Безденежье вынуждает белорусскую армию реанимировать металлолом

отметили
9
человек
в архиве

Военным пришлось поставить в строй МАЗы 60-х годов прошлого века.

Александр АЛЕСИН / 07.04.2020 /

Можно назвать это парадоксальным, но активизация в Европе коронавируса привела к заметному ослаблению военной напряженности в нашем регионе.

источник: naviny.by

Военные учения НАТО Defender Europe 2020 проходят в усеченном составе и по сокращенному сценарию. Правда, суровым белорусским военным пресловутый вирус не помеха — в стране вовсю идет внезапная проверка боевой готовности вооруженных, задействовано 6 тыс. человек и порядка 200 единиц военной техники.

К сожалению, проверка эта носит не только внезапный, но и закрытый для широкой общественности характер. По мнению некоторых экспертов, это сделано для того, чтобы не раскрыть эвентуальному противнику секретные тактико-технические характеристики военной техники. Однако небольшой сюжет на одном из каналов белорусского телевидения породил серьезные сомнения в справедливости подобного предположения.

Камера засняла колонну тягачей МАЗ-537 образца 60-х годов прошлого века, перевозящих на полуприцепах боевые машины зенитного ракетного комплекса «Бук».

Нужны танковозы

Как оказалось, четырехосные седельные тягачи МАЗ-537 с полуприцепами для перевозки тяжелой военной техники (в частности танков, БМП и других боевых машин) с июля 2018 года состоят на вооружении 65-й автомобильной бригады, которая дислоцируется в Жодино.

В ее составе было создано специальное подразделение — автомобильный взвод многоосных колесных тягачей. До этого они долгое время находились на хранении в 77-й базе хранения и разделки автомобильной техники и электрогазового оборудования. После проверки и подготовки машины вновь были введены в строй.

источник: naviny.by

По мнению экспертов, эти почти музейные экспонаты реанимированы в связи с изменением взглядов военно-политического руководства Беларуси на характер возможных вооруженных конфликтов в свете событий на Украине.

Там боевые столкновения мелких подразделений с использованием стрелкового оружия и легкой военной техники уже вскоре переросли в широкомасштабные бои с применением тяжелого вооружения, в том числе танков и крупнокалиберных самоходных артсистем. Их своевременный маневр мог оказать решающее влияние на исход сражения.

Отсюда — потребность в средствах доставки гусеничных боевых машин, чтобы их можно было оперативно перебросить на расстояние от нескольких десятков до нескольких сотен километров (когда использование железной дороги нецелесообразно), не расходуя мизерный эксплуатационный ресурс военной техники и сохраняя гражданскую транспортную инфраструктуру.

Опыт прошлых и нынешних боевых действий на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива показывает, что наилучшим образом с этой задачей справляются автопоезда-танковозы. Однако технологическими возможностями для их производства обладает весьма небольшое количество передовых в индустриальном отношении стран.

И хотя Беларусь с советских времен входит в это число, скромный размер ее нынешнего оборонного бюджета не позволяет выделить предприятиям ВПК средства для выпуска нескольких десятков современных танковозов. Одна такая машина по мировым меркам стоит под миллион долларов. Выход пришлось искать в использовании автотехники, созданной во времена СССР.

Родом из 50-х

Обращаясь к истории вопроса, отметим, что МАЗ-537 — это внедорожный военный тягач, созданный во времена СССР путем доработки и усовершенствования тяжелых автомобилей-тягачей военного назначения семейства МАЗ-535 с колесной формулой 8×8.

Они были разработаны в 1954–1959 годах в специальном конструкторском бюро (СКБ) Минского автомобильного завода под руководством главного конструктораБориса Шапошника.

Серийное производство автомобилей семейства МАЗ-535/537 на Минском автозаводе началось в 1958 году. Для их выпуска первоначально был создан отдельный цех, а затем организовано целое новое подразделение — производство специальных колесных тягачей. В 1991 году оно было выведено из состава МАЗа и преобразовано в ныне знаменитый Минский завод колесных тягачей (МЗКТ).

На первых порах уникальные машины применялись в Ракетных войсках стратегического назначения для транспортировки тяжелых баллистических ракет, затем сфера их применения стала чрезвычайно широкой. Их использовали для перевозки не только военных, но и гражданских тяжелых негабаритных грузов.

Появление грузовых автомобилей повышенной проходимости МАЗ-535/МАЗ-537 стало революцией в советском автомобилестроении, так как они и конструктивно, и по особенностям эксплуатации серьезно отличались от других моделей спецавтотехники, производившейся тогда в стране. Гораздо более сложное устройство, особенности управления и обслуживания требовали специальной подготовки.

И хотя машины, разработанные 60 и более лет назад, ныне с технической точки зрения уже значительно устарели (а может быть именно поэтому), требования к персоналу, эксплуатирующему и обслуживающему их сегодня, по-прежнему достаточно высоки. Задачу несколько облегчает то обстоятельство, что запчасти к МАЗ-537 не являются дефицитом.

Лучшее идет на экспорт

Но пока безденежные белорусские военные вынуждены извлекать с баз хранения наиболее крепких «старичков», МЗКТ выполняет самые прихотливые просьбы платежеспособных зарубежных покупателей.

источник: naviny.by

Так для армии Объединенных Арабских Эмиратов был разработан автопоезд-танковоз на базе тягача МЗКТ-741351. Эта машина способна транспортировать на сцепке из полуприцепа МЗКТ-999421 и прицепаМЗКТ-837211 несколько единиц бронетехники общей массой до 140 тонн.

Относительно недавно для Анголы был разработан танковоз МЗКТ-742960+820400, способный транспортировать бронетехнику весом до 56 тонн. А еще раньше специально для вооруженных сил Турции предприятие разработало и изготовило 250 автопоездов-танковозов МЗКТ-742952+93783, способных перевозить бронированные машины весом до 50 тонн.

Короче говоря, «любой каприз за ваши деньги». А безденежные пусть обращаются на склад потенциального металлолома.

Добавил Базон Хикса Базон Хикса 7 Апреля 2020
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать