(High North News, Норвегия) США предостерегают, что Россия наращивает вооружения в Арктике: «Кто оснащает ракетами ледоколы»?
США в очередной раз обвинили Россию и Китай в милитаризации Арктики. Адмирал Джеймс Фогго с неодобрением высказался о новом российском ледоколе, который можно оснастить крылатыми ракетами. При этом сами американцы только что завершили очередные военные учения в Баренцевом море.
источник: cdn1.img.inosmi.ru
Во время особого брифинга, посвященного арктическим интересам США, были высказаны опасения по поводу того, какие последствия для национальной безопасности страны могут иметь китайские инвестиции в регионе.
«Вам нужно иметь механизмы, с помощью которых можно будет изучать эти (арктические) инвестиции, рассматривая их через призму национальной безопасности», — объяснил Майкл Мёрфи (Michael J. Murphy), первый заместитель помощника государственного секретаря США по делам Европы и Евразии.
На брифинге также подчеркивалось, что Китай, возможно, захочет воспользоваться ситуацией с covid-19. Хотя конкретных примеров из жизни за полярным кругом или в Норвегии представители США не привели, они предостерегли, что «и Норвегия, и Швеция, и Финляндия, и Канада, и Исландия — все они чувствуют то же, что и мы, из-за китайской дезинформации и попыток Китая запутать ситуацию с пандемией и скрыть ее источники».
На прошлой неделе китайский министр иностранных дел Ван И обвинил США в нападениях на Китай по поводу коронавируса и клевете, что толкает две страны к новой холодной войне.
Учения и откровенная милитаризация
Эти новые замечания были сделаны после недельных морских учений, прошедших ранее в этом месяце. В ходе учений три американских эсминца — «Дональд Кук», «Портер» и «Рузвельт» — совершали маневры в Баренцевом море, чтобы «утвердить свободу навигации и продемонстрировать бесшовную интеграцию сил союзников». Это первые подобные маневры с середины 1980-х.
источник: highnorthnews.com
В последние годы военное руководство США очень активно высказывает опасения по поводу деятельности России и Китая в Арктике. В этом месяце к дискуссии подключились новые участники.
Во время слушаний по вопросу утверждения бывшего посла США в Норвегии Кеннета Брэйтуэйта (Kenneth J. Braithwaite) в должности министра военно-морских сил, прошедших перед Комитетом вооруженных сил США, Брэйтуэйт подробно рассказал о проблемах безопасности в Арктике и отдельно коснулся того, какое отношение они имеют к Норвегии. Этот регион стал самой популярной темой слушаний, а Арктика была упомянута 34 раза.«Китайцы и русские повсюду, особенно китайцы. Вас должна тревожить активность китайцев у берегов Норвегии на севере. Мы должны проявить бдительность. Мы должны понять мотивы, — объяснил Брэйтуэйт. — Россия надеется снова стать значительным игроком на международной арене, и Китай, как мы все знаем, тоже хочет доминировать. Они прикладывают много усилий, чтобы сделать Норвегию частью своих расчетов».
источник: highnorthnews.com
Kenneth J. Braithwaite.
Далее министр ВМС еще раз подробно обозначил, почему китайцы особое внимание уделяют важной региональной роли Норвегии и особенно Киркенеса на фоне того, что Китай начал поставлять все больше товаров через Арктику.
«Китай признает важность Киркенеса, который стал самой западной конечной остановкой Северного морского пути, поэтому китайцы и отправились туда, снова пытаясь завоевать расположение жителей Северной Норвегии».
Вооруженные российские ледоколы
Также в этом месяце, выступая в Военно-морском институте США, адмирал Джеймс Фогго-третий (James G. Foggo III), командующий военно-морскими силами США в Европе и Африке, говорил о деятельности России в Арктике и заявил, что все должны обратить на нее внимание. Россия «применяет в Арктике агрессивный подход».
источник: highnorthnews.com
James G. Foggo III.
Отдельно он высказался о новейшем ледоколе российского Северного флота «Иван Папанин», сконструированном так, что его можно оснастить крылатыми ракетами «Калибр». «Кто ставит ракеты на ледоколы?» — задался вопросом адмирал. Обычно у ледоколов есть только легкое вооружение. «Иван Папанин» похож на норвежские ледоколы класса «Свальбард», но оснащен более тяжелым оружием.
Адмирал также подтвердил, что арктический регион очень важен для военно-морских сил США. «Наши маневры с Великобританией [на прошлой неделе] продемонстрировали силу, гибкость и решительность альянса НАТО, намеренного защищать свободу навигации во всех арктических и европейских водах».
Аналогичные опасения высказал на брифинге Госдепартамента и Майкл Мёрфи. Он подчеркнул, что Россия сформировала новое арктическое командование и бригады, отремонтировала старые и построила новые базы и аэродромы, а также разместила в регионе современные системы противоракетной обороны. «Это выходит за рамки территориальной обороны. Отчасти все это сделано для того, чтобы направить свою мощь в сторону Северной Атлантики с целью помещать США и Канаде отреагировать и отправить подкрепление в случае кризиса».
Россия осуждает растущую активность НАТО в Арктике
Российские официальные лица в свою очередь отреагировали на состоявшийся на прошлой неделе брифинг Госдепа тем, что указали на растущую активность НАТО в регионе.
«Я хочу отметить, что данное заявление со стороны США является попыткой найти повод для наращивания военного потенциала на арктическом направлении со стороны стран блока НАТО, которое сегодня, к великому сожалению, имеется», — заявил заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин. По словам российских официальных лиц, учебная деятельность НАТО за последние три года усилилась на 17%, а разведывательная деятельность — на 15%.
Подобные же опасения ранее в этом году высказывал посол по особым поручениям министерства иностранных дел России Николай Корчунов: «Естественно, мы обеспокоены ростом активности Североатлантического альянса в Арктике. Мы сталкиваемся с новым феноменом, когда неарктические страны — члены НАТО принимают свои военные арктические стратегии или выпускают доклады и иные стратегические документы, в которых оправдывается целесообразность военного присутствия в высоких широтах. Это подрывает сохранение Арктики как зоны мира, стабильности и конструктивного взаимодействия».