Трафик на карантине: сломаем ли мы интернет, сидя дома

отметили
11
человек
в архиве
Трафик на карантине: сломаем ли мы интернет, сидя дома

Владимир Путин в своем втором обращении к гражданам 2 апреля объявил о продлении нерабочих дней до 30 апреля. В России большинство регионов официально перешли на самоизоляцию с начала этой недели. Это значит, что единственным окном во внешний мир для многих остается интернет. Выдержат ли сети наплыв «удаленщиков» и ожидать ли нам каких-то ограничений в потреблении контента из-за этого, разбирался корреспондент портала «Будущее России. Национальные проекты».

Гуляем меньше, смотрим больше

С начала перехода граждан на удаленную работу все операторы связи так или иначе зафиксировали резкий рост потребления трафика. Так, в «Вымпелкоме» (бренд «Билайн») трафик в широкополосном доступе (домашний интернет) вырос на 20-30% в зависимости от региона.

В фиксированной сети МТС в Московском регионе с 16 марта, когда компании начали переводить сотрудников на удаленную работу, трафик увеличился на 30% по сравнению с обычными рабочими днями этого года.

«При этом наибольшая нагрузка происходит не только, как обычно, с 19:00, но и в дневное время, с 12 до 16 часов. Экстраординарный рост трафика — в четыре раза — в социальных сетях и мессенджерах, его доля в объеме переданных данных за последние дни увеличилась почти двое — до 18%. На 40% вырос видео-трафик, главным образом на сайты видеосервисов, предоставивших бесплатный доступ к видеоконтенту в последние дни. С 16 марта видео-трафик увеличился на 40%. Игровой трафик удвоился, но его доля в общем объеме по-прежнему пока небольшая — порядка 7%», — рассказали порталу в пресс-службе.

Доля развлекательных сервисов, мессенджеров и соцсетей в общем объеме трафика операторов сейчас действительно растет, подтверждают и в «ЭР-телекоме». Там в период со второй половины марта фиксируют прирост интернет-трафика на уровне 20%.

«Дополнительно мы видим рост подключений к нашей сети домашнего интернета и ТВ», — отметили в пресс-службе.

В «Мегафоне» отмечают, что рост дневного трафика в сети фиксированной связи доходит до 60%. «На нагрузку сети это не оказывает существенного влияния. Дневное потребление интернета все еще меньше того, что мы традиционно наблюдаем в вечернее время», — подчеркнули в «Мегафоне».

Нагрузка увеличивается и на мобильную сеть, в основном, из-за того, что люди, находясь на самоизоляции, начали больше звонить: по данным «Вымпелкома», например, 30 марта голосовой трафик был выше на 15%, чем обычно по понедельникам за последние шесть недель. Рост трафика мобильного интернета также вырос на 7%.

В «Мегафоне» не наблюдают существенного роста трафика в мобильной сети, однако отмечают увеличение потребления мобильного интернета, преимущественно, в районе МКАД и в Московской области. «Прежде всего, это касается мест, где по каким-то причинам у абонентов нет возможности пользоваться проводным интернетом в связи с переходом на удаленную работу», — отметили в пресс-службе оператора.

Географическое «перемещение» трафика заметили и в Tele2. «Из центра города часть трафика смещается в спальные районы, и эта тенденция укрепится», — рассказали порталу в пресс-службе. При этом за последнее время трафик в сети Tele2 вырос на 10% выше прогнозных значений.

Сети под контролем

Несмотря на то, что все опрошенные порталом операторы связи подтвердили резкий рост потребления трафика на своих сетях за последнее время, компании утверждают, что со всеми нагрузками справляются.

Например, в МТС внимательно следят за состоянием сети и учитывают опыт азиатских и европейских стран, жители которых находятся в изоляции не первую неделю. Там рост нагрузки на сети передачи данных составил от 40% до 70%. «Этот опыт позволяет нам понимать уровень возможных проблем и принимать оперативные и проактивные меры для обеспечения качественного интернет-соединения всем клиентам круглые сутки. Если нагрузка продолжит расти, клиенты не останутся без интернета, который нужен для работы и учебы», — отметили в компании.

В Tele2 также заявили, что емкость и пропускная способность сетей рассчитана на подобные нагрузки. «Наша инфраструктура регулярно доказывает свою работоспособность в условиях повышенных нагрузок, например, во время зимних праздников. Мы планируем менять настройки сети в соответствии с новой моделью, чтобы поддержать качество сервисов», — сообщили в компании. В «Вымпелкоме» также продолжают «работать, чтобы клиенты, даже в условиях роста трафика, не почувствовали ухудшения сервиса».

«Если говорить в целом, то и фиксированная сеть WiFire, и мобильная сеть 4G „Мегафона“ способны выдержать нагрузки в несколько раз большие, чем мы наблюдаем сегодня», — сообщили в компании.

Однако неоднократные заверения операторов связи о готовности сетей к нагрузкам убеждают не всех. Так, 30 марта депутат фракции «Единая Россия» Антон Горелкин предложил обязать провайдеров на время карантина давать приоритет трафику отечественных интернет-сервисов. А в случае перегрузки сетей он предлагает снижать качество доступа к Facebook, Twitter и Telegram.

По мнению Горелкина, абсолютный приоритет в период карантина должен быть у ресурсов, работающих в сфере соцзащиты, официальных информационных ресурсов штаба по борьбе с инфекцией, отечественных сайтов, предоставляющие услуги в сфере онлайн-коммуникаций, доставки и досуга граждан в режиме самоизоляции, и иностранных IT-компаний, которые имеют представительства в России и платят здесь налоги.

Обеспокоены возросшей нагрузкой на сети и в Европе. Там, например, Netflix уже понизил качество стриминга своего контента в европейских странах. Это уже привело к положительным результатам, говорится в докладе Nokia о сетевом трафике во время эпидемии COVID-19: «замедление» каналов Netflix оказало большую помощь сетям, поскольку доля трафика Netflix в общемировом объеме сократилась на 33%. Более того, больше пользователей смогли получить контент стримингового видеосервиса — увеличилось количество сессий. Аналогичные меры ввел и Google для своего видеохостинга YouTube, причем по всему миру: теперь по умолчанию видео будут воспроизводиться не в HD-формате, а стандартном (SD). Переключить видео в HD по-прежнему можно, но делать это придется уже вручную.

Однако, как утверждают провайдеры, в России таких мер пока не требуется. «Если говорить о сокращении битрейта, в котором провайдеры передают контент, сокращении скорости и качества видео, то мы не видим в текущий момент такой необходимости», — заявил старший вице-президент «Ростелекома» по технической инфраструктуре Алексей Сапунов.

В МТС же сообщили, что не будут ограничивать скорость доступа на какие-то конкретные сайты или ухудшать опыт: «Мы никогда этого не делали и не собираемся».

«Со своей стороны мы готовы к кратному увеличению нагрузки, так как еще в прошлом году начали широкомасштабную модернизацию своей сети, — отмечают в пресс-службе „ЭР-телекома“. — Сегодня у компании есть возможность обеспечить подключение домашнего интернета на скоростях от 100 Мбит/сек до 1 Гбит/сек. Этого вполне достаточно и для работы (в том числе передачи видео) и для развлечений».

Не все так плохо

По словам исполнительного директора Общества защиты интернета Михаила Климарева, в России вряд ли возникнут те же проблемы, что и в Европе или США, где телеком-рынок достаточно монополизирован.

«Нас от Европы отличает то, что у нас высокая конкуренция и есть много разных операторов, в том числе на региональном уровне — всего около 3,5 тыс. операторов связи по стране. Скорее всего, больших проблем у нас опасаться не стоит: где высокая конкуренция, там инфраструктура дублирована. Нагрузка перераспределяется равномерно между разными операторами», — рассказал он порталу.

Как считает эксперт, проблемы могут быть только там, где присутствует монополия среди операторов связи — это, в основном, деревни и села. Также большая нагрузка падает на мобильных операторов, так как многие пользуются мобильным интернетом в качестве точки доступа Wi-Fi, например, на даче.

Где могут быть сбои, так это в локальных сетях, например, тех же учебных заведений, которые полностью перешли на дистанционное обучение, предположил Климарев.

«У вузов уже начались проблемы: они в экстренном режиме расширяют каналы связи. Если раньше локальной сетью вуза пользовались, условно, несколько студентов, сидя в классе, то теперь все они сидят из дома и пользуются этой сетью на удаленке, и оборудование (серверы) уже самого учреждения просто не выдерживают», — отметил он.

Эту же проблему заметила и гендиректор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. По ее словам, переход на дистанционное образование в России из-за ситуации с распространением коронавируса выявил несколько проблем, среди которых недостаток качественного цифрового контента и неготовность сетей и сервисов видеоконференцсвязи.

«Говорить о том, что переход на дистанционное обучение прошел успешно, конечно, нельзя. По сути дела, мы оказались не готовы к столь массовому и, самое главное, стремительному переходу на обучение в удаленном доступе с использованием дистанционных технологий. Не выдержали объемов сети, сервисы организации вебинаров и видеоконференций, не выдержали отдельные платформы», — сказала она.

Вице-президент департамента развития сетей и услуг Ericsson в Восточной Европе и Средней Азии Анатолий Ильяич считает, что операторы из-за распространения нового коронавируса столкнулись с новой проблемой — они испытывают длительный пик нагрузки на сети, тогда как ранее такое было, как правило, из-за массовых и предсказуемых мероприятий, как например, чемпионаты мира по футболу.

«COVID-19 в Европе продемонстрировал новый профиль трафика: схема распределения трафика изменилась с центра города на пригород, а мобильный трафик от конечного пользователя в сторону сети увеличился в несколько раз из-за работы из дома, теле- и видеоконференций и других причин. Наконец, мы видим, что общий мобильный и фиксированный трафик в сетях может немного увеличиваться или оставаться на прежнем уровне, но распределение трафика изменилось в сторону увеличения в сегменте фиксированной связи из-за того, что люди остаются дома, школы переходят на полное онлайн-образование», — говорит Ильяич.

При этом существует высокая вероятность того, что эти новые пиковые уровни станут стандартом, добавляет эксперт. «Операторы и поставщики услуг могут предпринимать определенные специальные действия, чтобы стимулировать правильное использование трафика и обучать пользователей новому поведению: вести поиск ответственно, не злоупотреблять потоковым видео и так далее», — заключил он.

Об ответственном потреблении контента напомнил и президент МТС Алексей Корня, который попросил пользователей отказаться от пересылки друг другу тяжелых по объему мемов.

«Это не значит, что вам нужно отказаться от просмотра фильмов онлайн или участия в видеоконференциях в рамках удаленной работы. Я говорю о том, что в текущей ситуации можно воздержаться, например, от пересылок веселых, но тяжелых по объему видео в мессенджерах десяткам своих контактов. Когда количество таких видео растет в прогрессии — это создает необязательную, но значительную нагрузку на инфраструктуру операторов», — объяснил он.

Корня напомнил, что пропускная способность сетей – это физически ограниченный ресурс. «Мемы и хорошее настроение — это важно, но сейчас к потреблению контента в сетях нужно подойти ответственно!», — заявил он.

Придется ли российским онлайн-кинотеатрам снижать качество стриминга, как это сделали в Европе Netflix и YouTube? Опрошенные эксперты считают, что вряд ли.

«Общемировые генераторы трафика — это Google, Netflix и, может, Amazon. Наши российские онлайн-сервисы в общем объеме имеют мизерную долю трафика, чтобы это как-то влияло на сеть», — подчеркнул Климарев.

«Развитие широкополосного доступа и проникновения сотовой связи в России в целом опережает европейский уровень, поэтому, по крайней мере, в крупных городах ожидать хронической деградации сети под нагрузкой не стоит, — согласен технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков. — На данный момент на московской точке обмена трафиком MSK-IX наблюдается стабильный рост в районе 10% по сравнению с тем, что было две недели назад, что, впрочем, не является чем-либо, с чем среднестатистический оператор связи не сможет справиться».

Однако, предупреждает эксперт, могут наблюдаться кратковременные проблемы с доступом к интернету у того или иного интернет-провайдера из-за моментально возросших требований к их бесперебойной работе. Но такие инциденты будут оперативно решаться, уверен специалист.

Так, 1 апреля «Ростелеком» предупредил, что клиенты могут периодически «замечать низкую скорость соединения, обрывы связи или недоступность ряда ресурсов». Также в разы увеличились сообщения в контактный центр, признали в компании. «Мы активно работаем над увеличением пропускной способности сети, но этот процесс может занять некоторое время», — говорится в сообщении «Ростелекома».

Как считает Гавриченков, все эти проблемы с доступом в сеть могут возникнуть из-за того, что в России есть территориальная разреженность (проживающие вдалеке от областных центров не всегда обеспечены высококлассным доступом в интернет), а также сложность транспортных сетей и установка на них нетипичных для классического оператора связи устройств инспекции трафика и управления потоками данных.

«Каждое из таких устройств является потенциальной точкой отказа в особенности в условиях возрастающей нагрузки. К счастью, большую часть из таких устройств, технически, в случае возникновения проблем можно исключить из цепочки обработки трафика», — пояснил он.

Читайте также:

Половина школьников приравнивают дистанционное обучение к каникулам

Количество выздоровевших от коронавируса в Москве увеличилось до 168

Собянин ввел ряд новых мер по борьбе с коронавирусом

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 3 Апреля 2020
проблема (1)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать