"Фантастика заставила нас потренироваться": что писатели думают о пандемии коронавируса

отметили
7
человек
в архиве
"Фантастика заставила нас потренироваться": что писатели думают о пандемии коронавируса

Опустевшие улицы мегаполисов, люди, прячущиеся в своих домах, чтобы не заразиться страшным новым вирусом, закрытые границы стран… Казалось бы, речь о сюжете очередного фантастического романа, но нет, таковы современные реалии в условиях борьбы с пандемией коронавируса, которая охватила почти весь мир.

Вместе с тем, чем чаще звучат сравнения сегодняшней эпидемии с предсказаниями фантастов, тем больше сами писатели призывают не паниковать и не жить в ожидании конца света, а спокойно переждать дома вспышку болезни. Портал «Будущее России. Национальные проекты» узнал у российских мастеров жанра, насколько соответствуют их предсказаниям и прогнозам о конце света сегодняшние реалии, и положит ли эта эпидемия начало новому этапу в мире фантастики.

Тренировка к катастрофам

В начале марта знаменитый американский писатель Стивен Кинг призвал своих поклонников не сравнивать сложившуюся в мире ситуацию вспышки коронавируса с событиями, описанными им более сорока лет назад в книге «Противостояние» (1978 год). В романе рассказывается об утечке смертельного вируса, которая происходит на одной секретной военной лаборатории: все ее сотрудники погибают, за исключением одного охранника, который чудом спасается вместе с женой и ребенком. Однако именно их спасение и приводит к тому, что вирус проникает наружу, в результате чего начинается страшная эпидемия.

В своем Twitter Кинг отметил, что «сегодня все совсем не так плохо и шанс пережить коронавирус заметно выше» шанса справиться с тем гриппом, который бушевал в его книге.

«Не паникуйте и придерживайтесь всех разумных мер предосторожности», — посоветовал Кинг читателям.

10 марта, когда он написал свое обращение, в мире, по данным ВОЗ, было свыше 113 тыс. зараженных коронавирусом и более 4 тыс. умерших. На момент выхода этой статьи эпидемия уже переросла в пандемию, количество зараженных приближается к 1,5 млн человек, умерших — почти 90 тысяч...

По словам писателя Олега Дивова, есть масса книг-катастроф про пандемии, однако «того, что происходит сейчас, не было просчитано ни одним мало-мальски известным писателем».

«Фантасты не занимаются предсказаниями. Они строят модели развития событий. Некоторые модели сбываются. И можете не верить, но не помню ничего подобного», — рассказал он.

В то же время один из главных современных российских фантастов, автор не только знаменитых «Дозоров», но и серии книг в жанре киберпанк и о жизни в виртуальной реальности, Сергей Лукьяненко отметил, что, несмотря на страшные цифры и то, что мы действительно имеем дело «с очень поганым и контагиозным (заразным. — прим. ред.)» вирусом, существованию человечества как вида «ничего не грозит».

«Можно спорить, насколько он опаснее свиного (гриппа. — прим. ред.), о котором когда-то говорили, птичьего и прочего, но все равно это явления, в общем-то, одного порядка. Это не те пандемии, которые действительно угрожали бы существованию целых государств и всего рода человеческого», — считает он.

В этом смысле фантастика — жанр, который любит оперировать такими чрезвычайными ситуациями, как катастрофы, эпидемии, особенно если речь идет о каком-нибудь новом загадочном вирусе, — скорее не столько предсказала сегодняшние события, сколько заставила людей с большей серьезностью отнестись к проблеме.

«Можно сказать, она (фантастика) заставила нас потренироваться, потому что никто не исключает, что рано или поздно нас ждет гораздо более злобное заболевание», — добавил Лукьяненко.

У этого романа другой финал

В том, что сегодняшняя ситуация в мире — это не история про конец света, уверены и авторы множества книг про эпидемии и апокалипсис Марина и Сергей Дяченко.

«У нас есть внутреннее предположение, переходящее в уверенность: эпидемия закончится, конец света не наступит», — говорят они.

Писать про эпидемии, по их словам, интереснее, нежели жить внутри них. Поэтому авторы надеются, что человечество в ближайшее время ждет хеппи-энд, как в одном из их рассказов «Лихорадка», написанном более десяти лет назад. В нем как раз описывается мир в период эпидемии. В книге болезнь возникла в результате экспериментов ученого, пытавшегося раскрыть секрет бессмертия, однако в финале мир в буквальном смысле расцветает и возрождается после потрясения.

Впрочем, подобно Дивову, Дяченко отмечают, что фантасты не предсказывают будущее, а только анализируют модели, включая и самые невероятные. «Интрига: как изменится мир?» — это один из главных вопросов, которым задаются писатели. Так, полагают они, потрясения, подобные нынешнему, могут стать частью повседневности и войти в «расписание» жизни человеческой цивилизации.

«Например, в нашем романе „Армагед-дом“ конец света происходит в среднем каждые 20 лет. Льется с неба огненный дождь, из океана выходят чудовищные мутанты. В последний момент неведомая сила открывает людям Ворота — порталы в безопасную реальность, где можно переждать апокалипсис. Но всякий раз, когда появляется путь к спасению, отчаявшиеся люди отталкивают друг друга с пути и давка у Ворот уносит многие жизни. Следующий цикл „нормальной“ жизни наше смоделированное человечество тратит на то, чтобы отстроить разрушенное, нарожать и вырастить детей и… подготовиться к новому апокалипсису», — рассказывают фантасты.

У сложившейся ситуации, считают они, могут быть как негативные, так и позитивные последствия. Например, вирусология, а с ней биология и медицина в целом могут получить сильный толчок к развитию и «попутно подарить человечеству множество чудных вещей — лекарств». При этом рост достижений в науке, полагают писатели, может наплодить «таких монстров, что нынешняя эпидемия покажется легкой прогулкой».

«Спойлер: будущее есть. Нас спасут сотрудничество и взаимопомощь. Конец света скоро пройдет, и все начнется заново», — несмотря ни на что, уверены супруги Дяченко.

Далекое космическое будущее без вирусов и офисов

По мнению Лукьяненко, одним из важнейших следствий пандемии может стать массовый переход в онлайн-пространство, вызванный условиями всеобщей самоизоляции. О том, что виртуальный мир может заменить людям реальность, фантаст писал еще более 20 лет назад.

Так, в цикле книг про Диптаун Лукьяненко рассказывал о виртуальном городе, который настолько был похож на реальный мир, что, попав в него, большинство людей не могли самостоятельно выбраться наружу, и лишь некоторые везунчики — дайверы — обладали способностью отделять виртуальное от реального и по собственной воле покидать это вымышленное пространство.

С развитием мобильных устройств, технологий виртуальной и дополненной реальности, социальных сетей вопрос о необходимости ограничения жизни в Сети и значимости живого общения становился все более актуальным. Тем не менее именно цифровое пространство позволило людям в эпоху пандемии оставаться в контакте друг с другом. Более того, благодаря этому, полагает Лукьяненко, многие осознают, что люди совершенно разных профессий могут не идти в офис, а по-прежнему эффективно работать из дома.

«Сейчас, разумеется, для такой вот офисной работы никакой необходимости у большей части населения нет. И сейчас это, видимо, станет всем ясно, когда окажется, что во время (эпидемии. — прим. ред.) вируса все эти офисные структуры не развалились, производительность их не упала значительно, а вот расходы снизились и, в общем-то, даже люди получили какое-то удовлетворение от того, что они спокойно работают дома, на „удаленке“, — считает фантаст.

По его словам, это, в свою очередь, позволит сократить нагрузку на транспорт и экологию, при этом люди прекратят заражать друг друга, находясь в большом количестве в одном замкнутом пространстве.

Другим очевидным следствием пандемии, по словам писателя, может стать появление новых фантастических книг и фильмов о мире в эпоху неизведанных вирусов и страшных болезней. Тем не менее, самого Лукьяненко современные реалии не вдохновляют: для фантаста описывать то, что происходит сейчас, — это как для генерала готовиться к прошедшей войне, считает автор.

»Вот я задумался над тем, чтобы написать что-то позитивное, потому что людям сейчас нужны позитивные эмоции, и сейчас пишу книгу про хорошее далекое космическое будущее: человечество совершенно с другими проблемами, не проистекающими из вирусов или человеческой разобщенности", — поделился писатель.

Причем для достижения этого «далекого космического будущего» людям, по мнению Лукьяненко, «надо лететь в космос», например на Марс.

«Это дело хорошее, и на Марс надо лететь, и дальше — человечеству надо выходить в космос. Ведь если уж какой-то злобный вирус все-таки опустошит Землю, хотелось бы, чтобы где-нибудь на Марсе или на Луне остались существовать человеческие колонии, которые снова заселят нашу Землю», — говорит писатель.

Читайте также:

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 10 Апреля 2020
проблема (3)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать