Российские ученые проследили за тем, какие социальные факторы влияют на успеваемость студентов-первокурсников и пришли к выводу, что их успехи в учебе сильнее всего связаны с кругом их общения. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба ВШЭ.
«Используя данные о динамике сетей дружбы, помощи и академической успеваемости, мы зафиксировали принципиальные различия в функционале этих связей. Так, мы показали, что обращение за помощью по учебе не приводит к росту успеваемости. А вот дружба с теми, кто хорошо учится — приводит», — заявила научный сотрудник Института образования ВШЭ София Докука, на которую ссылается пресс-служба вуза.
В последние годы социологи и специалисты в области образования начали детально изучать то, как различные социальные и психологические факторы влияют на успеваемость школьников и студентов.
К примеру, четыре года назад исследователи из Брауновского университета (США) показали, что цифровые гаджеты в целом негативно влияют на успеваемость детей. Аналогичные закономерности были открыты в том, как на успеваемость влияет семья, склонность к самостоятельному обучению и различные хобби.
Польза дружбы для учебы
Российские ученые изучили влияние одного из самых малоизученных факторов подобного рода — социальной среды, окружающей студентов или школьников. Как отмечает Докука, традиционно считается, что общение с отличниками и успешными студентами улучшает успеваемость других учащихся, однако точную силу этого эффекта и механизмы его работы никто еще детально не изучал.
Специалисты из ВШЭ попытались получить ответ на этот вопрос, проследив за тем, как два разных социальных фактора — дружба и взаимопомощь — влияли на успеваемость студентов-первокурсников экономического факультета ВШЭ. Для этого они несколько лет наблюдали за успехами и неудачами нескольких десятков добровольных участников эксперимента, после чего проанализировали собранные данные, используя специально созданную для этого математическую модель.
Как показали эти расчеты, изначально студенты не выбирали друзей по их успеваемости, однако со временем их успехи в учебе становились схожими. В частности, первокурсники, чье социальное окружение состояло из условных отличников и хорошистов, достигали высоких успехов в обучении. Аналогичным образом дружба со студентами с низкой успеваемостью впоследствии снижала оценки его изначально более успешных сверстников.
В противоположность к этому взаимопомощь не так сильно влияла на успеваемость студентов, как дружба, несмотря на высокую развитость подобного института повышения успеваемости в российских вузах. По этой причине ученые предполагают, что университетам необходимо развивать подходы, которые будут побуждать «проблемных» студентов дружить с теми однокурсниками, которые достигают высоких успехов в обучении, что будет повышать и их собственную успеваемость.
Читайте также:
Роспотребнадзор: студенты на занятиях в вузах должны носить маску
Ученые спрогнозировали возможность второй волны COVID-19 в начале учебного года
В Крымском федеральном университете начнут готовить специалистов по управлению дронами