«Для выполнения поручения президента РФ о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых с территории Российской Федерации в республику Кипр по ставке 15%, Минфин России 3 августа сего года начинает процедуру денонсации соглашения», — говорится в сообщении министерства.
Минфин отмечает, что счел нереализуемыми предложения Кипра при внесении изменений в налоговое соглашение. «Минфином России проведены переговоры с Минфином Кипра по внесению изменений в российско-кипрское соглашение об избежании двойного налогообложения в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. В ходе переговоров Кипр выдвинул свои предложения, проанализировав которые, Минфин РФ пришел к заключению, что по сути они размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также будут способствовать безналоговому выводу с территории РФ через Кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения», — говорится в сообщении российского министерства.
Переговоры без результатаПереговоры России и Кипра по изменению соглашения об избежании двойного налогообложении не дали результата, отметил статс-секретарь — замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. «В июне — июле этого года мы вели переговоры с кипрскими коллегами касательно пересмотра соглашения во избежание двойного налогообложения между Россией и Кипром с тем, чтобы уже с 1 января следующего года большинство выплат процентов и дивидендов из России на Кипр стали бы облагаться налогом у источника по ставке 15%. К сожалению, сегодня надо признать, что переговоры не дали результата. Поэтому сегодня мы запускаем процесс по денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром», — сказал Сазанов.
Он подчеркнул, что реструктурирование своих холдинговых структур через Кипр станет невыгодным, при этом выгоднее будет переводить эти структуры обратно в Россию. По словам Сазанова, правительство сделает юрисдикцию административных районов более привлекательной для перевода холдинговых структур в Россию. «Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов с тем, чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода соответственно структур холдинговых в Россию обратно», — отметил он.
Новое налоговое соглашение25 марта текущего года президент РФ Владимир Путин предложил повысить ставку налога с дивидендов, которые выводятся за рубеж, в офшорные юрисдикции, с 2% до 15%. Указанная мера требовала корректировки соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Глава государства поручил кабмину организовать такую работу. Путин предупредил, что Россия выйдет из подобных соглашений в одностороннем порядке, если заграничные партнеры не примут новые условия. Он пояснил, что начать следует с тех государств, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения.
1 апреля на совещании Путина с членами правительства премьер-министр России Михаил Мишустин сообщил о том, что реализацию поручения по налогообложению дивидендов, которые выводятся на зарубежные счета, российское правительство, как и обсуждалось президентом и премьером, начало именно с Кипра, и что кабинет направил властям островной республики письмо об изменении договора об избежании двойного налогообложения.
Источник в кипрском правительстве ранее сообщил ТАСС, что во время состоявшегося 2 июля второго раунда переговоров между финансовыми ведомствами двух стран о согласовании нового варианта налогового соглашения представители Кипра потребовали внести в документ ряд исключений. В том числе они настаивали на необходимости «освободить от повышенного налогообложения государственные компании, те предприятия, ценные бумаги которых котируются на бирже, а также юридических лиц, надзор за деятельностью которых ведут инвестиционные группы». Однако, по утверждению собеседника, «российская сторона посчитала, что предложенный круг компаний слишком широк».
Позиция Минфина РоссииПринимая во внимание тесные экономические и исторические связи между двумя государствами, российская сторона сформулировала варианты компромиссного решения этого вопроса и предложила оперативно в течение этой недели провести очные переговоры на Кипре с тем, чтобы выйти на решение, но получила отказ, сообщает Минфин России.
За время действия российско-кипрского соглашения этой юрисдикцией воспользовались многие российские компании. По разным оценкам, на Кипр было выведено в 2018 году более 1,4 трлн руб., а в 2019 году — более 1,9 трлн руб., говорится в сообщении Минфина РФ.
«Существующее налоговое соглашение с Кипром предусматривает очень привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5% или 10%, а на проценты по займам — до 0%. Это более чем в два раза меньше, чем соответствующая ставка в России (13-15%). Минфин предложил коллегам на Кипре поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, однако переговоры не увенчались успехом: партнеры пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями», — говорится в сообщении.
Российское ведомство было вынуждено начать процедуру по внесению в Госдуму федерального закона о денонсации. Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра этих соглашений, президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.