Расчеловечивание
«Как назвать процесс превращения людей, в нелюдей, в недочеловеков? А может – и появления новой породы человекоподобных существ, выведенной социальной селекцией: революциями, репрессиями, тиранией, почти столетним страхом, вечной нищетой, конформизмом, скудоумием, разрушением системы ценностей и вседозволенностью?
Существ, которые и слов таких не понимают, – нравственность, культура, доброе отношение к людям, сострадание. Существ, которым интересны лишь их собственные шкурные делишки. Существ, которые не боятся ни бога, ни черта, ни людей, а только себе подобных. Существ, отличающихся от человека крохотным, на их взгляд, пустячком, – полным отсутствием духовности.
Расчеловечивание. Да, это слово предельно точно и ёмко обозначает происходящее. А как ещё назвать вот это?
Маленьких инвалидов насилуют в интернате, и этому потакают учителя и социальные работники.
Слуга народа в годовщину страшного теракта приходит к пострадавшей с букетом и радостно поздравляет ее с праздником.
Пьяный священник на тепленьком застолье с вывертом исполняет для своих прихожан бандитскую «Мурку», а православные с одобрением его слушают.
Врач говорит об еще живой пациентке её плачущей от горя дочери: «А что вы так за нее боретесь? Она пожила свое на свете».
Суды наказывают пострадавших и защищают бандитов.
Омбудсмены публично осуждают тех, кто борется за свои права и свободы, и поддерживают произвол.
В мирное время в двадцать первом веке люди то и дело погибают от того, что кто-то не почистил крышу, не отремонтировал дорогу, не поставил сигнализацию, дал не то лекарство. И виновные в смертях не просто за них не отвечают – не испытывают мук совести!
Когда-то, ещё в детстве, я прочитала у Генриха Манна чудовищную историю: дворянин, путешествуя осенью верхом, увидел стоящую у дороги молодую пейзанку и увлёк ее в лесок. Но не для того, чтобы предаться любви, – у него замёрзли ноги, и он распорол девушке живот, чтобы погреть их в её внутренностях.
Ужас? Запредельный! Но как много сегодня напоминает ту историю!
Цель недочеловеков – наиболее приятная из возможных биологическая жизнь. Они хотят есть и пить, как можно больше и как можно слаще. Они хотят совокупляться со всеми, кто привлекает их похоть. Они хотят иметь всё, или хотя бы столько, чтобы некуда было девать.
И охотясь за этим, недочеловеки постоянно отнимают у людей вещи, деньги, любимое дело, покой, здоровье, свободу, иногда даже жизнь – потому что им так удобно и так выгодно.
А люди, видя, что происходит, молчат – произнесение правды давно уже стало непристойным, маргинальным, экстремальным, опасным. Отныне за правду порицают, судят, сажают, даже убивают.
Существа новой ухудшенной породы были бы не так опасны по одиночке, но они, чувствуя свою ущербность, сбиваются в стаи и движутся к цели стадами. И не просто переступают или перепрыгивают через встретившегося человека, – стремятся растоптать. Межвидовая борьба, инстинкт.
Недочеловеки не умны, но по-свински хитры. Они процветают, потому что ради успеха готовы на все. Они часто добиваются своего, ведь их ничто не останавливает. Они всегда лидируют в практическом и повсеместно занимают высокие кресла.
Такие существа были и будут во все времена, но сегодня в нашей стране их слишком много. И становится все больше и больше – они плодят и воспитывают себе подобных. Процесс расчеловечивания все убыстряется.
Доколе? Где пределы? Будет ли этому конец? Не знаю ответов на эти вопросы.
Мрак сгущается, рассвета пока не видно.
Но я верю, что человек – венец творения и царь природы, так что рано или поздно победит и этих.
И могу дать, наконец, определение. Помните: «…какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит»? Так вот, расчеловечивание – это и есть разрушение души ради плоти, победа животного над человеческим»