск заражения и санитарно-эпидемиологических кризисов здесь значительно выше, и стоит особенно внимательно относиться к выбору мест размещения отходов и производств по их утилизации», — считает Хлынов.

В крупных городах прежде всего необходимо создавать условия для сохранения и укрепления здоровья людей за счет природосбережения и развития парков и лесопарков, разуплотнения застройки, снижения количества выбросов и пыли, заключает эксперт.

Нацпроект «Экология»

«Мы сделаем все возможное, чтобы эти, безусловно, очень серьезные причины не повлияли на выполнение задач нацпроекта „Экология“ и поручения президента страны. Но нельзя исключать, что какие-то коррективы могут быть внесены. Отдельно подчеркнем и то, что никакие преобразования не останавливаются и не переносятся на потом. Это касается прежде всего и реформы ТКО (твердых коммунальных отходов. — прим. ред.), и внедрения принципов расширенной ответственности производителя, когда „загрязнитель платит“, — заявил в беседе с ТАСС, оператором портала „Будущее России. Национальные проекты“, глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин.

По его словам, сейчас идет осторожная тонкая настройка, фактически антикризисная работа, чтобы в непростых социально-экономических условиях избежать рисков нагрузки на население и бизнес и своевременно принять необходимые меры.

Однако, как сообщил источник портала в правительстве, пока решение не принято, но ужесточение для бизнеса действующего порядка расширенной ответственности производителя (РОП) может быть перенесено с весны на конец этого года.

Вместе с тем отсрочка РОП способна оказать влияние на мусорную реформу: предполагалось, что именно производители и импортеры товаров, в первую очередь упаковки, будут нести финансовую ответственность за отходы и рекультивацию свалок в соответствии с озвученным президентом в послании Федеральному собранию принципом „загрязнитель платит“. Сейчас же ассоциация компаний по обращению с отходами „Чистая страна“ обратилась к властям с просьбой о финансовой поддержке в связи с плохой собираемостью платежей за вывоз отходов и риском банкротства отдельных региональных операторов.

»По итогам 2019 года видна крайне негативная статистика собираемости платежей за оказываемую региональными операторами услугу по обращению с ТКО. Так, в среднем в России собираемость платежей составляет порядка 75%, и ожидается дальнейшее ее снижение", — опасаются в «Чистой стране».

В ответ госкомпания по управлению отраслью отходов «Российский экологический оператор» (РЭО) создала оперативный штаб для экстренного реагирования на ситуации с региональными операторами. Пристальное внимание РЭО направлено на испытывающие трудности 17 таких компаний в десяти регионах. В числе проблемных областей ранее назывались Алтайский край и Республика Алтай, Бурятия, Вологодская область, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Красноярский край, Курская, Магаданская, Новгородская, Новосибирская области, Северная Осетия, Тува, Томская и Челябинская области.

Тем не менее, кризис дает возможность обновления, нужных реформ. Реализация нацпроектов может и должна модернизировать российскую экономику, особенно в части наилучших доступных технологий, которые предполагается внедрить на производствах, считает глава организации «Зеленый патруль», член общественного совета Росприроднадзора Андрей Нагибин.

«Не вижу угрозы исполнению нацпроекта во время экономического кризиса. Все бюджеты зарезервированы еще с 2017 года. Деньги ведь есть. Кризисы обычно связаны с проблемой отсутствия „длинных“ денег и экономических возможностей. А у нас все есть, спокойно работаем. Более того, нацпроекты поддержат экономику многих регионов», — заключает Нагибин.

Читайте также:

Введение углеродного налога поможет привлечь РФ 381 млрд рублей внебюджетных средств

Минпромторг предлагает отложить введение экологических и утилизационных сборов

Глава Минприроды призвал регионы не допустить сбоев вывоза мусора в карантин

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 1 Апреля 2020
проблема (4)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать