Трамп распорядился к 2029 году построить новые ледоколы. Но старые умрут раньше. Россия в Арктике: главный раздражитель для США

отметили
15
человек
в архиве

21.06.20

источник: topwar.ru

Средний дизель-электрический ледокол Healey Береговой охраны США.

Президент США Д. Трамп распорядился пересмотреть требования к ледокольным возможностям его страны в Арктике и Антарктике, в частности, он желает, чтобы новые ледоколы для Береговой охраны США (в США ледоколы принадлежат ей и числятся там сторожевыми кораблями, точнее, «катерами») были введены в строй к 2029 году. Об этом говорится в меморандуме, опубликованном на днях.

Меморандум Трампа

Данный документ был направлен в МО США, Госдеп, Департамент внутренней безопасности и ряд других ведомств, в частности, в Управление по делам бюджета. Большая часть документа состоит из указаний по уже начатым работам. Например, по исследованиям и разработке проектов трех тяжелых ледоколов, которыми планируется заменить нынешние один полуживой тяжелый ледокол Polar Star и один мертвый (используемый как склад запчастей для первого) тяжелый ледокол Polar Sea, а также средний ледокол (точнее, ледокольный транспорт) Healy. Также там сказано, что по прочим планировавшимся кораблям (были планы по трем средним ледоколам), по которым и контрактов никаких не заключено, нужно произвести пересмотр, чтобы понять, нужны они вообще и какие, или можно как-то иначе решить вопрос.

В меморандуме содержится призыв к «оценке расширенных оперативных возможностей с учетом предполагаемых связанных с этим расходов, как для тяжелых, так и для средних ледоколов БОХР США, на которые еще не были заключены контракты, в частности, включая максимальное использование любого такого корабля в отношении его способности поддерживать цели национальной безопасности». Эта переоценка должна быть сделана через 60 дней. Директива Трампа по оценке текущего плана по созданию Арктического морского потенциала в течение следующего десятилетия является признаком того, что администрация все больше обеспокоена деятельностью России и Китая в северном регионе (или использует это как повод, чтобы выбить деньги на ледоколы). Видите ли, эта деятельность «может угрожать интересам Америки в важнейших точках», таких, как Гренландский-Фареро-Исландский рубеж. Правда, в документе нет никаких пояснений насчет того, каким это образом атомные и дизель-электрические ледоколы тяжелого класса у России могут влиять на этот самый, в настоящий момент практически «виртуальный» противолодочный рубеж, если они сами не покидают Арктику, а нашим подводным лодкам услуги их нужны как рыбе акваланг. Для покидания базы обычного портового ледокола достаточно, а дальше лодки просто погружаются.

В апреле 2019 года БОХР США объявила, что подписала контракт на $746 млн. с VT Halter Marine из Паскагулы, штат Миссисипи, на детальное проектирование и начальные работы по строительству своего первого из тяжелых ледоколов. И по проекту бюджета 2021 финансового года теперь, перед предварительными обсуждениями его Конгрессом, Береговая охрана заявляет, что она может финансировать второй ледокол. Но в меморандуме содержится призыв к пересмотру того, каким должно быть соответствующее сочетание судов для арктического флота: предполагается, что могут быть предприняты некоторые изменения в планах насчет средних трех ледокольных судов.

В меморандуме содержится просьба о рассмотрении потребностей в Арктике, охватывающих весь спектр задач по обеспечению национальной и экономической безопасности (включая содействие разведке и эксплуатации ресурсов и прокладке и обслуживанию подводных кабелей), которые могут быть выполнены классом средних ледоколов, а также анализ того, как эти случаи использования отличаются в отношении предполагаемого использования тяжелых ледоколов БОХР для этих же видов деятельности.

«Эти варианты использования позволят определить оптимальное количество и тип ледоколов полярной Береговой охраны для обеспечения постоянного присутствия как в Арктике, так и, соответственно, в антарктических регионах»,

— сказано в меморандуме.

Проще говоря, предлагается подумать, а нельзя ли обойтись без этих трех средних ледоколов, уменьшив их количество до нуля или какой-то иной величины либо же как-то иначе решив эту проблему. Вероятно, и лишних средств не ожидается, и, несмотря на мощный судпром, ледоколы в Америке мало кто может строить хотя бы как-то, так что мощности ограничены именно в этом вопросе.

Вопрос об атомоходах пока сугубо теоретический

Предлагается подумать, можно строить тяжелые ледоколы с ядерной энергоустановкой или нет. Но ведь уже финансируется проектирование нового ледокола, и вопрос с типом энергоустановки должен был быть решен сразу! Но в целом в США не склонны к использованию атомной энергии для ледоколов, хотя в этом документе и сказано, что эксплуатируемые «в настоящий момент» (и вообще всегда) только Россией, эти суда обеспечивают длительное и мало чем ограниченное присутствие в в полярных водах. Но, несмотря на опыт атомного надводного и особенно подводного судостроения в США, опыта постройки именно атомных ледоколов там нет, разница между авианосцем и ледоколом с ЯЭУ велика, и даже энергоустановка от одного может не подойти другому.

В принципе. в мире вообще две страны строили атомные ледоколы, причем одна из них строила по проекту и под надзором другой, и без ЯЭУ и многого на борту. Это Финляндия. Но вряд ли финны смогут сильно помочь американцам в этом вопросе: рабочей конструкторской документацией по ледоколам «Таймыр» и «Вайгач» они в полном объеме не обладают, а люди, которые их строили, давно уволились или вообще уже умерли. Прошло больше 30 лет.

Как прожить после 2023 года?

В меморандуме также содержится призыв к проведению исследования с целью выявления двух мест базирования в Соединенных Штатах для их ледового флота, а также двух международных объектов, которые, скажем, можно будет арендовать под эти цели (видимо, в Канадской Арктике).

источник: topwar.ru

Тяжелый газотурбинный ледокол Polar Star пока еще жив, но это ненадолго.

Кроме того, с учетом того, что Береговая охрана располагает единственным действующим тяжелым ледоколом Polar Star, которому 44 года, в меморандуме содержится призыв к агентствам определить потенциальные суда в разных странах, которые могут быть арендованы в качестве временной меры. Дело в том, что Polar Star и сейчас-то живет в режиме «забег в Антарктику за очередной экспедицией — постановка в ремонт для подготовки к новому походу туда». Он газотурбинный и достаточно мощный для неатомного, но весьма прожорлив и даже в юности был капризен. Считается, что к 2023 г. он «помрет» окончательно, его придется списать. Средний дизель-электрический ледокол (по сути, судно ледового класса для исследований с весьма скромными возможностями) Healy проживет подольше, до конца десятилетия (хотя он введен в строй недавно, в 1999 г.). А ледокол все равно нужен, так что рассматривается вариант лизинга у кого-нибудь достаточно мощного судна или пары судов, пока строятся новые ледоколы. Или же временная аренда превратится в постоянную. Вот только вопрос: где взять такие ледоколы в аренду?

Финны готовы строить, американцы не готовы купить, хотя и хотели бы
 
Ледокольные парки Швеции, Финляндии и Канады достаточно скромны, а судов арктического среднего или тяжелого класса там или мало, или нет совсем. Финны могли бы построить неатомный ледокол или серию — это да, опыт у них большой, при СССР неатомные ледоколы заказывались у финнов очень активно. Но сдать в аренду финнам особенно нечего — у них 7 средних и легких судов, из которых 3 или ровесники Polar Star, или древнее его, при этом все они, кроме Nordica и Fennica, постройки первой половины 90-х, рассчитаны на работу на Балтике. Хотя, конечно, могут сдать в аренду один из этих, более того, финны давно пытались или продать или сдать в аренду в США ледокол или же добиться заказа на постройку. Возможность аренды могла бы стать плацдармом для финского судостроения в попытке пробиться на американский рынок.

Но тут могут возникнуть проблемы с Законом Джонса, которому уже 100 лет и подписан он Вудро Вильсоном после Первой мировой. Закон призван обеспечить стабильность морской отрасли США за счет поддержки «отечественного производителя». Его цель состояла в том, чтобы помочь судоходству США восстановиться после Первой мировой войны. Закон Джонса требует, чтобы все суда, перевозящие грузы между двумя пунктами США, были построены американцами, принадлежали им, имели экипажи и флаги США. И, хотя 97% внешних перевозок США выполняются на судах, произведенных не обязательно там, этот пункт соблюдается строго. Несмотря на лобби, ратующее за отмену Закона Джонса, сейчас его никто не отменит ввиду кризиса экономики США, иначе это сразу только увеличит проблемы в отрасли.

Где еще взять ледоколы? Пройди по базару — приценись!

У канадцев 6 судов, но они также весьма возрастные и в основном легкого класса, да такая корова и самим нужна, все же у Канады обширный арктический сектор, а Северо-Восточный проход не чета нашему Севморпути по тяжести ледовой обстановки, там часто разве что строящийся у нас сверхтяжелый «Лидер» ЛК-120 и пройдет. Конечно, в ущерб себе, если американский хозяин прикажет, может, и сдадут в аренду. Так сказав, отдав жену дяде.

У шведов 6 ледоколов, из которых 3 также ровесники Polar Star, наиболее причем мощные, средний ледокол, способный работать вне Балтики — ровно один, Oden, и есть еще 2 легкого класса, также способные на это (но американцам они не нужны). Хотя именно у Швеции и России США арендовали ледокольные суда в 2012 г., когда Polar Star застрял в очередном ремонте, а ледокол был нужен для ротации экспедиции в Антарктике. Тогда, в частности, к этой задаче привлекался наш «Красин».

Может, американцам стоит в России один из полусотни ее ледоколов арендовать? Мы-то, наверное, пошли бы навстречу «партнерам» и даже могли бы, наверное, построить им, и опасаться за «потерю влияния» после появления одного или нескольких ледоколов у США, конечно, не стали бы. Но ведь американцы сами на это не пойдут сейчас, потому что каждому последнему демократу и республиканцу в Капитолии понятно, что «русские расисты» сразу через постройку ледокола «вмешаются в выборы» и изберут Путина президентом. Все прочие «ледокольные» страны-владельцы или имеют по 1-2 судна легкого мощностного класса, которые способны действовать в несложной (по меркам Арктики и Антарктики) ледовой обстановке и заниматься исследованиями. Либо имеют чисто балтийские ледоколы, как Дания с ее 4 ледокольными кораблями-буксирами легкого мощностного класса типа «Викинг» (таких же «Викингов» есть 2 и у шведов, которые их и строили, и даже у нас 1 из них одно время имелся, ныне же он ходит под канадским флагом).
Автор: Я. Вяткин, специально для «Военного обозрения»

 

 

Россия в Арктике: главный раздражитель для США

22.06.20

источник: topwar.ru

Тяжелому газотурбинному ледоколу Polar Star меняют винт (диаметр 4,8 м) в ходе текущего ремонта.

Еще один аспект аренды

Возвратимся к идее арендовать ледокол или ледоколы. Арендная договоренность часто ограничивает то, как судно может быть использовано по условиям аренды, что тоже не очень устраивает БОХР США. В 2017 году исследование Национальных академий науки, техники и медицины, санкционированное Конгрессом годом ранее, пришло к выводу, что лизинг ледоколов не был жизнеспособным путем для Береговой охраны.

Фрахтование (операционная аренда) не является жизнеспособным вариантом, отмечается в исследовании. Покупка тоже достаточно затруднена. Доступность полярных ледоколов на открытом рынке крайне ограничена. (Комитету известно о продаже с 2010 года только одного более-менее крупного ледокола.) Американский опыт фрахтования полярного ледокола для миссии пополнения запасов антарктической экспедиции был проблематичным в двух предыдущих попытках чартера (со Швецией и Россией).

«Фрахтование может быть осуществлено только в случае краткосрочной необходимости и конкретной миссии. Комитет отмечает, что фрахтование может помешать БОХР выполнять свои многочисленные задачи».

В своем собственном исследовании воздействия Береговой охраны на окружающую среду в 2019 году для программы Polar Security Cutter (ледокол Береговой охраны) служба пришла к выводу, что не было никаких судов, доступных для аренды, которые “в значительной степени удовлетворяли бы” оперативным требованиям для ее ледокольных потребностей.

Кроме того, любая аренда должна быть такой, чтобы Береговая охрана обеспечивала укомплектование, обучение и оснащение судна, принимая на себя все расходы при одновременной оплате привилегии иметь его, что делает такую договоренность финансово сомнительной перспективой.

Ищем поводы

Сенатор-республиканец от штата Аляска Дэн Салливан, энергичный лоббист сенатского комитета по делам ВС США для направления большего количества ресурсов в Арктику, сказал, что меморандум «добавит веса» продолжающимся усилиям по наращиванию присутствия Америки в Арктике. «Наши противники значительно опережают Соединенные Штаты, когда речь заходит об арктической инфраструктуре», — говорится в заявлении Салливана.

«У нас есть один тяжелый полуфункционирующий и один средний функционирующий ледокол полярного класса, в то время как в России их более пятидесяти. Я боролся в течение пяти лет, чтобы вывести арктические проблемы на передний план, в том числе в FY19 NDAA, чтобы разрешить строительство шести таких ледоколов, и выдвинул законопроект, чтобы развивать возможности и места базирования, необходимые для поддержки постоянного присутствия в Арктике»

Хотя докладная записка президента, по-видимому, застала региональных наблюдателей врасплох, ее содержание соответствует риторике администрации в отношении региона, сказал Эрик Браттберг, директор Европейской программы в Фонде Карнеги. «Администрация Трампа в последние годы проявляет все больший интерес к арктическим вопросам, что обусловлено, в частности, растущим присутствием Китая в регионе», — сказал Браттберг.

«В то время как союзники и партнеры Америки в Северной Европе приветствовали бы более широкое присутствие США в Арктике, они также опасаются, что регион становится все более заметным из-за конкуренции между США, Россией и Китаем».

«Растущее» китайское присутствие выражается в наличии у КНР аж целых двух исследовательских ледокольных судов, и это не более чем повод.


Главный раздражитель — Россия

Но лучший повод — это, конечно, Россия. РФ, в частности, ясно дала понять международному сообществу, что у нее в Арктике есть основные экономические интересы, и она будет их отстаивать, даже строя ледоколы с крылатыми ракетами и прочим вооружением и строя военные базы, перекрывающие и воздушное пространство своими ЗРК, ЗРС и базирующейся там авиацией, и дальнобойными береговыми ПКРК со сверхзвуковыми и в скором времени гиперзвуковыми тяжелыми ПКР. Страна, имеющая 7000 морских миль арктического побережья, рассматривает регион как ключ к своему долгосрочному экономическому успеху. Президент Владимир Путин в 2017 году оценил минерально-сырьевую базу региона в 30 трлн. долл. Ну разве в США могут стерпеть такое? Ведь над их личными ресурсами какая-то другая сверхдержава находится!

На февральском слушании в подкомитете Конгресса по транспорту и безопасности на море заместитель помощника Госдепартамента США по европейским и евразийским делам Майкл Мерфи заявил, что военное наращивание России в Арктике угрожает северному флангу Соединенных Штатов и НАТО. Хотя Россия сотрудничает в области ликвидации разливов нефти и поисково-спасательных операций, США с подозрением относятся к действиям страны, особенно в создании арктической базы и установке береговых ракетных батарей, радаров раннего предупреждения и средств ПВО, говорится в показаниях Мерфи.

«Наращивание российской военной мощи в Арктике имеет последствия и за ее пределами», — сказал он.

«С геостратегической точки зрения Арктика и Северная Атлантика неразрывно связаны. Арктика предоставляет российским кораблям и подводным лодкам доступ к важнейшему военно-морскому узлу: разрыву Джук, который играет огромную роль в стратегии обороны и сдерживания НАТО. Подводные трансатлантические кабели также проходят через этот район».

«Короче говоря, северный фланг НАТО должен еще раз привлечь внимание Соединенных Штатов и их союзников», — добавил он.

Аналогично своим опасениям за свободу судоходства в Южно-Китайском море, ставшем горячей точкой в китайско-американских отношениях, США ставят под сомнение попытки России заставить грузоотправителей использовать российских лоцманов и оплачивать использование Северного морского пути, проходящего через исключительную экономическую зону России. Россия вложила значительные средства в ледоколы, чтобы сохранить Северный морской путь открытым как можно дольше каждый год, и поэтому страна рассматривает его как что-то вроде платной дороги.

«Ограничения России на свободу судоходства по Северному морскому пути не соответствуют международному праву», — сказал Мерфи. О том, что Севморпуть практически весь проходит либо в исключительной экономической зоне России, либо в территориальных или прилежащих водах, и Россия имеет на это на все полное право, да еще и несет ответственность и расходы на содержание СМП, Мерфи, конечно, забыл упомянуть.

В общем, беспокоятся они, понимаешь ли, за наш Севморпуть. И чем больше там будет товарогрузооборот (а он растет как на дрожжах и намного перекрывает советские пиковые показатели уже не первый год), чем сильнее он будет укреплен, тем больше будет беспокойство. Важно укреплять еще лучше, чтобы беспокойство не перерастало стадии кусания локтей от зависти. А что до постройки американцами ледоколов, то пусть, конечно, строят или покупают. В Арктике работы всем хватит, особенно если не лезть, куда не просили.
Добавил Беломор Беломор 21 Июня 2020
проблема (7)
Комментарии участников:
V.I.Baranov
-1
V.I.Baranov, 21 Июня 2020 , url

Ну умрут и что за беда? Будут янки вдоль севморпути летать на российских кораблях! В космос же их россияне доставляют......)))



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать