Мобилизация, онлайн-контент и экскурсия со Шнуровым: как работает Третьяковка на карантине

отметили
8
человек
в архиве
Мобилизация, онлайн-контент и экскурсия со Шнуровым: как работает Третьяковка на карантине

Как и кинотеатры, музеи еще 17 марта одними из первых закрыли свои двери для посетителей, чтобы обезопасить их от распространяющейся коронавирусной инфекции. Но связь с аудиторией не потеряна — поддерживать ее помогают онлайн-программы. Одним из пионеров цифрового направления по праву считается Третьяковская галерея. Среди ее новых проектов в рамках акции #ТретьяковкаДома — виртуальная экскурсия по зданию в Лаврушинском переулке с музыкантом Сергеем Шнуровым.

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала порталу «Будущее России. Национальные проекты», почему ей интересно работать со Шнуровым и как пандемия отразится на проектах музея.

— Зельфира Исмаиловна, понятно, что Третьяковская галерея развивала свои онлайн-программы и виртуальные туры не для той ситуации, в которой мы все находимся сейчас, но тем не менее вы очень оперативно оказались готовы обеспечивать посетителей доступом к культуре онлайн. Насколько сложным этот переход был для музея и его сотрудников?

— Мы в постоянном общении, переписке с зарубежными коллегами, поэтому я получала в режиме «лайв» письма от директоров крупнейших музеев мира, которые один за другим сообщали, что закрываются. И, анализируя ту ситуацию, которая складывалась в России, мы предполагали, что через какое-то время начнут закрываться и наши музеи. Как только мы с коллегами осознали, что Третьяковская галерея в свою очередь будет закрыта, мы сразу начали оперативно снимать программы для размещения онлайн. Слава богу, у нас есть собственные ресурсы, я имею в виду наших специалистов. Мы также мобилизовали все финансовые ресурсы, потому что это все, конечно же, не бесплатно: и съемки, которые мы проводили в режиме почти 24/7, и работа с контентом, и работа наших научных сотрудников, экскурсоводов, и монтаж — это все существенные финансовые вложения. Почувствовав и верно проанализировав ситуацию, мы в последние дней десять до закрытия музея усиленно работали над созданием этих онлайн-программ.

Более того, мы продолжали это делать вплоть до объявления президентом нерабочей недели, и успели за это время отснять ряд роликов для телеканала «Культура», которые сейчас будут один за другим выходить, и успели снять за два дня тот большой фильм с Сергеем Шнуровым, который с 12 апреля можно смотреть на платформе Okko, а с 19 апреля он будет выложен на онлайн-ресурсах Третьяковской галереи. Фильм был снят и смонтирован в невероятно сжатые сроки на одном дыхании, без дублей, без перерывов на обед.

— Как родилась идея этого проекта? Почему к сотрудничеству привлекли именно Сергея Шнурова?

— Когда уже стало понятно, что музей будет закрываться, мы искали партнеров, и к нам обращались ряд компаний, которые эффективно работают онлайн, представители IT-индустрии. Часть проектов не удалось реализовать, просто не успели. Например, была запланирована съемка интереснейшей экскурсии по выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор», но, поскольку один из участников был вынужден сесть на карантин, это, к сожалению, сорвалось. А здесь сошлись воедино и наше стремление установить максимально быстро эффективные партнерские отношения с различными платформами, и желание Сбербанка поддержать музей, и желание компании Okko, работающей над программой «Искусство онлайн».

У нас прекрасный опыт сотрудничества с Сергеем Шнуровым: первым опытом был потрясающий, не утративший актуальности проморолик о «Черном квадрате», а потом у меня еще была запись разговора с Сергеем на выставке Зинаиды Серебряковой, которая пару лет назад проходила у нас. Я прекрасно знаю, что Сергей Шнуров — невероятно харизматическая фигура, очень образованный, думающий человек, с которым страшно интересно разговаривать. Сергей Шнуров в реальной жизни — это не Шнур из группы «Ленинград», надо отделять сценический образ, очень сильный и интересный, от того, кем является сам человек.

После выхода фильма мне писали и звонили со словами: «Какие вы смелые, решили работать с Сергеем Шнуровым». Я просто не понимаю, в чем здесь смелость. Видимо, у людей действительно нет понимания, что такое сценический образ и что он может кардинально отличаться от того, каков исполнитель, который его создал. С Сергеем было всегда интересно, и когда коллеги сказали, что есть такое предложение, я не раздумывая ответила, что готова, лишь бы это состоялось.

Мы сняли фильм всего за два съемочных дня, все старались выложиться по максимуму, потому что понимали, что заскакиваем в последний вагон уходящего поезда. Это была последняя возможность реализовать такую сложную съемку — съемочная группа состояла человек из 30 в общей сложности. Создавалось действительно серьезное кино с соблюдением всех требуемых на тот момент санитарных условий. Каждый член съемочной группы, включая режиссера, операторов, а также наших смотрителей, был в маске и резиновых перчатках — их меняли с периодичностью, которую предписывает Роспотребнадзор. Без масок и перчаток были только мы с Сергеем Шнуровым.

Что мне особенно нравится в этом проекте — высокое качество визуального контента, потому что есть соблазн сделать что-то быстренько на коленке, поскольку выхода нет и наши залы, полагаю, еще не скоро примут реальных посетителей. Но при этом мы хотим придерживаться высочайших стандартов качества и в тех программах, которые создаем сами, используя собственные ресурсы, и в партнерских проектах.

— Планируются ли новые онлайн-проекты, учитывая, что музеи будут закрыты как минимум до конца апреля?

— Мы сейчас обсуждаем один проект, который был бы для нас абсолютно новаторским и прорывным. Проект музыкальный, он предполагает использование тех визуальных ресурсов, которые у нас есть, и аудиозаписей, которые можно сделать в удаленном доступе. Проект в процессе работы, я, как человек суеверный, пока анонсировать его не буду. Полагаю, есть вероятность, особенно учитывая ужесточение карантинного режима, что ситуация невозможности съемок на территории Третьяковской галереи может продлиться и по окончании апреля, поэтому такой формат нам кажется очень интересным и перспективным.

Если говорить о планах и мечтах, то я бы очень хотела продолжить работу со съемочной группой Okko и Сергеем Шнуровым и снять аналогичную программу в здании музея на Крымском Валу — про искусство XX века. Это было бы замечательно, дай бог, чтобы у Сергея Шнурова сохранялось такое желание и Сбербанк, поддержавший съемку предыдущего фильма, был готов помочь нам в этом. Наша задача с учетом того, что у людей пока нет возможности оказаться один на один с оригиналом, — сделать эти программы невероятно вовлекающими, в формате живого разговора, а не прокручивания уже заученного текста. Если вы обратили внимание, наш разговор с Сергеем Шнуровым строится в формате импровизации. Мы не договаривались заранее о ходе разговора. В результате, мне кажется, сохранились свежесть и непосредственность реакции в этом разговоре. В промежутке между съемками как раз перед картиной «Христос в пустыне» Ивана Крамского был разговор о замечательной книге Михаила Бахтина о диалогичности Достоевского. Это к вопросу о сценическом образе Сергея Шнурова — назовите мне еще хоть одну поп-звезду, которая бы читала Бахтина (смеется).

— Сейчас все, безусловно, радуются доступу к онлайн-трансляциям, лекциям и экскурсиям. Но, если карантин затянется, не будет ли у аудитории перенасыщения цифровым контентом?

— Такой риск есть. У нас сейчас мощнейшая конкуренция, потому что все онлайн-пространство, все онлайн-каналы открыты, я сама этим активно пользуюсь. Так случилось, что все пять лет, пока я руковожу Третьяковской галереей, у меня не было возможности ходить в кино, поэтому я пропустила все крупнейшие показы и премьеры, а я очень люблю кино высокого класса. Я обнаружила безграничные возможности бесплатно смотреть любое кино. Если честно, я не понимаю, кто до сих пор смотрит телевизор. Есть контент в онлайн-пространстве и в соцсетях, и на YouTube. Этого очень много, и риск пресыщения действительно есть. Об этом говорили и все мои коллеги с момента запуска всеми онлайн-трансляций, что нам надо договариваться, когда что показывать, и не перекормить нашего зрителя, выбросив на него весь золотой фонд. С этим надо быть очень аккуратным.

С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что если не будем с определенной периодичностью оказываться в онлайн-пространстве или на самых различных киноплатформах, то о нас просто забудут, несмотря на тот невероятный темп, который нами набран. Прошедший год был для Третьяковской галереи рекордным по посещаемости: к нам пришли 2 млн 835 тыс. посетителей, мы впервые в истории вошли по лондонскому рейтингу The Art Newspaper в двадцатку самых посещаемых музеев мира. Даже в 2020 году январь и февраль были самыми посещаемыми за последние десятилетия в Третьяковской галерее. Если сейчас мы остановимся и не будем присутствовать в онлайн-пространстве, то рискуем потом оказаться в ситуации, когда нам придется работать с двойным или тройным напряжением, для того чтобы вернуть свою публику. Я думаю, что после окончания этих тяжелых недель и месяцев у большого количества людей во главе угла будут стоять серьезные проблемы их каждодневного существования и в какой-то степени мы отойдем на второй план. Хотя у многих может возникнуть настоящий голод в общении с оригинальными произведениями. И этот голод будет подогрет нашими онлайн-программами.

На самом деле сейчас удивительное время. Я смотрю, как работают мои коллеги, с которыми я ежедневно общаюсь на множестве видеоконференций, и вижу, что у многих возник какой-то особенный азарт. Они работали с таким ускорением, когда, казалось бы, больше невозможно, но сейчас работают еще интенсивнее, стараясь таким образом перебороть тот факт, что мы находимся в виртуальном контакте друг с другом и со своим зрителем. Есть невероятное воодушевление и желание наперекор этим ограничивающим обстоятельствам двигаться вперед и пробиваться к зрителю. Вся работа над выставками, изданиями, публикациями идет очень интенсивно и гораздо более единодушно, чем раньше. Все понимают, что какие-то внутренние противоречия, амбиции, которые раньше влияли на ход процесса, сейчас отошли в сторону. Перед нами стоит общая задача, и это заставляет сосредоточиться на сути без суетности ежедневного рабочего времени, когда ты разрываешься между множеством сиюминутных задач.

Сидя дома, начинаешь задумываться о гораздо более глобальных и важных вещах. Мы, например, сейчас с огромной интенсивностью работаем с нашими коллегами из Голландии и с великим архитектором Ремом Колхасом над проектом реконструкции здания галереи на Крымском Валу, который должен быть реализован в 2023–2028 годах. Эта работа идет более эффективно, чем когда-либо, потому что никто из нас уже не отвлекается на деловые поездки и все фокусируются на принципиальном и главном. Это странное время, когда ограничения позволяют сосредоточиться на том, на чем не сосредотачивался раньше.

— Все же целевым показателем нацпроекта «Культура» остается физическая посещаемость, которая должна вырасти к 2024 году на 15%. Как вы думаете, удастся ли достичь этого уровня, несмотря на пандемию?

— Без всякого сомнения, ни у одного музея не будет тех показателей, на которые мы рассчитывали, планируя посещаемость и доходы в конце 2019 года. Но я все-таки оптимист. Я думаю, что к 2024 году этот процент мы реализуем. Возможности для этого есть, особенно с приростом у нас экспозиционных площадей на Крымском Валу. Это увеличение посещаемости абсолютно реально, если, не дай бог, пандемия не примет перманентный характер.

— Как сейчас складывается ситуация в региональных филиалах Третьяковки? Не остановятся ли проекты строительства музейных комплексов во Владивостоке и Калининграде?

— Работа идет. Самым активным образом сейчас дорабатывается концепция нашего филиала в Самаре. Он не является частью национального проекта «Культура», но это очень важный для нас проект. Над ним работает серьезнейшая местная команда. Это коллеги, которые выросли и профессионально сформировались в Самаре, но разделяют нашу точку зрения и заинтересованы в развитии на самарской почве тех ноу-хау, которые Третьяковка выработала за последние годы.

Мы также интенсивно работаем над концепцией и планированием деятельности филиалов во Владивостоке и Калининграде. Поскольку речь идет о завершении строительства в конце 2023 года, помимо тех образовательных программ, которые мы сейчас реализовали во Владивостоке на базе ДФУ и прорабатываем с Калининградским университетом, реальные выставочные программы на этих площадках еще не проводятся.

— Как в долгосрочной перспективе повлияет нынешняя ситуация на совместные проекты с зарубежными музеями?

— Мы регулярно получаем информацию от зарубежных коллег. Часть музеев, в частности в Америке, идут на сокращение штата, не продлевают те выставки, которые едва открылись и проработали две-три недели. Они беспокоятся о том, что после окончания пандемии будет очень сложно находить деньги на большие амбициозные выставочные проекты, придется ограничиться показом того, чем музей сам располагает.

Мы в этом году работаем над несколькими большими проектами с зарубежными партнерами. Одну выставку, посвященную современному искусству Индии, транспортировка которой должна была начаться в апреле, чтобы экспозиция открылась 17 июня, мы еще во второй половине марта приняли решение перенести на 2021 год. По-прежнему планируем реализацию выставочного проекта «Единство в многообразии», посвященного искусству Европы последнего десятилетия. Эту выставку мы собирались открыть 11 ноября 2020 года, пока она стоит в плане на эти даты.

Мы также сейчас интенсивно общаемся с нашими коллегами в Дрездене в отношении проекта, посвященного русскому и немецкому романтизму. У нас идет напряженная работа над каталогом и архитектурой выставки. Мы счастливы, что архитектором и в Москве, и в Дрездене согласился стать выдающийся Даниэль Либескинд. Для российских музеев это первый опыт сотрудничества по выставочной экспозиции с таким великим архитектором. Эту выставку мы будем вынуждены передвинуть с октября 2020 года на начало декабря, если тот алгоритм планирования, который мы сейчас видим, будет выдержан.

Читайте также:

И добрым словом, и нужным делом: как волонтеры культуры помогают людям во время пандемии

Какой ты в изоляции: семь карантинных типажей известных литературных персонажей

Спиваков на экране и «Театр на диване»: культурная онлайн-афиша недели

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 20 Апреля 2020
проблема (2)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать