О рабочем визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Беларусь

отметили
27
человек
в архиве

источник: mid.ru

19 июня Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетил с традиционным рабочим визитом Республику Беларусь. Состоялась встреча с Президентом А.Г.Лукашенко и переговоры с Министром иностранных дел В.В.Макеем.

Были рассмотрены актуальные вопросы двустороннего взаимодействия, включая ход реализации Программы согласованных действий двух стран в области внешней политики на 2020-2021 гг.

Дана позитивная оценка сотрудничеству внешнеполитических ведомств в условиях распространения коронавирусной инфекции, прежде всего по возвращению граждан России и Беларуси на родину из третьих стран.

Состоялась сверка позиций по основным международным и региональным вопросам. Были затронуты различные аспекты интеграции в рамках ЕАЭС с учетом председательства Беларуси в этом объединении и сотрудничества в ОДКБ, где председательствует Россия, а также взаимодействия в формате СНГ. Министры обсудили координацию действий на международных площадках, прежде всего в ООН и ОБСЕ, рассмотрели отношения России и Беларуси с США, ЕС и НАТО.

Стороны выразили озабоченность в связи с объявлением США о выходе из Договора по открытому небу и подтвердили важность тесного взаимодействия России и Беларуси, составляющих одну группу государств-участников ДОН, по определению дальнейшей линии в отношении Договора, исходя из приоритетности обеспечения безопасности Союзного государства.

В связи с разрушением Вашингтоном Договора о РСМД была отмечена важность политико-дипломатического урегулирования ситуации на основе дополняющих друг друга инициатив России и Беларуси ‑ о встречных мораториях на развертывание наземных РСМД и принятии многосторонней декларации о неразмещении таких вооружений в Европе.

Министры также обсудили сотрудничество двух стран в области международной информационной безопасности и биобезопасности.

При обсуждении празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне была выражена приверженность сохранению исторической памяти, продвижению правдивой информации об общей Победе, недопущению фальсификации истории, противодействию разрушению памятников советским воинам-освободителям.

Министры также рассмотрели ход подготовки совместного заседания коллегий МИД России и МИД Беларуси, которое запланировано на четвертый квартал 2020 года, а также график предстоящих контактов.

В рамках визита С.В.Лавров и В.В.Макей подписали российско-белорусское межправительственное соглашение о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств-участников Договора о создании Союзного государства. Этот документ призван содействовать формированию единого миграционного пространства Российской Федерации и Республики Беларусь.

Ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макеем, Минск, 19 июня 2020 года

 

Уважаемые дамы и господа.

Прежде всего, хотел бы выразить признательность белорусским друзьям за теплый прием, оказанный нашей делегации.

Пользуясь случаем, еще раз хотел бы поздравить всех коллег, весь белорусский народ с 75-летим Победы в Великой Отечественной войне, которая является нашим общим достоянием. В ходе сегодняшнего приема Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подтвердил свое участие по приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина в параде Победы, который состоится в Москве 24 июня.

Мы с белорусскими друзьями едины в том, что наша совместная задача – сохранить и защитить правду о событиях тех лет. Подчеркнули, что никакие попытки переписывания истории, разрушение мемориалов советским воинам и рецидивы неонацизма не способны стереть память об этой священной дате и подвиге солдат Красной армии, партизан, тружеников тыла, спасших цивилизацию от ужасов «коричневой чумы». Об этом подробно и убедительно говорится в статье Президента России В.В.Путина.

Сегодня мы рассмотрели актуальные вопросы двусторонних отношений, сверились по основным международным и региональным сюжетам, наметили график предстоящих контактов. В частности, говорили о подготовке совместного заседания коллегий наших министерств, которое запланировано на четвертый квартал этого года в Минске.

Мы только что подписали Межправительственное соглашение о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан на территорию Союзного государства. Этот документ направлен на формирование единого миграционного пространства Беларуси и России.

Дали высокую оценку взаимодействию наших стран в борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Нам удалось в короткие сроки наладить эффективную работу по вывозу авиакомпаниями двух стран российских и белорусских граждан из третьих государств на родину через Москву и Минск. Для борьбы с инфекцией ранее в Беларусь были поставлены российские тест-системы, респираторы высокой степени защиты. На содействие Минску были перенаправлены средства из российских взносов на проекты ПРООН и МАГАТЭ.

Мы особо отметили важность дальнейшего укрепления координации наших действий и продвижения общих подходов на международной арене, в том числе в ООН и ОБСЕ.

Рассмотрели ход выполнения Программы согласованных действий в области внешней политики на 2020-2021 годы.

Высказались в пользу наращивания сотрудничества в рамках многосторонних объединений на пространстве СНГ. В этом году Беларусь председательствует в ЕАЭС. Сегодня мы обсудили реализацию договоренностей, достигнутых в мае на онлайн-заседании Высшего Евразийского экономического совета. Обменялись оценками итогов видеоконференций Совета глав правительств СНГ, СМИД СНГ и СМИД ОДКБ, которые также состоялись в прошлом месяце.

В этом году Россия является председателем в ОДКБ. Мы сегодня говорили о реализации приоритетов российского председательства, включая развитие взаимодействия Организации Договора о коллективной безопасности с СНГ, ШОС и ООН.

Уделили внимание отношениям с Евросоюзом и США, расширяющейся деятельности НАТО в непосредственной близости от наших границ, прежде всего в Прибалтике и Польше. Такие действия альянса носят откровенно провокационный характер и ведут к дальнейшей фрагментации европейского пространства безопасности.

Обменялись мнениями по проблематике стратегической стабильности и контроля над вооружениями. Дали негативную оценку анонсированному выходу США из Договора по открытому небу (ДОН). Мы едины в том, что наряду с разрушением Вашингтоном Договора о РСМД этот шаг наносит ущерб глобальной безопасности и системе договоренностей в области контроля над вооружениями. Россия и Беларусь составляют единую группу государств-участников в рамках ДОН, мы не заинтересованы в обострении международной обстановки, нацелены на равноправный диалог без ультиматумов и голословных обвинений при учёте всеми сторонами интересов и озабоченностей друг друга. Условились тесно сотрудничать по проблематике ДОН, исходя из приоритетности задачи обеспечения безопасности Союзного государства. С этих позиций будем работать на созываемой 6 июля чрезвычайной конференции государств-участников Договора по открытому небу.

Мы также высоко оцениваем конструктивную роль Минска как площадки для реализации минского «Комплекса мер» через прямые контакты киевских властей с представителями Донецка и Луганска. Подтвердили безальтернативность полного и последовательного выполнения Минских договоренностей.

В целом весьма удовлетворены итогами переговоров, которые прошли в традиционно дружеском и товарищеском ключе. Подтвердили обоюдную нацеленность на дальнейшее упрочение российско-белорусского внешнеполитического сотрудничества на основе союзнического характера наших отношений. Москва и Минск отводят этим отношениям особое место в своих подходах к расширению международных взаимовыгодных связей каждой из наших стран с зарубежными государствами и их объединениями.

Вопрос: Известно, что подходы России и Белоруссии в отношении коронавируса существенно отличаются. В интервью «Коммерсанту» Вы сказали, что есть моменты в белорусском опыте, которые могут быть полезны России в случае второй волны. Что Вы имели в виду?

С.В.Лавров: Я сказал немного не так. Я сказал, что я воздержался бы от того, чтобы выдавать оценки опыту той или иной страны.

Мы все (и сегодня говорили об этом на встрече у Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко) еще мало понимаем гносеологию этой проблемы, происхождение вируса. Среди государств-участников ВОЗ уже есть понимание, что по мере того, как мы сейчас преодолеваем эту угрозу, нужно накапливать знания о ней с тем, чтобы впоследствии сделать правильные выводы. Здесь я не стал бы сбрасывать со счетов опыт ни одной страны.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать выводы Венецианской комиссии относительно поправок в Конституцию Российской Федерации, что решения ЕСПЧ должны быть обязательными для исполнения в любом случае?

С.В.Лавров: Я хочу напомнить, что диалог, развивавшийся в связи с поправкой в статью 79 Конституции Российской Федерации в том виде, в котором она сейчас выносится наряду с другими поправками на всенародное голосование, нацелен на обеспечение выполнения всех международных обязательств в виде, не противоречащем Конституции Российской Федерации. Речь идет о том, что международные обязательства на Россию накладывают международные договоры, которые Россия добровольно подписывает после того, как завершились переговоры над их проектами, и мы убедились в том, что баланс интересов обеспечен. Вслед за подписанием международные договоры выносятся на ратификацию в Федеральное Собрание нашей страны. Конечно, когда процесс ратификации начинается, продолжается и завершается, принимаются все необходимые меры для того, чтобы убедиться, что конкретный договор соответствует ­­­­Конституции нашей страны. В этом смысле все то, что ратифицировано Российской Федерацией на основе Конституции, остается нашими международными обязательствами.

В последнее время появилась практика, когда многосторонние структуры, сформированные для того, чтобы реализовывать тот или иной договор, грубо нарушают его собственные положения. Например, Конвенция о запрещении химического оружия (КЗХО) четко описывает функции Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и ее Секретариата. Функции заключаются в том, чтобы в ответ на обращение любой страны направлять на место предполагаемого инцидента группу экспертов, обязанных самолично взять пробы и, не выпуская их из рук, доставить в сертифицированную лабораторию, которая должна провести соответствующие анализы и представить в ОЗХО свои выводы: было ли применено химическое вещество, запрещенное в упомянутой Конвенции. Любые поправки к этой Конвенции могут в соответствии с ее положениями вноситься исключительно на основе консенсуса и переговоров, которые должны привести к общему согласию. В последние пару лет наши западные коллеги в рамках ОЗХО в грубейшее нарушение самой Конвенции наделили Технический секретариат функциями установления вины, являющимися прерогативой Совета Безопасности ООН. Это грубейшее нарушение международного договора. В том формате, в котором сейчас наши западные коллеги пытаются навязывать расследования инцидентов по своим лекалам, не предусмотренным Конвенцией, мы, конечно, сотрудничать не будем. Если кто-то будет нас упрекать, что мы ратифицировали договор и его не выполняем, то мы будем в ином положении. Мы будем в положении добросовестного участника договора, а те, кто грубо нарушил предусмотренные Конвенцией процедуры, будут среди его нарушителей.

Если брать конкретный Европейский суд по правам человека, который вы упомянули, — целый ряд стран, причисляющих себя к развитым демократиям (Германия, Великобритания и ряд других), имеют в своем законодательстве аналогичные резервации, гарантирующие, что никакие решения, выносимые в их адрес, не должны исполняться, если они противоречат соответствующей конституции. Честно говоря, я не понимаю, почему такое чрезмерное внимание уделяется данному конкретному аспекту, который абсолютно легитимен с точки зрения международного права.

Вопрос (обоим министрам): Почему так долго длилась работа над подписанием соглашения о взаимном признании виз между Россией и Белоруссией? Какие были проблемы с документами?

С.В.Лавров: Это совсем не рекорд задержки между подготовкой и подписанием. Рекордом является, скорее, история переговоров о том, чтобы Евросоюз, наконец, стал участником Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) и участником Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Вот эта история является рекордной.

Я не думаю, что корректно ставить вопрос о том, почему тот или иной дипломатический процесс занимает то или иное время. Наверное, лучше разбираться с более конкретными вопросами, которые здесь возникают.

Мы подписали очень важный документ. Он подлежит ратификации. Отвечает интересам укрепления Союзного государства через облегчение процессов, которые связывают наши страны, наши народы. Он в интересах европейских и других стран, чьи граждане путешествуют и по нашей территории, и по территории нашей братской Белоруссии. Соглашение отвечает интересам дипломатов, которые одновременно аккредитованы в обеих столицах. Поэтому, я бы здесь видел очень большой и позитивный шаг, а не пытался выискивать какие-то сомнительные истории.

Добавил waplaw waplaw 20 Июня 2020
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать