Турция «зализывает рану» в Ливии: за «Панцири» отомстили на «Ястребах»
9 июля 2020
источник: img5.eadaily.com
После короткой передышки военное противостояние между Ливийской национальной армией (ЛНА) маршала Халифы Хафтара и поддерживаемым Турцией Правительством национального согласия (ПНС) под руководством Фаиза Сараджа вновь вступило в активную фазу. Её точкой отсчёта комментаторы называют 5 июля, когда, предположительно, авиация ЛНА нанесла несколько точечных ударов по находящейся под управлением Турции авиабазе «Аль-Ватия» в западной части Ливии, в 140 километрах к югу от Триполи.
Согласно данным военных источников, в результате были уничтожены размещённые на военно-воздушном объекте турецкие зенитные ракетные комплексы MIM-23 Hawk («Ястреб») американского производства, несколько радаров и система радиоэлектронной борьбы KORAL. Турецкие государственные СМИ подтвердили атаку и значительный ущерб после авианалёта, выдвинув в основные версию о том, что удары «на самом деле были нанесены самолётами Объединённых Арабских Эмиратов, взлетевших с базы „Сиди-Баррани“ в Египте». В связи с этим делаются прозрачные намёки на то, что таким образом Эмираты отомстили за потерю в середине мая как самой базы «Аль-Ватия», бывшей под контролем войск Хафтара, так и находившихся на ней зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» российского производства, поставленных арабской монархией ливийскому маршалу.
Хотя силы ПНС не располагают ресурсами для проведения обширных воздушных рейдов глубоко на территории, контролируемой ЛНА, Анкаре придётся каким-то образом отреагировать на это нападение, если она действительно хочет продемонстрировать, что привержена достижению «полной военной победы» над Хафтаром, о чём ранее не раз заявлял лично президент Реджеп Тайип Эрдоган. Турецкий официоз пока уклончиво отмечает, что «удары возмездия» последуют «в правильное время и в нужном месте».
Тем временем ситуация на наземном театре ведения военных действий в североафриканской стране начинает складываться не в пользу Турции и её союзника «на земле». Анкара сделала основную ставку на «исламистскую пехоту» — тысячи переброшенных из Сирии после переподготовки в турецких лагерях наёмников — с учётом приобретённого ими боевого опыта. Однако, по некоторым данным, в частности базирующейся в Лондоне неправительственной организации «Сирийская обсерватория прав человека» (SOHR), в последнее время в рядах протурецкого «пушечного мяса» в Ливии наметился разброд и определённый отток сил обратно в Сирию. Утверждается, что на северо-запад этой арабской республики, в регион Большой Идлиб (провинции Идлиб и Хама, части провинций Алеппо и Латакия), вернулось не менее 5 250 боевиков из общего числа 15 300, первоначально размещённых в Ливии. При этом SOHR указывает, что примерно 300 сирийских детей-солдат, несовершеннолетних лиц, всё ещё сражаются на ливийском фронте. Большинство из них были завербованы в поддерживаемой Турцией сирийской «умеренной» группировке «Султан Мурад».
Так или иначе, но Анкаре остаётся продолжить наступательные операции руками разношёрстной массы в виде местных формирований ПНС и действующих в союзе с ними сирийских боевиков. Взять портовый город Сирт и расположенную в 300 км к югу от него авиабазу «Джуфра» — две цели в Ливии, которые, по убеждению военно-политического руководства Турции, внесут перелом в общий ход войны на североафриканском театре, одними воздушными ударами без масштабной наземной операции не удастся. Но ни для массированных авианалётов, по образцу российских боевых действий в Сирии начиная с осени 2015 года, ни для крупной наземной войсковой операции у Турции в Ливии пока сил явно недостаточно.
Свою роль играют и жёсткие предупреждения со стороны соседнего Египта с его сильнейшей в арабском мире армией, где взятие турецко-исламистско-триполитанским альянсом Сирта и «Джуфры» назвали «красной линией», пересечение которой приведёт к вторжению египетских военных в соседнюю страну.
Как сообщало EADaily, в командовании ПНС указали, что авианалёты на «Аль-Ватию» были осуществлены «иностранными военно-воздушными силами». Триполи даст ответ на авиаудары, заявил 5 июля заместитель министра обороны ПНС Ливии Салах Намруш.
Именно с потерей «Аль-Ватии» началась серия неудач войск Хафтара на ливийском фронте. Формирования ПНС месяц назад, 3 июня, вытеснили подразделения ЛНА из международного аэропорта Триполи. Бездействующая уже несколько лет воздушная гавань в 25 километрах к югу от столицы перешла под контроль сил Сараджа. После потери 5 июня города Тархуна и расположенной рядом одноимённой авиабазы в 80 километрах к юго-востоку от ливийской столицы войска Хафтара уступили формированиям Сараджа ещё и район Аль-Вешки на пути к портовому городу Сирт. Единственным успехом Хафтара в последние месяцы стало взятие города Аль-Асаба в 120 км к западу от Триполи. Это произошло на фоне серии его неудач на фронте вслед за потерей 18 мая крупной авиабазы «Аль-Ватия» к югу от Триполи. Ливийский маршал развернул наступление на город Гарьян (80 км к югу от Триполи), оказавшееся, однако, безрезультатным.
Египет ранее призвал к прекращению огня в Ливии начиная с 8 июня в рамках выдвинутой президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси инициативы. Другие поддерживающие командующего ЛНА Хафтара внешние силы, включая Россию, Францию, Саудовскую Аравию, Объединённые Арабские Эмираты, приветствовали это предложение. Однако президент Турции Эрдоган, занявший сторону ПНС Сараджа, отверг мирный план Каира и высказался за продолжение военной кампании в североафриканской стране до «полной победы над Хафтаром».