Экс-пресс-секретарь Навального обвинила главреда «Эха Москвы» в харрасменте
Русская служба BBC («Би-би-си») сегодня, 29 апреля, опубликовала статью, посвященную жизни и правилам главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова. В ней, в частности, бывший пресс-секретарь оппозиционера Алексея Навального Анна Ведута прямо обвинила Венедиктова в домогательствах.
В статье много «клубнички». Например, вот как описывается один из дней рождения главреда.
«Чуть поеживаясь от сквозняка, девушка с обнаженной грудью и в кружевной черной маске стояла за барной стойкой пространства Loft 1905 и разливала всем виски, любимый напиток именинника. На нее с любопытством смотрели журналист ВГТРК Николай Сванидзе, глава „Газпром-медиа“ и будущий вице-премьер Дмитрий Чернышенко, генеральный продюсер „Матч-ТВ“ Тина Канделаки, главред „России сегодня“ Маргарита Симоньян и другие, очень разные гости вечеринки главного редактора радиостанции „Эхо Москвы“ Алексея Венедиктова. 18 декабря 2015 года ему исполнилось 60 лет. Полуголую барменшу на юбилей ему подарила помощница, Леся Рябцева».
«На его днях рождениях очень разные люди всегда собирались. Если Алексею Алексеевичу хочется поразвлекаться, он начинает сводить их в одно место и смотреть, что же произойдет, — рассказала бывший пресс-секретарь Алексея Навального Анна Ведута. — Меня он пытался посадить с Тиной Канделаки, причем ее это так же бесило, как и меня. Все чувствовали себя неловко, разговаривать было не о чем».
Про «право на харрасмент» описывается так:
«Сидит женщина-новостник, что-то печатает. Заходит Венедиктов и тянется к ней со спины: «Таак, что у нас здесь?» — вспоминает бывший сотрудник «Эха».
Обнять подчиненную за плечи, поцеловать в щеку, погладить, назвать зайчиком, птенчиком, котиком для главреда «Эха» — в порядке вещей, рассказывают бывшие и нынешние сотрудники радиостанции.
«Он очень тактильный человек, может зайти ко мне, потрогать по спине, сказать: „Привет, заяц“, — говорит продюсер „Эха“ Ирина Баблоян. — Если он так заходит, я понимаю, что у него хорошее настроение. Если молча — к нему лучше не соваться».
Венедиктов гордится, что на стене в редакции висел указ о разрешении многоженства, подписанный президентом Ингушетии Русланом Аушевым.
«У нас право на харрасмент внесено в устав, — говорит он, — я не шучу: вы знаете, сколько у нас внутри редакции браков, разводов и вновь браков?»
Главред «Эха» приводит в пример историю своей женитьбы на подчинённой — его свадьба была 20 с лишним лет назад, с того времени порядки в редакции жестче не стали, говорят сотрудники редакции.
На приёмы и вечеринки Венедиктов любит ходить в компании эффектных сотрудниц, собирающих визитки у гостей.
«Ты стой с бокалом и улыбайся, ты — пригласи вот этого на интервью». Он использует девушек, чтобы они производили впечатление», — вспоминает бывшая помощница главреда Амалия Щербакова.
Девушки нужны Венедиктову для представительского антуража и троллинга в соцсетях, считает Баблоян. Смуглая брюнетка с точеной фигурой, она периодически ходит с начальником на встречи.
«И вот Венедиктов фотографирует мои коленки и выкладывает в „Твиттер“ со словами: „Коленки“. Меня он при этом за коленки не трогает, о других не скажу».
Знакомые Венедиктова уверены — главреду «Эха» нравится репутация бонвивана.
«Грудь Маргариты Симоньян в „Твиттере“, „деффки“, виски», — Навальный уверен, что эта репутация — работа на публику и чистой воды миф.
У его бывшего пресс-секретаря Анны Ведуты — другое мнение.
История «девочки, давайте я вас развезу». В 2012 году Венедиктов пригласил Ведуту на ужин.
«Собралась большая компания: были ведущие „Эха“ Таня Фельгенгауэр и Оксана Чиж, которых я знала, были люди, с которыми я знакома не была, — рассказала Ведута „Би-би-си“. — То есть меня звали на ужин в компании, а не на личную встречу, которую можно было бы даже теоретически воспринять как романтическую. Кроме того, я тогда была девушкой главреда сайта „Эха“ Андрея Ходорченкова, об этом все знали».
После ужина Венедиктов, говорит Анна, предложил: «Девочки, давайте я вас развезу».
Время позднее, метро не работает, на такси денег впритык. В общем, почему нет». В машину вместе с ней сели Фельгенгауэр и Чиж.
«Таню высадили первой, вместе с ней вышла Оксана. Остались я, Алексей Алексеевич и водитель», — говорит Ведута.
Фельгенгауэр и Чиж об этой поездке за давностью лет не помнят.
По словам Ведуты, она сидела рядом с Венедиктовым на заднем сиденье и в какой-то момент почувствовала, как он придвинулся, обнял ее и начал трогать за колени, поднимаясь выше.
«Я вжималась в кресло, уползала, говорила: «Не надо», — рассказывает Ведута.
Когда они доехали до ее дома, Анна, по её словам, «пулей вылетела из машины», но Венедиктов решил ее проводить.
«Я отнекивалась, он настойчиво повторял, что так безопаснее. Перед дверью он спросил, есть ли кто-то дома, и попытался поцеловать», — вспоминает Анна сейчас.
Она говорит, что ответила Венедиктову, что дома мама, потом «забежала в квартиру и час сидела на полу в ванной, уставившись в стену».
Венедиктов отрицает, что описанная Анной история — правда: «Как я помню, она жила с родителями. У вас все в порядке — я что, пытался познакомиться с ее родителями?! Абсолютно точно не пытался попасть домой, это мне не свойственно. Попасть домой — ну это фу».
На вопрос, откуда он тогда знает, что Ведута в 2012 году жила с родителями, Венедиктов ответил: «Мы вообще все дружили. Я знаю, кто живет с родителями».
Главред «Эха» уверяет, что «не переходил с Ведутой никаких границ». Он говорит, что с 2008 года всюду ездил с охранником и водителем, и отмечает, что если и отвозил Фельгенгауэр, Чиж и Ведуту домой, то сидели они в тесноте.
«Возможно отвозил, возможно, не отвозил, но вчетвером на заднем сиденье машины — это забавно. У меня не „линкольн“, возможно, мы там сидели как сельди в банке». Ведута в ответ утверждает, что в машине изначально ехали пять человек — включая водителя. Охранника в тот момент не было», — говорит он.
Ведута заявляет об этом впервые.
«Мне было очень стыдно: согласилась прийти на ужин, сама, значит, и виновата в случившемся», — объясняет она.
Кроме стыда, добавляет она, был и страх: «Если ты пресс-секретарь оппозиционного политика, у тебя не так много каналов, чтобы ссориться еще и с «Эхом Москвы». Мне очень не хотелось, чтобы моя глупость негативно сказалась на отношениях Навального и «Эха».
Ведута утверждает, что тогда решила никому не рассказывать.
«В конце концов ничего фатального не произошло. Силой он не настаивал, „нет“ все же услышал, хотя сильно не с первого раза», — сказала она.
После этого, по словам Анны, она старалась «не встречаться с Венедиктовым наедине вечером, а если других вариантов не было, следила, чтобы на встрече был кто-то еще».
Через несколько месяцев с «Эха» уволился главред сайта радио Андрей Ходорченков. Он сообщил, что однажды заметил, что его девушка сильно изменилась: «Она стала растерянной, подавленной, несколько раз говорила: «Как ты можешь работать в этом месте, тебя же там никто не уважает».
Ходорченков начал искать новую работу. «Я понял, что на „Эхе“ больше работать не хочу», — объясняет он сейчас.
Схожие обвинения в адрес Венедиктова выдвинула молодая общественная деятельница, говорившая с «Би-би-си» на условиях анонимности (имя редакции известно).
Она утвеждает, что в августе 2017 года приехала из Москвы в Петербург, там же был Венедиктов. Главреда «Эха» с собеседницей Би-би-си связывали дружеские отношения.
«Он мне написал, предложил поговорить. Я приехала в ресторан отеля „Гельвеция“, где Венедиктов был с компанией. Мы сидели за столом очень плотно, мне некуда было рыпнуться, и Венедиктов сначала стал придерживать меня за плечо, будто случайно. Положил руку на ногу, на коленку, потом рука поползла выше, по внутренней стороне бедра», — вспоминает она.
Девушка говорит, что растерялась: «Не могла же я при всех сказать: „Ты, старый мудак, убери от меня руки“. Я молча, под столом, пыталась несколько раз его руку убрать, он ее на место возвращал. В итоге я каким-то чудом вылезла из-за стола и ушла».
Венедиктов категорически отрицает эти обвинения.
«Я про это ничего не знаю, ничего не помню, пусть девушки рассказывают — это, наверное, приносит им какой-то бенефит, — ответил на это Венедиктов. — Я не могу запретить неизвестным мне девушкам на моем имени публично наживаться».
«Я вижу очень много разных фантазий», — добавляет он.
Как отмечает «Би-би-си», раньше Венедиктову нравилось иметь репутацию «алкоголика и бабника», теперь он стал сдержаннее, уверяет бывшая сотрудница радиостанции: «Его здорово отрезвил случай с депутатом Слуцким».
В 2018 году журналистки Фарида Рустамова, Дарья Жук и Катерина Котрикадзе сообщили о приставаниях депутата Госдумы Леонида Слуцкого. Думская комиссия по этике не нашла нарушений в поведении Слуцкого и назвала обвинения женщин в его адрес «необоснованными» и «спланированными». После этого «Эхо Москвы», вместе с рядом других СМИ, отозвало своих журналистов из Госдумы.
Сам Венедиктов назвал Слуцкого «мудаком».
«Мы с Леней друзья, «на ты», — сказал Венедиктов. — Я встретился с ним на приеме в МИДе и сказал: «Ты мудак. Ты должен был сказать: «Даже если вам почудилось, я приношу извинения». А ты начинаешь глумиться, и пока ты не извинишься, мы общаться не будем».
Слуцкий не извинился, с тех пор они с Венедиктовым не общаются. На вопросы «Би-би-си» депутат не ответил.
EADaily напоминает, 64-летний Алексей Венедиктов является главным редактором, совладельцем и ведущим радиостанции «Эхо Москвы».
Он очень тактильный человек.
Бывают люди тактичные, а этот активный старикашка — «тактильный», хотя этот дамский угодник давно покинул «большой секс».
— А Вы тактильны, шалунишка!.. Он пытался, SOS!!
«Я вжималась в кресло, уползала, говорила: «Не надо», — рассказывает Ведута.Когда они доехали до ее дома, Анна, по её словам, «пулей вылетела из машины», но Венедиктов решил ее проводить.
Вообще то ,«не надо» сказанное в правильном тоне отбило бы всякое желание проводить до квартиры....
и под маленькой юбкой, её неживое – «не надо» твоей нежной руке всё равно не мешает ничуть…
(с) Ленка Воробей (Елена Аверина)