Кризис на Украине является результатом срежиссированного, профинансированного и организованного из-за рубежа государственного переворота в феврале 2014 года - Поспред РФ при ОБСЕ
Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 16 июля 2020 года
1103-18-07-2020
Уважаемый господин Председатель,
На прошлой неделе спецпредставитель Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе Х.Грау и глава Спецмониторинговой миссии (СММ) Я.Х.Чевик озвучили в этом зале оценки, которые подтвердили, что динамика урегулирования кризиса на Украине остается неутешительной. Оба признали, что прогресс незначителен, а по ряду сюжетов и вовсе отсутствует. Причина очевидна – сегодня в Киеве нет политической воли к реальному продвижению на пути к миру и общенациональному согласию. В последние месяцы можно наблюдать показательный тренд – усиление Украиной в начале мая своей представленности в Контактной группе и декларируемая готовность работать в режиме «24/7» так и не воплотились в практические договоренности и документы. Почти по всем аспектам урегулирования наблюдается имитация Киевом переговорного процесса, что вызывает лишь разочарование.
Все это неудивительно на фоне весьма противоречивых высказываний украинских политиков различных уровней. С одной стороны, Киев пытается убедить международное сообщество в якобы приверженности Минским соглашениям как «дорожной карте» урегулирования. С другой – участились заявления представителей Украины о необходимости пересмотра «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года, который, напомню, был одобрен резолюцией 2202 СБ ООН и признан международным сообществом в качестве безальтернативной основы политико-дипломатического урегулирования кризиса на Украине.
Реальность следующая. Спустя более пяти лет после подписания «Комплекса мер» ни одно из его положений полноценно не выполнено. Не реализовано и абсолютное большинство поручений «нормандского» саммита в Париже 9 декабря 2019 года. Недавние общие понимания, достигнутые 3 июля на встрече советников лидеров «нормандской четверки», были фактически дезавуированы представителями Киева уже 8 июля в ходе видеоконференции минской Контактной группы.
Сегодня представители Украины открыто заявляют о том, что не намерены осуществлять в Контактной группе прямой диалог с реальными представителями Донецка и Луганска, хотя такой диалог предусмотрен Минскими соглашениями. Отказываются от закрепленного в «нормандском» формате концептуального понимания необходимости синхронизированного продвижения в реализации мер безопасности и политического пакета. Наконец, с завидной регулярностью заявляют о желании переписать Минские соглашения как якобы «не отражающие текущие реалии». Все это красноречиво показывает суть подходов Киева к достигнутым в Минске договоренностям – любыми способами уйти от выполнения зафиксированных там обязательств. Более того, недавно в руководстве Украины и вовсе признались, что Минские соглашения нужны Киеву лишь для продолжения санкционного давления на Россию.
Ежедневно СММ фиксирует сотни нарушений режима прекращения огня в Донбассе. С тревогой наблюдаем, как на этом фоне командование так называемой Операции объединенных сил продолжает провоцировать военную напряженность. Характерный пример: 13 июля в окрестностях села Зайцево в Донецкой области группа украинских военных разведчиков покинула передовые позиции ВСУ и выдвинулась вглубь «серой зоны» в направлении позиций ополченцев – как сообщили в штабе, с неким «боевым заданием». Неясно, чем были продиктованы такие действия, которые привели лишь к новым жертвам и грозили очередной эскалацией. Подобные инциденты стали бы невозможными, если бы Киев ответственно подошел к согласованию в Контактной группе пакета эффективных мер, которые позволили бы обеспечить устойчивый «режим тишины». Речь идет не только о публикации приказов о прекращении огня, но и о запрете на осуществление разведывательных, наступательных и диверсионных действий.
«Завязли» дискуссии и относительно других поручений «нормандской» четверки – определения дополнительных участков разведения сил и средств, освобождения и обмена удерживаемых лиц и т.д. Весьма осторожный оптимизм вызывают разве что сюжеты по определению районов разминирования в рамках составления соответствующего обновленного плана, а также начавшиеся в Луганской области мероприятия по подготовке открытия двух пунктов пропуска через линию соприкосновения.
В то же время на одном из важнейших направлений урегулирования – политическом – полный застой. Об истинных намерениях Киева свидетельствуют его комментарии западному экспертному сообществу. Посыл в том, что несмотря на ход дискуссий в Контактной группе, политические положения «Комплекса мер» украинское руководство выполнять вообще не намерено.
Тот факт, что Киев лишь инсценирует свою активность на этот счет, подтверждает и пример с так и не состоявшимся запуском Консультативного совета в Контактной группе. Как уже неоднократно отмечалось, Киев сначала выступил соинициатором создания такой площадки для диалога с Донбассом, а затем устранился от реализации идеи. Приведу ещё один показательный случай – в конце июня украинская делегация в Контактной группе представила для обсуждения новую версию проекта закона об особом статусе Донбасса и наработки по включению в него «формулы Ф.‑В.Штайнмайера». Однако уже через две недели, 8 июля, первый заместитель руководителя украинской делегации, вице-премьер по реинтеграции А.Резников на площадке «Атлантического совета» опубликовал свою статью, где прямо заявил, что обсуждать особый статус Донбасса «нет никакого смысла». Киев, мол, отказывается делать это «из уважения к воле украинского народа».
Словом, власти Украины просто не собираются закреплять особый статус Донбасса на постоянной основе, как это предписано Минскими соглашениями, и отражать особенности самоуправления региона в конституции страны. Такой подход принялся оправдывать и министр иностранных дел Д.Кулеба, который высказался в духе того, что Украина «является независимым государством, а не бюро исполнения «хотелок» других стран». Странная риторика. Во-первых, потому, что обязанность провести конституционную реформу с учетом особенностей самоуправления Донбасса прямо вытекает из п.11 «Комплекса мер». И это обязательство Киев взял на себя добровольно. А во-вторых, на фоне обнародованных на прошлой неделе новых свидетельств грубого вмешательства США во внутренние дела Украины в период президентства П.Порошенко и осуществления в «ручном и телефонном режимах» внешнего управления из-за океана этой независимой страной.
Другой важный сюжет – местные выборы в Донбассе. Согласно п.4 «Комплекса мер», Киеву надлежит провести результативный диалог с представителями Донбасса в Контактной группе о модальностях проведения местных выборов, которые должны пройти в том числе в соответствии с законом об особом статусе Донбасса. В п.9 «Комплекса мер» подчеркивается, что местные выборы являются важнейшим элементом всеобъемлющего политического урегулирования. Однако 15 июля Верховная Рада приняла постановление «О назначении очередных местных выборов в 2020 году», которое открыто противоречит «Комплексу мер». В нем оговорено, что местные выборы в Донбассе не могут быть организованы, а их назначение обставлено рядом условий, включая предварительное обретение Киевом контроля над границей. Очевидно, что заполучить его надеются в результате установления военного контроля над территорией всего Донбасса. Такой подход идет вразрез с предписаниями п.9 «Комплекса мер», в соответствии с которым восстановление контроля над границей должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования при условии выполнения всех политических аспектов Минских соглашений, включая проведение конституционной реформы и предоставление отдельным районам Донбасса особого статуса на постоянной основе.
Таким образом, решение Верховной Рады – явная попытка украинского парламента нахраписто, не считаясь с буквой Минских соглашений, переписать «Комплекс мер». Ждем принципиальных оценок от госпожи Х.Грау, а также наших «нормандских» партнеров, взявших на себя роль гарантов Минских соглашений. Справедливо возникает вопрос – означают ли действия украинской стороны, что в Киеве всё же решили окончательно поставить крест на «Комплексе мер» и вообще отказаться от его выполнения.
В таких условиях совершенно очевидно, что иллюзорная активность Киева в Контактной группе служит лишь целям симуляции переговоров, а на деле – их максимальному затягиванию. Похоже, дальнейший саботаж Минских соглашений, на который покровители Украины, видимо, дали Киеву карт-бланш, полностью вписывается в планы и нынешнего украинского руководства. Вместе с тем это – опасный путь, ведущий в конечном итоге к «замораживанию» конфликта на востоке Украины на многие годы.
В очередной раз констатируем, что кризис на Украине является результатом срежиссированного, профинансированного и организованного из-за рубежа государственного переворота в феврале 2014 года, приведшего к вооруженному противостоянию в Донбассе и многочисленным страданиям миллионов мирных жителей.
Призываем международных партнеров, ОБСЕ и внешних кураторов Украины максимально воздействовать на ее руководство, чтобы побудить к действиям в интересах мира и гражданского согласия, в целях скорейшего выполнения «Комплекса мер» во всей полноте на основе прямого и устойчивого диалога Киева с Донецком и Луганском.
Уважаемый господин Председатель,
На прошлой неделе глава СММ Я.Х.Чевик сообщил, что Миссии удалось достичь понимания с представителями Донбасса относительно модальностей проезда наблюдателей через линию соприкосновения. Разумеется, при условии соблюдения медицинских мер, позволяющих обеспечить безопасность самих сотрудников Миссии и жителей региона в условиях эпидемии коронавируса.
Подтверждаем призыв к СММ активизировать работу не только в Донбассе, но и на остальной территории Украины. Особенно в свете задачи ее мандата осуществлять мониторинг и поддержку защиты прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Призываем СММ, а также государства-участников и профильные институты ОБСЕ обратить внимание на опубликованный недавно доклад МИД России о ситуации с правами человека на Украине, нарушения которых, к сожалению, давно носят системный характер.
Благодарю за внимание