Сегодня значительное улучшение по Москве. Боюсь что если не будет усиленного патрулирования на майские могут ситуацию упустить. На месте Собянина привлёк бы для патрулирования части росгвардии — пусть поработают на благо общества.
В.Путин: Большое спасибо, Анна Юрьевна.
Собянин Сергей Семёнович, мэр Москвы. Как ситуация в столице, Сергей Семёнович?
С.Собянин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Спасибо за Ваше постоянное внимание к вопросам, связанным с коронавирусом, распространением заболеваемости, проблемами в экономике, связанными с этим.
На рабочей группе, которую по Вашему поручению я возглавляю, как раз те вопросы, которые Вы обозначили, являются самыми актуальными. Это обеспечение лекарствами, средствами индивидуальной защиты, оборудованием и ряд других вопросов. Благодаря Вашим поручениям многие из них реально стали сдвигаться, перешли из острой плоскости во вполне рабочий уже режим.
Что касается ситуации, которую Анна Юрьевна озвучила. Действительно, мы видим, что и по стране, и по Москве за последнюю неделю по сравнению с предыдущей неделей динамика стала намного ниже, она практически снизилась в два раза. Но при этом динамика сама по себе сохраняется, и она очень серьёзная. По стране в целом мы увеличили количество больных на 80 процентов и по Москве – на 70. Это около 20 и 40 тысяч соответственно, это большой объём. С учётом того, что сегодня примерно половина от этого количества оказывается на госпитальных койках, средней тяжести и в тяжёлом состоянии, то можно себе представить, какой объём нагрузки испытывает система здравоохранения. Поэтому, конечно, я полностью поддерживаю Ваше решение о продлении нерабочих дней.
Необходимо учитывать целый ряд факторов, которые стоят за гранью, скажем, формального исчисления заражённых коронавирусом, определённых лабораториями ПЦР. Потому что в любом случае, как бы мы ни расширяли сеть ПЦР, она не всеохватна, во-первых. А во-вторых, часть больных, особенно больных внебольничной пневмонией, в какой-то период, по сути дела, выходит за пределы возможностей ПЦР-лабораторий для эффективного диагноза. Просто за счёт высокой температуры, определённого течения болезни мы не видим, мы не можем определить и точно поставить по лабораториям диагноз. Тем не менее очевидно, врачи это видят и говорят об этом, по клинической картине мы видим практически параллельное нарастание объёма внебольничной пневмонии. Это сказывается на загрузке коечного фонда. В настоящее время от 50 до 70 процентов на «ковидных» койках находятся больные, которым либо не поставили ещё, либо в процессе лабораторной постановки диагноз. Это большая цифра и большая нагрузка на коечный фонд. Я надеюсь, что помимо ПЦР-лабораторий начинает развиваться иммуноферментный анализ, – это кровь. Это анализ, который как раз позволяет в этой группе в этот период брать хорошо, эффективно лабораторные исследования. Насколько я знаю, Министерство обороны начало тестировать своих служащих. В Москве мы тоже приступаем к такому эксперименту. Надеюсь, что он даст более эффективно реальную картину того, что мы в настоящее время имеем.
Кроме этого мы в Москве активно задействовали, я вижу по информации, коллеги в регионах тоже начали активно действовать, по использованию компьютерной томографии по диагностике коронавируса. В Москве, как я докладывал, развёрнуто 45 ковидных центров, которые 24 на 7, то есть круглые сутки работают компьютерные томографы, которые диагностируют коронавирус.
Мы в Москве в своё время создали единый рентгенологический информационный центр, который, по сути дела, даёт второе мнение о рентгеновских снимках, и начали проводить эксперименты в области искусственного интеллекта в этой области, чтобы определить заболевания в области онкологии в своё время.
Буквально недавно, Владимир Владимирович, Вы подписали федеральный закон о проведении эксперимента в Москве в области искусственного интеллекта. Пользуясь этими возможностями, мы создали специальную группу на базе нашего рентгенологического центра, и буквально завтра мы включим уже систему искусственного интеллекта по обнаружению коронавируса на основе рентгеновских снимков. Она будет работать уже в боевом режиме. Получив первый серьёзный опыт, мы доложим Вам, Министерству здравоохранения, Правительству, чтобы можно было распространить этот опыт и возможности на другие регионы. Это важная работа.
Должен сказать, что мы (рабочая группа) вместе с Правительством Российской Федерации начали вырабатывать решения по увеличению минимального объёма коечного фонда, о чём Вы сказали в своём выступлении и дали соответствующее поручение. На мой взгляд, и я согласен с Анной Юрьевной, одной из серьёзных групп риска, или регионов риска, являются регионы Центрального федерального округа. Потому что, по сути дела, 30 миллионов человек, которые находятся на этой территории, образуют большую агломерацию. И вопрос не только в дачниках. Большое количество людей приезжает в Московскую область, из Московской области в Москву на работу, к родным и близким. Понятно, что сейчас ограничены передвижения, но тем не менее сложно просто обрубить такие связи, они существуют. Это, естественно, создаёт дополнительные угрозы. Поэтому мы с коллегами начали работать по тому, чтобы всё-таки увеличить эти минимальные значения. Период времени от принятия решения до создания новой системы госпиталя, который будет лечить коронавирус, две недели минимум, а по-хорошему – три недели. То есть если мы сегодня примем решение, то получим результат через две-три недели. Поэтому, конечно, нужно принимать решение сегодня, исходя из той ситуации, которая есть.
Считаю, что в Москве и Московском регионе в обязательном порядке нужно продолжать режим самоизоляции так же строго, как было и до этого, исходя из непростой ситуации, которая складывается.
У разных специалистов, коллег разные мнения, но мне кажется, тот период, в который Вы предоставляете возможность нам, ещё две недели фактически, даст ответы на многие вопросы. Мы поймём, в какой динамике развития этой болезни находимся мы, страна, и сможем более взвешенно принять решение.
Владимир Владимирович, спасибо огромное за то внимание, которое Вы оказываете в решении данного вопроса.
В.Путин: Спасибо Вам.
У скориков жопа- сейчас смотрел интервью — из 250 на подстанции работают 90 — остальные либо больны, либо на карантине — заболел 1- на карантин уходит вся бригада. Вчера в соседний дом приезжала кардиореанимация — кардиолог и водитель — бригада -1. Такого на экстренных кардиовызовах небыло никогда.
Здесь сцут экстренных мер — начнётся срач — народ за изменения конституции голосовать непойдёт. Других причин, препятствующих введению непопулярных мер на данный момент невижу.