В ВШЭ началась вторая волна увольнений преподавателей из "черного списка" нелояльных власти

отметили
31
человек
в архиве

Николай Подосокорский 2020-07-07

3 июля студенческий журнал Doxa и The Insider написали, что из Высшей школы экономики планируют уволить оппозиционно настроенных преподавателей. В частности, старший преподаватель Школы философии НИУ ВШЭ Виктор Горбатов сообщил журналистам, что оппозиционно настроенные преподаватели двух университетских школ — Школы философии и Школы культурологии — попали в список «неблагонадёжных» и могут быть уволены. Всего, по данным Горбатова, руководство ВШЭ готовится сократить 22 ставки: 15 ставок в Школе философии и ещё семь — в Школе культурологии. По словам Горбатова, его «взяли на карандаш», также ему дали совет «не высовываться». По мнению Горбатова, в «чёрный список» ВШЭ попали преподаватели, которые подписывали открытые письма в поддержку политзаключённых и профессора Гасана Гусейнова.

источник: pp.userapi.com

Существование списка подтвердили ещё несколько преподавателей ВШЭ. В частности профессор Гасан Гусейнов сообщил DOXA: «Будущий руководитель новой Школы филологических наук Евгений Казарцев прямо сказал, что руководство поставило перед ним задачу очистить школу от тех, кто вредит репутации ВШЭ и, как он выразился, „ведет политическую пропаганду в соцсетях“». В самом вузе эту информацию опровергли, но очень скоро она подтвердилась.

Уже 6 июля из Высшей школы экономики уволили академического руководителя образовательной программы «Культурология» доцента Ольгу Рогинскую из-за ее поста в фейсбуке и интервью о предстоящих сокращениях в вузе.

Константин Эггерт в своей колонке на сайте «Deutsche Welle» написал: «Угроза увольнения независимо мыслящих преподавателей Высшей школы экономики — очередной сигнал Кремля обществу: „Сидите тихо!“» По словам Эггерта, «все последнее время скандалы, связанные с ВШЭ, носят явно политический характер. В прошлом году того же Гасана Гусейнова обвинили в нанесении ущерба репутации университета за вполне безобидные высказывания в соцсетях о плачевном состоянии современного русского языка. А после кампании в защиту студента Егора Жукова, попавшего под суд за высказывания в видеоблоге, студентам и профессорам ВШЭ пытались запретить вообще высказываться публично на политические темы. То есть тот самый неприятный осадочек из старого анекдота уже накопился, несмотря на заверения руководства ВШЭ в приверженности принципам академической свободы».

«Страх нынешних чиновников от образования и культуры перед гневом Кремля будет только усиливаться. Ведь теперь, после „триумфального“ голосования за так называемые поправки в конституцию, заказ со Старой площади будет на тишь, гладь, Божью благодать и всеобщее единодушное одобрение всего во всех областях общественной жизни. Иначе что же это за триумф? В этом смысле, возможные „запреты на профессию“ в ВШЭ — один из первых, но далеко не последний признак наступающих перемен», замечает колумнист.

Сегодня стало известно об уходе из ВШЭ, все по той же причине поддержки опального профессора Гусейнова и других открытых писем, филологов Ильи Кукулина и Марии Майофис. Вот что об этом написал сам Кукулин в своем фейсбуке:

«Дорогие друзья, думаю, что после вчерашнего собрания Школы культурологии и Школы философии Высшей школы экономики мы с Maria Maiofis уже можем рассказать о наших делах и планах. Как мы уже говорили некоторым из вас приватно, с 1 сентября мы с Машей уже не будем работать в Школе культурологии ВШЭ – точнее, в преобразованной Школе философии и культурологии. На этом собрании руководитель Школы культурологии и Лаборатории социокультурных исследований ВШЭ Виталий Анатольевич Куренной обрушился с критикой на тех преподавателей, которые «своими действиями навлекают на Высшую школу экономики крайне негативные эффекты» — насколько можно судить по его предыдущим выступлениям на заседаниях Школы, он имел в виду тех преподавателей, кто подписывал в минувшем учебном году открытые письма. Виталий Анатольевич сообщил, что ВШЭ действует в «очень сложной стране» и с этим нужно считаться. Далее он сказал (цитирую дословно): «Надо принимать решение: либо мы что-то делаем, либо, как граждане мира, мы должны принимать какие-то другие решения». В соответствии с уже устоявшейся в течение июня-начала июля практикой реформирования Факультета гуманитарных наук, имена увольняемых преподавателей не называются, но, кажется, Виталий Анатольевич сделал все возможное, чтобы мы себя узнали и в этих его фразах, и в его сетованиях на тех преподавателей, которые якобы не хотят работать в команде.

Предстоящие сокращения никак не проговариваются публично. Вместо этого на собраниях школ (подразделений Факультета гуманитарных наук) руководители упоминают абстрактных сотрудников — без называния имен — которые «навлекают негативные эффекты» или «ведут политическую пропаганду в соцсетях»; те же администраторы говорят, что ни рейтинги у студентов, ни качество академических публикаций не будут определять кадровых решений. По-видимому, предполагается, что преподаватели будут терпеливо ждать, оставят их или не оставят, а если не оставят, то какие предложения им сделают – и поэтому будут пока молчать.

Произошедшее вчера в финале заседания двух Школ публичное отстранение Ольги Олеговны Рогинской от должности руководителя бакалаврской образовательной программы „Культурология“ показало нам, что кадровые решения в новой Школе могут быть приняты по сугубо субъективным критериям и вдобавок совершенно молниеносно. Работать под таким дамокловым мечом, признаться, было бы совершенно невозможно.

Мы чувствовали себя в Школе культурологии совершенно на своем месте и довольно долго разрабатывали и «обтачивали» курсы, в наибольшей степени соответствующие интересам студентов и современного академического рынка труда. Кажется, эти курсы получились вполне осмысленными – по крайней мере, если судить по студенческим отзывам. Сейчас руководители разных уровней делают нам намеки, чтобы мы попробовали найти себе работу в других структурных подразделениях ВШЭ, но я плохо умею понимать намеки и не уверен, что они относятся именно к нам, а кроме того, почти во всех подразделениях Факультета гуманитарных наук идут сокращения, и мы не можем быть уверены, что, придя на какое-либо преподавательское место, не отнимем зарплату и должность у кого-либо из наших коллег. Предполагаю, однако, что после этого моего поста руководители структурных подразделений ВШЭ будут говорить, что Марию Майофис и меня никто увольнять вообще из ВШЭ не собирался. Нас и многих других наших коллег вынуждают ждать решения своей судьбы или хлопотать за себя, срочно придумывая разнообразные научные проекты, в ситуации полной неопределенности и часто меняющихся указаний администрации – хотя преподавательские отпуска уже начались, и нам нужно было бы или дорабатывать старые курсы, или разрабатывать новые. Кроме этого, летние месяцы мы всегда используем для того, чтобы работать над собственными научными публикациями.

Не исключаю, что за претензиями к нам со стороны руководителей ВШЭ стоит непроговоренное подозрение в том, что мы ведем со студентами в стенах Вышки какие-то политические разговоры или осуществляем политическую агитацию. Если эти подозрения есть, они напрасны (я опровергаю их не для того, чтобы вступить с кем бы то ни было в переговоры об уже принятых кадровых решениях – эти решения, насколько я понимаю, уже не могут быть пересмотрены – а только для того, чтобы читающие этот пост понимали, как устроена ситуация на самом деле). Мы понимаем, что исследования в сфере гуманитарных наук ХХ—XXI веков имеют собственные политические значения, но мы никогда не вели на занятиях дискуссий о текущих политических процессах – потому что мы преподаем не политологические дисциплины. На протяжении одной пары – 1 час 20 минут – мы обычно едва успевали рассказать собственно о тех научных проблемах, которые должны были обсудить в соответствии с учебным планом. Мы всегда отделяем наши личные политические взгляды от преподавания. Мы никогда не зафренживали в соцсетях наших студентов, пока они не закончат все наши курсы и не сдадут нам все экзамены – в частности, для того, чтобы не привлекать их внимание к тому, что мы пишем в социальных сетях. У нас всегда был торжественный день после вручения дипломов, когда мы зафренживали наших – теперь уже бывших – студентов, которые просили о том, чтобы мы включили их в список своих френдов.

Однако для нас дорога академическая свобода мысли. Больше всего нам с Машей досталось от руководителей разных уровней за то, что мы подписали письмо протеста против решения Этической комиссии ВШЭ об известном посте Гасана Гусейнова. Когда мы подписывали это письмо, нашей целью было не защитить Гасана Гусейнова персонально, а присоединить свой голос к голосам тех, кто считал это решение опасным прецедентом, ограничивающим свободу слова и свободу мысли для произвольно выбранных преподавателей ВШЭ. К сожалению, для этих опасений и сейчас сохраняются существенные основания.

Огромное спасибо нашим коллегам-друзьям из Школы культурологии, которые были с нами все эти годы и поддерживали нас в работе и в жизни. И огромное спасибо – всем нашим студентам, которые у нас учились: с вами было тепло и интересно.

Мы желаем нашим студентам мужества и терпения в нынешней ситуации. Мы вас уже многому научили (и сами у вас многому научились – для нас обоих это очень важно), и надеемся, что то, о чем мы вам рассказывали, поможет вам учиться и дальше.

Я понимаю, что в связи с пандемией ситуация на рынке труда очень плохая, но тем не менее скажу, что мы – Мария Майофис и впс – открыты для предложений. Мы надеемся и дальше преподавать в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке), но будем рады заказам на учебные и просветительские курсы, статьи, рецензии и другие материалы».


_______________

Напомню, что это уже вторая волна наступления на академические свободы в ВШЭ. В ходе первой, которая случилась год назад, из вуза были уволены казавшиеся руководству нелояльными политологи. В частности, работы в университете лишился известный политолог-регионалист Александр Кынев.

Кынев в интервью в изданию Znak в июле 2019 года сказал следующее: «С одной стороны, есть очевидная попытка вмешательства государства в сферу гуманитарных наук. Как я уже отметил, мы знаем, что руководители вузов регулярно получают сигналы и звонки из самых разных инстанций власти, которым может не понравиться интервью или исследование того или иного преподавателя. По поводу каждого из нас постоянно кто-то звонит и жалуется. Мы знаем, что при вузах есть кураторы спецслужб, которые вмешиваются в учебный процесс, пытаются давить. Это стало нормой жизни. С другой стороны, внутри вузов идут постоянные интриги, и недовольство в отношении преподавателей со стороны власти может использоваться как аргумент, чтобы избавиться от неугодных. Допустим, есть какой-то профессор, который не нравится какому-нибудь проректору.

А тут на него еще и жалуются из ФСБ. Это же прекрасный повод выдавить его из вуза, причем сделать вид, что это не его решение, а давление сверху. То есть типичные интриги в научной среде еще и усугубляются: кто-то пытается выслужиться, кто-то — сделать карьеру, кто-то — пристроить нужных друзей. Что касается гонений вообще на гуманитарные науки, то, например, известны случаи отъездов из страны видных экономистов. Можно вспомнить и Сергея Гуриева, и Владислава Иноземцева, и Константина Сонина, и многих других. И экономику, и социологию, и философию постигают те же проблемы, что и политологию. Если сокращается поле для инакомыслия, если все точки зрения делятся на правильные и неправильные, все рассматривается через призму личной преданности, а если ты не предан, то, может быть, ты враг и шпион. Конечно, в таких условиях ни одна наука нормально существовать не может. Если фактор лояльности стоит на первом месте, то он уничтожает любую науку».

Добавил Базон Хикса Базон Хикса 10 Июля 2020
проблема (6)
Комментарии участников:
Базон Хикса
+10
Базон Хикса, 10 Июля 2020 , url

Ну и отлично. Нефиг всякую шваль за госсчет кормить, чтоб она нашему молодняку мозг загаживали.

Haifi
+3
Haifi, 10 Июля 2020 , url

У государства много не брали. Сорос платил.

V.I.Baranov
+9
V.I.Baranov, 10 Июля 2020 , url

Давно пора. Высшая школа не место для выращивания антироссийской поросли!

terminator
+2
terminator, 10 Июля 2020 , url

+1 ничессе они там на народные бабки хотят сидеть но при этом активно срать на этот самый народ что их содержит. Не зажралась ли эта академическая элитка?

Ну хорошо чистят, как и деятелей искусства. На госбабки пусть делают то что нужно и полезно государству. А если хотят быть оппозиционными всеми такими — пусть дуют в коммерческие структуры и соответственно денег у государства не берут.

tooZ
+4
tooZ, 10 Июля 2020 , url

А вот и семочка.

tooZ
+10
tooZ, 10 Июля 2020 , url

договорились.

так чем же тебе дороги бездарности, которые преподают в ВШЭ?



V.I.Baranov
+2
V.I.Baranov, 10 Июля 2020 , url

Ошибаетесь, батенька! Он Вам этого не простит! Это оно раньше Сёмочкой было, а теперь… считает себя ГОСУДАРЁМ! Прогрессирующее величие, против него не попрёшь! Не надо больше его Сёмочкой называть, а то Золотая рыбка вернёт его повредившуюся голову ГОСУДАРЯ к разбитому корыту.....))))

RussiaRulit
+4
RussiaRulit, 10 Июля 2020 , url

Не совок, просто нехер, злобных упырей русофобов к студентам допускать. 

свидетель из
+5
свидетель из, 10 Июля 2020 , url

Наконец-то экономиксистов решили подвинуть!

truth
+5
truth, 10 Июля 2020 , url

Haifi
+4
Haifi, 10 Июля 2020 , url

Бедняга, так и не смог русский осилить.

Haifi
+3
Haifi, 10 Июля 2020 , url

Даже деньги Сороса не помогли...

truth
+8
truth, 10 Июля 2020 , url

Слова преподавателя ВШЭ об «оккупированном быдлом» Крыме возмутили Госдуму : 

В частности, он написал о том, что «полуостров оккупирован быдлом», а «Коктебель превратили в преисподнюю». Среди главных особенностей региона Мартынов отметил «жлобство» и «желание надуть лоха».

Кирилл Мартынов — доцент кафедры онтологии, логики и теории познания. Он трижды признавался лучшим преподавателем ВШЭ в 2011, 2013 и 2014 годах.

truth
+7
truth, 10 Июля 2020 , url

Созданная на деньги Фонда Сороса Высшая школа экономики — кузница кадров агентов западного влияния 

Среди прочего Кузьминов особенно выделил следующее: «Еще есть набор обязательных знаний нового поколения, который сейчас активно обсуждается применительно к общеобразовательной школе. Это три компонента: иностранный язык, знания в области финансов и знания в области права. Сейчас общеобразовательные школы и техникум выпускают людей практически без этих знаний… Фактически мы выпускаем социальных дебилов, то есть людей, которых могут «развести» в важнейших для них вопросах: трудоустройстве, продаже своей квартиры, взятии кредита».

Кроме того ректор ВШЭ считает, что английский язык не должен быть иностранным в России (т.е. должен преподаваться чуть ли не как родной). Он озабочен умением детей делать себя заметными, о знании фундаментальных дисциплин речи не идет.

Что ещё можно ожидать от отпетого русофоба с многолетним успешным стажем? Ни для кого из правых консерваторов не секрет, что созданная последним указом уходящего премьера Егора Гайдара, ВШЭ изначально собрала в своих рядах видных деятелей ельцинских реформ, западных консультантов и призвана была нести вполне определённые, леволиберальные взгляды на будущее страны.

Начало нового дела облегчила поддержка Фонда Сороса. Именно на его средства раскрутилась русофобская ВШЭ. Свою деятельность Фонд Сороса направлял на изменение мировоззрения людей, насаждение леволиберального образа жизни и перекачку интеллектуального и материального потенциала России за границу. В 1991 году Евгений Ясин и Ярослав Кузьминов (был также директором фонда Сороса «Культурная инициатива») начали создавать концепцию нового вуза. Если в 1990-е годы такое развитие в значительной мере осуществлялось на западные гранты, то в последние годы оно финансируются преимущественно за счёт тех доходов, которые ВШЭ получает от платных образовательных и якобы исследовательских услуг по заказу Правительства России.

В первую очередь, ВШЭ стала разработчиком долгосрочных концепций развития страны, таких как Стратегия-2010 и Стратегия-2020, которые, с одной стороны, манифестируют основные догматы либеральной доктрины, с другой — содержат набор совершенно разрозненных предложений без продуманных механизмов их реализации. Стратегия-2020, призванная стать основой курса президента Путина после 2012 года, обнаружила свою полную интеллектуальную несостоятельность, оказавшись совершенно оторванной от реальности кризисной России.

Однако другое, не менее одиозное, детище ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова — реформа образования — реализуется самым последовательным образом. По сути, ВШЭ стала идейным штабом реформы, куда неизменно сходятся её нити, несмотря на смену фигур в министерских креслах. Именно в кабинетах ВШЭ готовились методические рекомендации по введению ЕГЭ, Болонской системы, предполагающей полный разрыв с российской и советской традицией образования и создание школы двух коридоров: для немногочисленной элиты и для массы людей-функций, «квалифицированных потребителей», по словам бывшего министра Фурсенко.

Министры образования сменяли один другого, но дело модернизации оставалось живее всех живых…Пристальный взгляд обязательно обнаружит, что все идеологические, кадровые и финансовые пути реформ образования так или иначе проходили через Высшую школу экономики, вокруг которой в 2000-е годы начинает кучковаться сплочённая группа «модернизаторов».

В декабре 1999 года Высшая школа экономики наряду с четырьмя другими лицами-учредителями создаёт фонд «Центр стратегических разработок», который и приступает к разработке стратегии развития России, и в первую очередь — программы реформы образования. Организацию возглавляет Герман Греф, а вице-президентом фонда оказывается супруга Кузьминова — Эльвира Набиуллина, будущий министр экономразвития и нынешний председатель ЦБ. Воистину, эта супружеская чета внесла неоценимый «вклад» в дело модернизации российского образования. Самого же Ярослава Кузьминова называют «крёстным отцом» модернизации, главным её идеологом и разработчиком.

5 июля 2016 года в Москве прошло заседание рабочей группы при Экономическом совете при президенте по направлению «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост». Одним из главных докладчиков был ректор ВШЭ Кузьминов, представивший совершенно русофобский доклад «Человеческий капитал как ресурс развития России в среднесрочной и долгосрочной перспективе».

Суть доклада: человеческого капитала в России нет, поэтому никаким ресурсом он не является и являться не может.

Высшая школа экономики (ВШЭ) заявила, что не имеет отношения к проекту новой Конституции России, который разрабатывается по инициативе экс-главы ЮКОСа, создателя общественного движения «Открытая Росси» Михаила Ходорковского. Что интересно, в проекте Ходорковского участвуют эксперты, которые работают в ВШЭ, но сама «Вышка» как бы находится «вне политики и не подключается к личным проектам каких бы то ни было участников политического процесса», говорится в заявлении её пресс-службы.

Anton-f
+3
Anton-f, 10 Июля 2020 , url

А что им мешает открыть собственную школу экономики, частную, откуда никто не уволит уже?

Зачем они цепляются за государственные деньги? Ведь понятно что если государство платит, оно будет и требования выставлять — очевидная вещь.

wow
+3
wow, 10 Июля 2020 , url

Тогда срач будет не развести))

terminator
+1
terminator, 10 Июля 2020 , url

которым может не понравиться интервью или исследование того или иного преподавателя

 преподаватель должен преподавать и заниматься наукой, а не лезть своим рылом в госуправление и не заниматься пропагандой взглядов, к чему это привело вон можно посмотреть на примере америки. Академики и мыслители уже было дело в один момент истории натворили дел.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать