Соединенные Штаты пока не будут вводить санкции против компаний, занимающихся строительством газопровода «Северный поток — 2» и второй ветки «Турецкого потока», в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), но не исключают рестрикций в будущем. Об этом говорится в распространенном в среду заявлении Госдепартамента в связи с включением этих трубопроводов в проекты, подпадающие под санкции в рамках CAATSA.
«Госдепартамент на данный момент не вводит никаких санкций в соответствии с разделом 232 CAATSA. Однако, если мы решим, что введение санкций в соответствии с разделом 232 является целесообразным в соответствии с этим обновленным руководством, мы без колебаний сделаем это», — поясняется в документе.
США призвали международные компании «пересмотреть свое участие» в строительстве российских трубопроводов. «Мы также продолжим координировать с союзниками и партнерами наши усилия по выполнению раздела 232 с целью избежать нанесения ущерба их энергетической безопасности или угрозе здоровью и безопасности населения», — утверждали в Госдепартаменте.
Условия введения ограничений
Как пояснили в ведомстве, санкции не будут вводиться за инвестирование или прямое участие в данных проектах до 15 июля 2020 года. Под рестрикции также не попадут те физические и юридические лица, которые «после 15 июля предпринимают разумные шаги по сокращению масштабов» своего участия в данных проектах. В Госдепартаменте пояснили, что рестрикции могут коснуться, в частности, «лиц, способствующих строительству или вводу в действие трубопроводов, как например, финансовые партнеры, операторы по прокладке трубопроводов и службы инженерно-технического обеспечения».
Кроме того, отмечается в заявлении, ограничения не касаются первой ветки «Турецкого потока», «которая предназначена исключительно для снабжения внутреннего рынка Турции природным газом». Санкции также не грозят тем, кто инвестирует, а также участвует в «штатном ремонте и техническом обслуживании трубопроводов, существующих и способных транспортировать коммерческие объемы углеводородов по состоянию на 2 августа 2017 года».
Основания для предпринятых действий
По версии внешнеполитического ведомства, Вашингтон «устраняет определенные растущие угрозы интересам национальной безопасности и внешней политики США, связанным с российскими трубопроводами для экспорта энергоресурсов». В Госдепартаменте утверждают, что России нужны трубопроводы для «создания зависимости» от поставок своих энергоресурсов и «использует эту зависимость для расширения своего политического, экономического и военного влияния и подрыва интересов национальной безопасности и внешней политики США».
Закон CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций») был принят в США в 2017 году. Он предусматривает применение правительством США ограничительных мер в отношении тех государств, которые заключают с Россией крупные контракты на закупку у нее оружия и военной техники.
Проект «Северный поток — 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Газопровод построен на 93%. Остановка в реализации проекта связана с тем, что в конце декабря 2019 года из-за санкций США швейцарская Allseas остановила работы по его строительству и увела свои суда. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что «Северный поток» будет достроен своими силами. В январе президент РФ Владимир Путин сообщил, что до конца текущего года либо в первом квартале следующего года работа будет завершена, и газопровод введут в эксплуатацию.
В конце 2019 года сенат Конгресса США одобрил законопроект об оборонном бюджете на 2020 финансовый год, который обязывает администрацию ввести санкции в отношении российских газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Затем его подписал президент США Дональд Трамп.