Изменения полномочий президента РФ создадут задел для новой политической системы
Поправки в статью 83 Конституции РФ создадут новую «суперпозицию» центров влияния в структуре российской исполнительной власти, считает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
источник: rueconomics.ru
Поправки адаптируют Россию к новым реалиямВ федеральном конституционном законе по поправкам в Конституцию РФ, за который россияне проголосуют 1 июля, центральным моментом являются изменения в статью 83. Они качественно поменяют полномочия президента РФ.
Благодаря поправкам вводится новая система назначения председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров, судей высших судов и аудиторов Счетной палаты РФ. Благодаря этому возрастут возможности Государственной думы РФ и Совета Федерации РФ влиять на формирование органов российской исполнительной власти.
Если вспомнить послание президента РФ Владимира Путина от 15 января, которое и дало старт конституционному процессу, то это было его основным наполнением, а остальное уже является предложениями со стороны общества.
источник: rueconomics.ru
«Голосовать мы начинаем с четверга, пусть и конечной датой голосования является 1 июля. Что касается статьи 83 Конституции РФ, то ради этого поправки и анонсировались Путиным. В январе создалось впечатление, что президент РФ пытается создать новый баланс между федеральными органами власти – новую «суперпозицию» центров влияния. И в этом отношении важно, чтобы президентские полномочия были скоординированы и перераспределены вместе с полномочиями других федеральных органов власти», — констатирует Солонников.
По словам Дмитрия Владимировича, на 15 января далеко не всем было очевидно, к чему может привести пандемия COVID-19, но правительство и президент РФ обладали достоверной информацией и смогли сделать точный прогноз по коронавирусу.
«Вне сомнений, у российского руководства была информация по коронавирусу и связанным с ним структурным изменениям в мире. В данной ситуации разговор идет о том, что России нужно модернизировать структуру управления и повышать ответственность разных центров силы за принимаемые ими решения и за их исполнение», — заключает Солонников.
Именно это, как полагает политолог, мы видели в период карантина, когда российский президент довольно жестко требовал от федеральных органов власти реализации их полномочий и выполнения прямых обязанностей.
источник: rueconomics.ru
«Повышение ответственности и эффективности работы федеральных властей является тем базовым принципом, который вкладывался в поправки в Конституцию РФ. Видимо, они и были основной целью изменения системы управления нашей страной в современных сложных геополитических условиях», — резюмирует Солонников.
Меняется мир и меняются требования, по которым Россия будет жить дальше, что и привело к конституционным изменениям.
«Они повышают требования к федеральным органам власти. Теперь важно, насколько быстро и эффективно власти будут принимать решения. Данная идеология и вкладывалась в поправки в Конституцию РФ», — констатирует Солонников.
Поправки дадут шанс российским партиямВ результате мы получим новую модель формирования Правительства РФ, где за президентом останутся генеральные вопросы внешней и внутренней политики, а экономическое развитие станет прерогативой Государственной думы РФ. Нижняя палата российского парламента начнет отвечать за назначение министров экономического и социального блоков.
источник: rueconomics.ru
Перед нами нормальная практика, которая существует в современных развитых странах и представляет собой основу консенсуса между самыми разными внутренними политическими силами.
Только у нас все партии, за исключением «Единой России», привыкли ни за что не отвечать и не участвовать в формировании Правительства РФ. Более того, у них нет экономической и социальной программ, если не брать лозунги и популизм. Из-за этого возникает вопрос, готова ли к таким изменениям в Конституции РФ российская партийная система, сформировавшаяся еще в девяностые годы.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в России существуют партии вождистского типа, причем их появление уходит в начало российского парламентаризма.
«У нас партия тем сильней, чем крупнее ее лидер, однако главной функцией партии является создание связи между политической и экономической элитами, но в России такой потребности не было, поскольку обе эти группы возникли недавно и из одних и тех же людей. Поэтому усиление значения Государственной думы РФ дает российским партиям функцию – зачем они вообще России нужны», — заключает Журавлев.
источник: rueconomics.ru
Именно этим и объясняется предложенное Путиным разделение федеральных министров по специфике утверждения их кандидатур. Российский лидер решил придать Госдуме РФ новые полномочия, повышающие уровень компетенции политических партий.
«Российские партии до некоторой степени – у нас все равно остается президентская республика – получат возможность влиять на принятие политических решений. Это важно для нашей экономической элиты, поскольку кабинет министров в первую очередь является экономическим, а не политическим органом», — резюмирует Журавлев.
Последнее сложилось еще во времена СССР, поэтому новые поправки дадут партиям возможность оказывать влияние на работу государства.
источник: rueconomics.ru
«Перед нами задел для новой политической системы, в которой партии будут играть более значимую роль. Пока у них не появится функций, они не смогут этого делать. Без таких функций они останутся «политическим детским садом», — констатирует Журавлев.
Поэтому поправки в Конституцию РФ значительно обновят российскую политическую систему.