25 лет назад в Кандагаре захватили российский Ил-76. Пилот самолета рассказал историю плена и побега

отметили
26
человек
в архиве
25 лет назад в Кандагаре захватили российский Ил-76. Пилот самолета рассказал историю плена и побега

25 лет назад, 3 августа 1995 года, в воздушном пространстве Афганистана истребители движения «Талибан» перехватили российский самолет Ил-76. На его борту были семь членов экипажа и груз оружия для правительственных войск. Россиян вынудили совершить посадку в захваченном талибами городе Кандагаре. Повстанцы забрали оружие, а пилоты оказались заложниками чужой гражданской войны и сложной политической обстановки. 378 дней плена, страха и неведения закончились героической историей побега на собственном самолете. Второй пилот того самого ИЛ-76, Герой России Газинур Хайруллин, ставший прототипом персонажа Владимира Машкова из фильма «Кандагар», поделился с «Лентой.ру»своими воспоминаниями.

Историю вашего пребывания в плену и побега активно вспоминали в 2010-м после выхода на экраны фильма Андрея Кавуна «Кандагар». Насколько картина близка к реальным событиям?

Газинур Хайруллин: Фильм хороший, я считаю, снят добротно, конечно, не без перегибов, но на то оно и кино, чтобы зритель смотрел. Я целиком, кстати, не видел, всегда фрагментами. Как-то, когда выступал в школе, мне тоже показывали кадры. Для меня это незаживающая рана. Я, признаться, совсем не люблю об этом говорить.

Почему вы оказались в тот день — 3 августа 1995 года — над территорий Афганистана?

Наша компания «Аэростан» регулярно совершала разные рейсы. До того мы летали из Объединенных Арабских Эмиратов, из Шарджи в Баграм, возили разные товары вроде текстиля, электроники и техники. А последние рейсы были опять же в Афганистан, но на этот раз в Кабул, куда мы летали из Албании. Мы летали в соответствии со всеми правилами. Албанцы и правительство Афганистана имели договоры о торговле. Что конкретно происходит в Афганистане, какие там политические события, мы не вникали. Наше дело маленькое — взяли груз в точке А и отвезли его в точку Б. Важно долететь в целости и сохранности. А тут летим мы в Кабул, и вдруг выходят с нами на связь. Я дословно не помню разговор, но смысл сводился к тому, что «Талибан» приказывает нам зайти на посадку в Кандагар для досмотра груза. Мы им пытались объяснить, что у нас груз для правительства Афганистана, а не для вас, но они были настойчивы. Поскольку рейс был не первый у нас, маршрут самолета знали и нас явно ждали. Разведка, наверное, хорошо отработала, знала, что на борту есть всякое-разное интересное. Хотя мы-то были уверены, что везем народно-хозяйственные грузы — аппаратуру, текстиль.

Как вас принудили к посадке?

Они подняли истребитель и опять вышли на связь. Военный самолет обозначился — дал понять, что будет сбивать. Пришлось садиться. Позже, уже в плену, мы познакомились с двумя этими летчиками-истребителями. Хорошие парни, образованные. Оба учились когда-то в Советском Союзе, в летном училище в Алма-Ате, хорошо говорили по-русски. Сочувствовали нам. Они неловко себя чувствовали во всей этой ситуации. Ну, им приказали, куда им было деваться? Они многодетные, с родственниками. Если бы не выполнили приказ, сами понимаете, что их ждало.

«Реальность оказалась хуже»

Что произошло после?

Я все в деталях не очень хочу вспоминать. В ящиках оказались патроны. Командира судна Владимира Шарпатова увели на допрос. Его там обвиняли, что мы чуть ли не вмешиваемся в дела Афганистана. А потом нас поместили под арест. Мы все надеялись, что сейчас как-то разберутся, что наша страна поможет, и через какое-то время мы полетим домой. Но реальность оказалась хуже. Мы там застряли.

В фильме Кандагар был некий афганец, который вам активно помогал. Был ли такой в реальности?

Забавно, кино всегда, видимо, пытается все понятнее обставить. Был такой Абдулла — его к нам приставили переводчиком. Мы все шутили над ним, что он двойной агент. Он вроде как нам друг и посредник между нами и талибами. Абдулла сообщал своему командованию о наших просьбах, доставал для нас еду и лекарства. Ну и шпионил за нами потихоньку — подслушивал, о чем мы говорим, какие у нас планы, не собираемся ли бежать, а если собираемся, то как. За настроением нашим тоже следил. У нас не все шло гладко. А в фильме «Кандагар» было, что Абдулла чуть ли не идеолог побега, но это не так, с ним мы такие вещи не обсуждали.

А как к вам относились местные жители, охрана?

Когда нас встретили после задержания, толпа была вне себя — орали, размахивали руками. Не в восторге были. Абдулла пересказывал разговоры на базаре — все-таки пленение экипажа самолета с оружием было неординарное событие в тех местах, и местные, конечно, обсуждали это. Но, как и везде, люди разные. Были такие, кто нас жалел и считал, что надо забрать самолет и отпустить нас домой. Другие говорили, мол, пусть бороды отпустят и живут среди нас, а еще была немалая часть населения, которая возмущалась, что с этими «шурави» (советскими) возятся — повесить бы в назидание другим, и все дела!

378 дней в плену. Как вы коротали время, что делали?

Это вспоминать сложно и неприятно. Трудно было, дни текли медленно. Мы пытались учить английский, заниматься спортом по мере возможностей. Сделали перекладину, помню, из железок, которые нашли на этом складе, где нас держали. Старались хоть как-то отвлечься. Первые полгода мы все ждали, что, может, договорятся с нашими — отпустят. Ну, реально — мы же не на войне, мы просто перевозчики грузов. Шли переговоры властей и авиакомпании с талибами, пытались с ними договориться и обменять нас на нужную им технику, товары или просто выкупить. Но время шло, и мы понимали, что вряд ли выпустят. Уж больно удобны мы стали для талибов. С одной стороны, как прикрытие — правительственные войска не будут бомбить. А с другой — пиар, как сейчас принято говорить: после нашего пленения о них весь мир узнал! До того мало кто слышал про движение «Талибан», какое-то пусть многочисленное, но сугубо местное формирование знали только военные специалисты. А тут делегации стали приезжать со всего мира. Да что говорить, я сам про них толком ничего не знал, хотя был в Афганистане много раз. Название слышал, а не вникал, подумаешь — какие-то боевики, а чего они там хотят, какая у них идея, было неинтересно.

....

Добавил Барин Барин 3 Августа 2020
проблема (5)
Комментарии участников:
Барин
+5
Барин, 3 Августа 2020 , url

История, то господа прелюбопытнейшая https://ru.wikipedia.org/wiki/Захват_самолёта_Ил-76_3_августа_1995_года

X86
+2
X86, 3 Августа 2020 , url

Нифига себе, у Талибан еще и истребители были. 

Sonny
+2
Sonny, 3 Августа 2020 , url

Действительно интересная история. Прям боевик.

Барин
0
Барин, 3 Августа 2020 , url

Захват Ил-76 в Кандагаре — захват коммерческого транспортного самолёта Ил-76ТД казанской компании «Аэростан» с семью членами экипажа на борту и грузом боеприпасов для войск «Северного альянса» силами движения «Талибан» в Афганистане. Известен героическим побегом экипажа на своём самолёте после 378-дневного плена.

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД борт RA-76842[2] с 7 членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле в рамках межправительственного соглашения с Албанией, вопреки решению СССР и РФ (как правопреемницы последнего) о прекращении поставок оружия, боеприпасов и топлива конфликтующим сторонам в Афганистане, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана (Албания)—Кабул (Афганистан) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда[3]. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем (по другим данным — двумя[4]) МиГ-21[5] движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами[3].

Барин
0
Барин, 3 Августа 2020 , url

16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег на своём же самолёте — через Иран в Объединённые Арабские Эмираты. При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс и топливо не было слито. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию через Среднюю Азию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в Шарджу (ОАЭ)[3][6][7].

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики вернулись в Казань.

Sportloto
0
Sportloto, 3 Августа 2020 , url

Не верю я как-то в спонтанный побег. Скорее всего была некая секретная договоренность с Талибаном.  А рассказ о побеге — некое прикрытие этой договоренности.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать