«Дороги были перекрыты». Как СССР пережил эпидемию холеры

отметили
15
человек
в архиве

Сегодня новости напоминают фронтовые сводки. Страны одна за другой закрывают границы, корпорации переходят на удаленную работу, вузы перешли на онлайн-обучение, школьникам продлили каникулы. Массовые мероприятия запрещены, Один за другим отменяют форумы, соревнования и конкурсы. Всему виной – коронавирус. Хочется одного – пусть все быстрей закончится и люди вернутся к обычной жизни. Так и будет. Надо только переждать. Тем более подобные вещи, пусть и в меньших масштабах, уже были.

 

источник: images.aif.ru

 

 

Две недели карантина

 

«В 1970 году была вспышка холеры на Черноморском побережье, — рассказывает писатель, герой труда Кубани Владимир Рунов. – Причем началась она в Каспийском регионе – первый случай был зафиксирован в Батуми. Потом заболевание распространилось по Кавказу, Крыму, югу Украины. Если говорить о Кубани, то в Новороссийске тогда было зарегистрировано 13 случаев заболевания холерой.

 

Это был конец лета, курортный сезон еще в разгаре. Я в этот момент оказался в командировке в Геленджике со съёмочной группой – тогда работал на телевидении. Я изучал некоторые материалы, в них про карантин на Кубани ничего не сказано. Но, по моим воспоминаниям, на побережье Краснодарского края он тоже был введен. Во всяком случае, дороги были перекрыты. Железнодорожное сообщение вплоть до Одессы также было прекращено на некоторое время.

Тогда как раз была уборка урожая и его тоже не могли вывозить – власти приказали хранить его там, где и собрали. Потому что, передвигаться было невозможно. Кстати, из Геленджика я тогда уехать не смог. Нас с оператором и водителем поселили в одном из санаториев курортного городка, где мы с ребятами провели две недели и только после снятия карантина смогли отправиться домой в Краснодар».

 

Откуда зараза?

 

По данным издания «Совершенно секретно», популярной версией происхождения холеры Эль-Тор (именно она тогда поразила регионы СССР) было то, что ее завезли из Ирана. По другому предположению, источник имел внутреннее происхождение — на это указывали результаты исследований, выявлявших вибрионы холеры данного типа в водоемах и сточных водах на территории Союза до 1970 года.

 

Это было первое ЧП такого рода в СССР после 40-х годов — в 1942-1943 годах холера поразила территории Восточной Украины, Поволжья, Кавказа и Средней Азии.

Зараза накрыла курортные территории Советского Союза в бархатный сезон. В Батуми к июлю заболели 17 человек (один впоследствии умер), в Одессе за 5 дней сентября холерой заразились 126 жителей, семеро из них умерли. Газета «Волжская коммуна» приводит данные о 1270 заболевших холерой в Астрахани лишь за лето 1970 года (35 человек умерли), свыше тысячи астраханцев были вирусоносителями.

Люди страдали от того, что их организм быстро обезвоживался, на почве быстроразвивающегося упадка сил обострялись хронические заболевания.

Инфекция начала распространяться по другим регионам СССР — до десятка и более случаев холеры было зафиксировано более чем в 20 городах Советского Союза, включая Москву и Ленинград. Медики при выявлении холеры старались изолировать как самого больного, так и всех, кто с ним контактировал, что позволило быстро локализовать очаги заражения.

 

Ни слова про холеру!

 

Также по данным «Совершенно секретно», сразу же после выявления заболевания закрыли для въезда и выезда Керчь с ее 160-тысячным населением, объявив карантинным городом. На базе керченских образовательных учреждений создали спецпункты по обследованию претендентов на выезд из города — пока люди не проходили медобследование, их из Керчи не выпускали. Подобные обсерваторы, создававшиеся, в том числе, на объектах железнодорожного и водного транспорта, формировались летом 1970 года в Одессе и других городах.

 

Также издание пишет, что для обеспечения порядка при ликвидации последствий эпидемии холеры в Керчи задействовали свыше девяти тысяч военнослужащих, вертолеты и сторожевые катера. Военные были необходимы для принудительной госпитализации тех, кто не хотел обследоваться на наличие заболевания добровольно. Конечно же, в приморском городе пытались предотвратить массовые беспорядки, связанные с вспышкой холеры. Горком партии дал распоряжение через радио и печатные СМИ проводить разъяснительную профилактическую работу (информация была дозированной и слово «холера» в ней ни разу не упоминалось). Неоднократно пресекались несанкционированные попытки пересечения карантинной зоны.

Больше всего подвержены панике были приезжие. Их, к слову, в Керчи на тот момент было около 30 тысяч. По некоторым данным, было зафиксировано около 200 попыток прорыва карантинной линии, пресеченных силовиками.

 

Планомерная эвакуация гостей Керчи началась в сентябре, когда из города стали ежедневно выпускать до 1500 иногородних.

 

Известно, в частности, что 19 августа 1970 года был задержан шофер местной птицефабрики, который на служебном автотранспорте пытался тайно вывезти из карантинной зоны девять человек, причем исключительно иногородних. Впоследствии суд приговорил его к шести месяцам исправительных работ. Для бегства из карантина также пробовали использовать рыбацкие лодки и другие маломерные плавсредства.

Ситуация с иногородними несколько успокоилась только после того, как стало известно о принятии 23 августа 1970 года распоряжения Совета Министров СССР, по которому всем вынужденно находящимся в зоне карантина были продлены командировки или отпуска с сохранением заработной платы. Планомерная эвакуация успешно прошедших обсервацию гостей Керчи началась в сентябре, когда из города стали ежедневно выпускать до 1500 иногородних.

Кстати, карантин в связи с эпидемией холеры был тогда введен в Астрахани и Одессе. В сентябре 1970 года он был снят.

 

Никто и не заметил

 

Для борьбы с эпидемией при Минздраве СССР была создана Всесоюзная чрезвычайная противоэпидемическая комиссия (ВЧПК), имевшая очень широкие полномочия. К разработке мероприятий по борьбе с эпидемией были привлечены ведущие ученые-медики. Повсеместно создавались оперативные штабы из представителей местных властей, усиленные прикомандированными специалистами из других городов. Несмотря на то что эпидемия не предавалась огласке, в борьбу с ней в той или иной степени включился весь Советский Союз.

 

Проблему борьбы с холерой обсуждали на уровне Политбюро ЦК КПСС. В прессу информацию об эпидемии помещать категорически запрещалось. АПН «Новости» сообщили о холере лишь в начале сентября в заметке о том, что эта зараза в Керчи и Одессе успешно побеждена.

Количество смертельных случаев составило менее 1 % от общего количества заболевших. Возможно, именно поэтому для многих она прошла совершенно незаметно и не запомнилась.

«Еще одна важная мера, которая была принята правительством СССР, это постановление «О мерах и защите бассейнов Черного и Азовского морей», согласно которому были выделены беспрецедентные средства на строительство водоочистных сооружений, — говорит Владимир Рунов. – И они в течение трех-пяти лет были построены на всем нашем побережье».

Добавил Никандрович Никандрович 7 Апреля 2020
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать