интересно посмотреть аналитику по оставшимся в импорте позициям — их принципиальная возможность к импортозамещению (типа кокосов/бананов/осьминогов) и соотношение замещаемых к внутреннему производству.
это даст понимание есть ли еще потенциал вытеснения импорта. и нужно ли оно еще
Потенциал есть и для кокосов, но нужды очевидно, что нет. Есть тренд на развитие органического сельского хозяйства, на районирование и селекционные работы, на рпзвитие аквакультур, племенных, семенных фондов, и, конечно, пищевой промышленности, упаковочной промышленности (тут есть много очень интересных инноваций). Так что поле для развития необъятно. И самое главное, есть куда и с чем расти и внутри, и на экспорт. Громадные рынки Азии и Африки все съедят.
экспорт это уже коммерциализация и конкуренция +- честная.
заполнение внутреннего спроса это ограниченная конкуренция/преференции для местных + продовольственная безопасность.
разные вещи
Везде «ограниченная конкуренция», и везде коммерция, и Господдержка есть и внутри, и в продвижении на экспорт. На самом деле никакой идеологической разницы. Но, если у вас конвертация и экспортные рынки, то и внутри положение конкурентнее, и наоборот, есть за плечами отечественный рынок, тогда вы конкурентнее и на внешних рынках.
Вопрос интересный. Полез искать. Нашел вот такую статью. Почти тоже самое но под другим ракурсом и чисто по продуктовому сегменту. Но с цифрами.
99% продуктов питания в российских магазинах произведены на отечественных предприятиях. Такое заявление сделал глава Минпромторга Денис Мантуров. Еще недавно такая доля казалось просто невозможной. Но действительно — российское продовольствие не только заставило капитулировать западные продукты в России, но и намерено потеснить их за рубежом.
Порядка 99% продуктов питания в магазинах РФ в настоящий момент имеют отечественное производство, заявил на днях министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
«Если вы помните 90-е годы, когда мы с вами в магазин приходили, было все импортное, включая огурцы, а когда сегодня ты приходишь, то у нас 99% продуктов российские. Я только рад», — сказал он.
Не преувеличивает ли министр результаты импортозамещения продуктов питания?
В торговых сетях X5 («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») доля отечественных товаров в торговых сетях X5 превышает 90% ассортимента, отмечает представитель X5 Retail Group.
В гипермаркетах «Лента» порядка 95% продуктов закупается в России.
«Доля товаров отечественного производства в отдельных категориях может достигать 98%. Доля импорта зависит от категории. 100% она составляет в экзотических фруктах, но значительно ниже, например, в капусте и так далее», — говорит представитель «Ленты».
В магазинах «Вкуссвила» доля отечественных продуктов составляет 90-93%.
А вот в продуктовом онлайн-супермаркете «Утконос» доля отечественных продуктов составляет 74,42%, отметил представитель компании. Наибольшая доля продуктов отечественного производства в 100% представлена в категориях «колбасная гастрономия» и «охлажденное мясо». Лидерами по доле продуктов российского производства также являются торты и пирожные (92%), молочные продукты (90%), хлеб (88%), заморозка (83%), диабетика (81%), сыры (79%), отмечает представитель «Утконос онлайн».
В «Окей» отказались предоставить информацию о доли импорта и местных продуктов, в «Азбуке вкуса», «Глобус Гурмэ», а также в «Диски», «Магните» и «Метро» тоже не ответили на запрос.
Исходя из данных сетей, получается, что в российских магазинах в целом доля отечественных продуктов все-таки варьируется от 75% до 95%. Но в целом ситуация в магазинах по сравнению с 90-ми годами, конечно, кардинально изменилась, что заметно невооруженным взглядом.
Расцвет импортных продуктов в России пришелся на нулевые.
«В постперестроечный период россияне буквально «гонялись» за импортными товарами. Казалось, что любой иностранный продукт более качественный. Например, в начале 2000-х доля импорта в мясе птицы составляла 70%», — отмечает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
Сейчас мясо — это как раз та категория, где доля отечественной продукции доходит почти до 100%, по крайней мере, по мясу птицы и свинины. Когда-то полки магазинов были завалены «ножками Буша», которые пользовались бешеной популярностью. После советского скромного ассортимента россияне просто хотели разнообразия и новых вкусов.
Теперь в России производится мяса птицы больше, чем могут потребить россияне, внутренний рынок насытился, и из-за чего цены на птицу теперь столь невысокие. Чтобы расти дальше, производители рвутся на новые рынки.
Теперь Минсельхоз работает над тем, чтобы снизить зависимость от импорта по племенному материалу для отечественного птицеводства. Доля импорта здесь доходит до 95-98%. Уже разработана подпрограмма по созданию собственного конкурентоспособного кросса бройлера, на которую из федерального бюджета стоимостью 5,1 млрд рублей.
«Со временем произошло перенасыщение импортом и пришло понимание, что российская продукция не уступает импортной по качественным и вкусовым характеристикам. Начался обратный процесс, — говорит Востриков. — Существенный толчок росту доли российской продукции на полке дали продэмбарго и программы господдержи. Не все из них на данный момент реализованы, но в целом за последние годы общая доля российских продуктов питания на прилавках сетей выросла до 70-100%».
«Уже в августе 2015, то есть через год после введения Россией эмбарго на импорт отдельных категорий продуктов питания, доля отечественных товаров в торговых сетях X5 превысила 90% ассортимента, а в ряде категорий приблизилась к 100%, например, в питьевом молоке, куриных яйцах, свежем мясе и т.д.», — отмечает представитель X5 Retail Group.
И такую тенденцию отмечают во многих торговых сетях.
Единственное, наверно, исключение — это «Вкусвилл».
«Что касается ситуации с импортозамещениемс 2014 года, то у нас процесс был обратный. Мы изначально строили ассортимент на отечественных продуктах до 99%, но по мере расширения ассортимента фруктов и овощей стали добавлять импортные продукты и пришли к оптимальной доле в 90-93%», — рассказывают в компании.
До введения Россией контрсанкций, доля импортных продуктов превышала треть, тогда как сегодня доля некоторых товаров отечественного производства достигла 95–100%, указывает Востриков. Причем, импортозаместить удалось по основным продуктам питания, такие как хлеб, мясо, сахар, крупы, яйца. Так, по данным ассоциации «Руспродсоюз», доля отечественной колбасы и муки сегодня превышает 98%, крупы — 99%. Рекордсменом по росту доли среди всех категорий, вошедших в доктрину продовольственной безопасности, стала российская соль.
При этом, покупатель в магазине визуально может не замечать, что почти вся продукция на полках — отечественная, наоборот, на первый взгляд, кажется, что очень много импорта. Однако, скорее всего, покупателей сбивают с толку английские названия.
«Иностранные названия продукции могут ассоциироваться у потребителей с импортом. Но это вовсе означает, что тот или иной бренд был привезен из-за рубежа.
Во-первых, многие транснациональные компании локализовали свои производства на территории РФ. И, фактически, те же известные шоколадные батончики давно производятся в России», — говорит Востриков.
Во-вторых, иностранные названия могут использовать исконно-российские производители. Этот чисто маркетинговый ход, который почему-то до сих пор процветает. Видимо потому, что он работает: еще остались люди, которые считают, что иностранное является синонимом качества. Хотя это уже не всегда так.
«Чтобы объективно оценить полку, необходимо более внимательно читать этикетку: на ней всегда указано место производства того или иного продукта, и по большинству категорий оно находится в пределах страны», — говорит Дмитрий Востриков.
Разве что в зависимости от сезона ситуация может меняться. Однако сезонный рост импорта характерен в основном для овощей и фруктов, так как некоторые из них из-за особенностей природно-климатических условий в России не произрастают, например, бананы.
«Традиционно больше импорта по овощам и фруктам в зимне-весенний период, когда предложения продукции прошлогоднего урожая и закрытого грунта на рынке недостаточно. Но уже в мае, когда предложение отечественной продукции на рынке увеличивается, ситуация меняется», — говорит Востриков.
На общую структуру эта сезонность, кстати, влияет не сильно.
«Сезонность незначительно влияет на изменение доли импорта и товаров местного производства. Например, в феврале 2019 года доля импорта в ассортименте «Утконос Онлайн» составила 17,21%, а доля отечественных продуктов, соответственно, 82,79%. В июле 2019 года 16,76% — доля импорта в ассортименте и 83,24% — доля продуктов отечественного производства», — отмечает представитель компании.
Это также можно объяснить расцветом овощей и фруктов в России на фоне эмбарго. Отличные результаты удалось добиться по выращиванию тепличных овощей, что и снижает зависимости от импортных огурцов и помидоров в весенне-зимней период. Сбор овощей, выращенных в защищенном грунте, в 2019 году оказался рекордным — примерно 1,3 млн тонн. Потому что фермеры модернизировали старые теплицы, а новые, построенные в 2018 году, начали выходит на полную мощность.
Полностью импортозаместить импортные яблоки России еще не удалось. Процесс выращивания и сбора урожая здесь тоже непростой. Однако до 2014 года вообще речи не было о массовой коммерческой продаже отечественных яблок. Все полки были забиты товаром из Польши. А в прошлом году в России было произведен рекордный объем плодов и ягод в 3,46 млн тонн. Это удалось благодаря закладке рекордных площадей садов.
Правда, чтобы достичь уровня самообеспечения в 60%, как прописано в доктрине продовольственной безопасности, этого недостаточно. Но это показатель растет и уже почти 40%. Планы российских садоводов по расширению площадей садов вселяют надежду на еще большие успехи. Крупнейший производитель яблок в России — «Сад — Гигант Ингушетия» планирует к 2023 году вдвое увеличить производство яблок (с 24 тыс. тонн в 2019 году до 55-60 тыс. тонн). И эти планы будут реализованы: в последние два года были заложены сотни гектаров садов, которые пока просто не вышли на этап плодоношения.
Вместе с тем удивляет 100% доля отечественного производства в категории питьевого молока и по молочным продуктам в рознице. Потому что статистика показывают высокую долю импорта молочных продуктов из Белоруссии.
Так, по данным «Союзмолока», при общем объеме ресурсов российского рынка молока в 39,8 млн тонн импорт составляет 7 млн тонн. Белоруссия лидирует по поставкам в Россию большинства видов молочной продукции. По творогу белорусы занимают почти 100% долю в импорте, по питьевому молоку и сливкам — 80%, по кисломолочной продукции — 93% и т.д.
«Белорусское молоко действительно составляет серьезную конкуренцию российским товарам, однако вместе с тем позволяет восполнять дефицит молока-сырья, который пока сохраняется в России», — отмечает представитель «Союзмолока» Мария Жебит.
Впрочем, уровень самообеспеченности России молочной продукцией составляет почти 82%, и это лишь на 8% меньше цели, прописанной в доктрине продбезопасности.
По рыбе точно есть, смотрел не так давно. Общий импорт до запрета был в 3-4 раза выше того что сейчас производить с помощью агрокультур пытаются.
Вроде как инвестиции есть в эту область, но там своих специфических проблем куча, которые нужно решить чтобы научиться все это делать как в норвегии.
Вот с рыбой у нас как то тухло. Субъективно. И вроде вваливают в нее постоянно, грозятся рыбную розницу строить… А все равно в магазине качество хуже чем в финке
Русская аквакультура" (до февраля 2015 года — группа «Русское море») — один из крупнейших производителей рыбы в России. Последние годы не были для нее простыми: так, весной 2015 года на фермах компании в Баренцевом море произошло нападение лососевой вши. Компания потеряла огромное количество рыбы, понесла многомиллионные убытки. Как будто этого оказалось мало – в июле того же года сгорел ее цех первичной рыбопереработки.
вот компания. уже купило несколько ферм в норвегии щаз вроде дела неплохо у них идут.
«Русская аквакультура» по итогам 2019 года увеличила чистую прибыль по МСФО на 42%, до 3,258 млрд рублей, говорится в сообщении компании. Выручка выросла в 2,7 раза — до 8,798 млрд рублей, скорректированная EBITDA увеличилась более чем в 3,5 раза, до 3,432 млрд рублей.
В 2019 году компания увеличила реализацию продукции в 2,7 раза, до 18,07 млн тонн.
а импорт был если не ошибаюсь около 200 миллионов тон. Т.е. так если прикидывать рост то может лет за 5-10 и доберутся до норм. показателей.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_аквакультура
вот они. качество изначально ни у кого не получается, когда-то и японские товары были ширпотребом.
Власти Ленобласти поддержат производителей рыбной продукции региона — РИА Новости, 05.08.2020
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2019 № 324
Росатом поставит по Севморпути 5 тыс. тонн мороженой рыбы
За первое полугодие производство рыбной продукции в России выросло на 7%
3-4, максимум 5 лет и будем вспоминать проблемы в рыбной отрасли как «ножки Буша»
Строятся заводы, рыбные хозяйства, много молоди, мальков выпускают, икра закладываеися, работа по водным ресурсами, очистка, каналы для рыбы, Инфраструктура портов, траулеры строятся, логистика совершенно другая, научные экспедиции, огромный блок.
Любезный Командер, есть еще несколько вопросов к импортозамещению, производить научились конечно, но например в птицеводстве, да и в тех же аквакультурах, доля зарубежных материалов (корма/яйца/икра/оборудование/консалтинг) крайне высокая, другими словами оно все импортное. Т.е. следующий этап по идее должен состоять в том, чтобы повысить долю собственных разработок в агротехе, чтобы были предприятия полного цикла. Сейчас, когда в отрасли в принципе есть деньги и есть инвестиции, мне кажется это лишь вопрос времени. Ну конечно не сразу, но думаю лет за 5, что-то уже должно заметно поменяться.
Я думаю в этом смысле государство имеет правильный расчет. За счёт поддержки вырос внутренний конечный производитель. Этот производитель в массе генерирует спрос на " расходники" сервис корма упаковку и т.п.
Дальше уже чисто рынок и стоимость логистики должны затаскивать этих производителей внутрь страны. Нам же сейчас не так интересна форма собственности как наличие мощностей и наполнение рынка.
По этой схеме автопром работает