Ученые нашли способ сделать голосовых помощников ближе к речи человека
Коллектив российско-немецких исследователей предложил способ, который позволит усовершенствовать голосовой помощник таким образом, что он сможет на равных вести диалог с человеком. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Российского научного фонда (РНФ), при поддержке которого выполнено исследование.
«Предложенный метод основан на том, что система самостоятельно определяет, когда человек обращается к голосовому помощнику, а когда к другому собеседнику. Кроме того, ответы компьютера станут приближенными к человеческой речи за счет более естественного моделирования диалога. Это может позволить изменить отношение человек к помощнику, уровень „интеллекта“ которого, как показали эксперименты, воспринимается на уровне ребенка. Статья опубликована в журнале Sensors», — говорится в сообщении.
Голосовые помощники или cистемы речевого общения (Spoken Dialogue Systems, SDS), появились пару десятилетий назад и уже стали частью повседневной жизни. Однако до сих пор остается ряд сложностей во взаимодействии человека и голосового помощника.
Такие системы не всегда правильно понимают, когда люди хотят воспользоваться виртуальным помощником, а когда адресуют вопрос другому собеседнику. Кроме того, ученые отмечают, что есть сходство в обращении к системе и маленьким детям, то есть уровень «интеллекта» помощника воспринимается на уровне ребенка.
Ученые из Университета ИТМО, Ульмского университета и Университет Магдебурга решили создать новую систему, которая сможет отличать речевой запрос, адресованный помощнику, от разговора с другими людьми, а также в целом будет более достойным для человека собеседником. Поскольку исследование проходило совместно с учеными из Германии, зависимость акустических моделей исследовали на различных корпусах немецкой речи.
В частности, для проведения экспериментов ученые записали новые базы данных немецкой речи. Записи проходили в обстановке, похожей на жилую комнату, чтобы участники могли чувствовать себя более неформально при общении с системой.
Во время каждого эксперимента пользователь решал разные задачи с помощью голосового помощника Amazon Alexa, например, назначал встречи или отвечал на вопросы викторины. Ученые провели эксперименты без использования ключевого слова, которое используется для активации голосового помощника.
«Авторы отметили, что общение с технической системой зависело от того, были ли ее ответы похожи на ответы человека или нет. В результате эти факторы могут потенциально повлиять на поведение говорящих», — добавили в РНФ.
Читайте также:
Минкомсвязь РФ проработает вопрос предоставление госуслуг с помощью голосового помощника
Роскачество: домашние колонки лучше переносных устройств по качеству звука
Виртуальный помощник Маруся станет одним из кураторов в Музее современного искусства