Кибернетика для медиков: как пандемия помогла абитуриентам определиться с профессией

отметили
10
человек
в архиве
Кибернетика для медиков: как пандемия помогла абитуриентам определиться с профессией

Обеспечение медучреждений квалифицированными кадрами — одна из первостепенных задач нацпроекта «Здравоохранение». Прием документов в российские вузы завершится через две недели, однако уже сейчас становится ясно, что после пандемии желающих связать свою жизнь с медициной стало существенно больше. Как рассказывают представители университетов, распространение инфекции не только не отпугнуло абитуриентов, но и помогло им сделать осознанный выбор профессии. Более того, некоторые из них решили изучать именно инфекционные заболевания, борьбу с которыми, кстати, планируется выделить в самостоятельный федеральный проект. Какие специальности стали особенно популярными у абитуриентов на фоне пандемии и что такое медицинская кибернетика, разбирался портал «Будущее России. Национальные проекты».

Волонтеры и студенты

Медицинские вузы по всей стране в эту приемную кампанию отмечают увеличение числа абитуриентов по разным направлениям. Один только Сибирский медуниверситет, единственный за Уралом опорный вуз Минздрава РФ, получил за приемную кампанию 10 тыс. заявлений от абитуриентов — на 2 тыс. больше, чем в прошлом году.

В основном, конечно, многие выбирают высокооплачиваемые специальности, но есть и те, кто после безвозмездной работы в больницах в период пандемии решил навсегда связать свою жизнь с врачебным делом вне зависимости от размера гонорара. На базе Ростовского государственного медицинского университета, например, все еще продолжает действовать волонтерский штаб. Он состоит из студентов и ординаторов университета, которые оказывали помощь будущим коллегам во время острой фазы пандемии.

Как рассказала абитуриентка Астраханского государственного медицинского университета Марьям Муртазина, которая будет учиться по направлению инфекционных болезней и эпидемиологии, изначально она планировала пойти в другую сферу, но решение поменяла в последний момент: «У меня семья стоматологов, и я знала, что тоже им стану, но передумала в последнюю минуту. Можно сказать, что променяла большие деньги на пользу для общества: пандемия показала, что угроза может прийти откуда угодно. Решила так: пусть родители лечат зубы, а я буду лечить родителей».

Именно в роли волонтера ощутила специальность на практике Асият Ахмедова — она окончила шестой курс лечебного факультета Дагестанского государственного медицинского университета, а с апреля почти два месяца работала в «красной» зоне Республиканской больницы восстановительного лечения и Республиканской клинической больницы. В этом году девушка поступает в ординатуру по специальности «хирургия».

«За время работы я получила колоссальный профессиональный опыт. Изначально мы были закреплены за врачами со стажем, учились у них. Я никогда не жалела, что пошла учиться медицине, всегда хотела стать хирургом, и теперь очередной раз убедилась в важности профессии врача. Было приятно просто помогать людям, видеть их благодарные лица: даже если бы за это не платили, я все равно пошла бы работать», — делится Асият.

Именно студенты, ординаторы и сотрудники Дагестанского госуниверситета, медицинского и технического университетов помогали врачам региона справиться с большим количеством поступающих в больницы пациентов с коронавирусом. А ситуация в регионе была одной из самых сложных в стране — не хватало врачей, коек, лекарств.

«Для того чтобы быть волонтером, не нужно иметь какое-то специальное образование или навыки, главное — доброе сердце и желание помогать людям», — уверен студент направления «биотехнические и медицинские аппараты и системы» технического университета Магомедкамиль Омаров, который был добровольцем в 1-й городской больнице Махачкалы.

Ответ вузов на запросы общества

Кстати, Дагестанский медуниверситет на 15% увеличил прием абитуриентов-«целевиков» в ординатуру, чтобы помочь региону в подготовке профессиональных медицинских кадров.

Такой же возможностью, как рассказал порталу ректор Тихоокеанского государственного медицинского университета Минздрава России — ведущего инновационного и образовательного центра Дальнего Востока — Валентин Шуматов, воспользовался и его вуз: на бюджетные места в ординатуру дополнительно примут эпидемиологов и врачей скорой помощи.

«Показатель (целевого набора. — Прим. ред.) у нас каждый год увеличивается, а это значит, приходят ребята с территорий, от лечебных учреждений, и они уже знают, где будут работать после выпуска», — отметил он.

В Астраханском государственном медицинского университете, как сообщила порталу ректор вуза Ольга Башкина, увеличили число целевых мест для инфекционистов и потенциальных сотрудников скорой медицинской помощи. «Еще в марте мы ввели образовательный цикл, он называется непрерывным, и его прошли более 5,5 тыс. человек (в прошлом году — 36). С четвертого курса наши студенты имеют право работать средним медицинским персоналом — этот курс прошли около 4 тыс. человек», — пояснила Башкина.

В Рязанском медуниверситете, где более чем на 65% увеличилось количество заявлений желающих обучаться специальностям «инфекционные болезни» и «эпидемиология», отмечают приток иностранных студентов. В рамках приема иностранных граждан по программам ординатуры число заявлений увеличилось на 20%, а количество стран, из которых поступают, — с 11 до 19.

В Самарском государственном медуниверситете также отмечают, что среди поступающих есть абитуриенты из стран ближнего зарубежья, а также из Вьетнама, Йемена, Эквадора, Египта, Колумбии.

«Мы видим, что ситуация с COVID-19 заставила по-другому смотреть на профессию врача, повысила ее значимость в сложное время», — подчеркнул ректор самарского вуза Александр Колсанов.

Новые условия и новые программы

Но не только на популярность профессии врача оказала влияние пандемия: сам ход обучения, требования к квалификации успели измениться. Так, в Астраханском медуниверситете вопросы и задания на тему коронавируса внесли в итоговую аттестацию. А в крупнейшем вузе на Урале — Уральском федеральном университете — в этом году открыли программу «медицинская кибернетика». Уже во время обучения студентам предстоит заняться разработкой программ, которые облегчат жизнь медикам и пациентам.

«Подготовка врачей-кибернетиков — специалистов в области цифровой медицины и анализа биомедицинских данных — сегодня актуальна как никогда, на этом направлении мы добавили бюджетные места благодаря дополнительным контрольным цифрам приема и рассчитываем, что на первый курс поступят порядка 15 абитуриентов», — рассказали в вузе.

По словам проректора Северного Арктического федерального университета (Архангельск) по образовательной деятельности Людмилы Морозовой, в этом вузе для всех специальностей существовала компетенция, связанная с безопасностью жизнедеятельности, а в связи с пандемией программу обновили.

«В рабочей программе дисциплины „безопасность жизнедеятельности“ актуализировано содержание: более подробно рассматривается действие разнообразных болезнетворных микроорганизмов, которые в состоянии вызвать массовые заболевания и привести к гибели, особенности мероприятий, которые могут предотвратить их распространение. У естественно-научных направлений подготовки актуализировано содержание дисциплины „биобезопасность“, — пояснила Морозова.

Как рассказал порталу проректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) по воспитательной работе и приему Александр Бабич, в этом году абитуриенты проявляют особенный интерес к программам специальностей „лечебное дело“, где обучают и профессии инфекциониста, и „биология“, где учащиеся исследуют в том числе коронавирусы.

»У нас примерно на 20% больше (поступающих. — Прим. ред.) на эти направления, чем в прошлом году", — уточнил он.

Связанные с медициной направления подготовки пользуются популярностью не только в профильных вузах. Проректор по довузовскому и дополнительному профессиональному образованию Кубанского государственного университета Семен Кустов рассказал, что растет число заявлений абитуриентов по специальностям, связанным с информационными технологиями.

Важность технических направлений подготовки в сложившейся ситуации отметил и ректор Дагестанского государственного технического университета Нурмагомед Суракатов. На факультете радиоэлектроники, телекоммуникаций и мультимедийных технологий вуза готовят специалистов по направлению «биотехнические системы и технологии» — инженеров по проектированию, эксплуатации и ремонту лечебной и диагностической аппаратуры.

В непосредственном контакте

Хотя за время карантина и других связанных с пандемией ограничений большинство пусть и с трудом, но привыкло к «удаленке», такой способ организации работы остается не особенно удобным для врачей. И вузы, тщательно взвешивая все за и против, предлагают свои решения.

В Тихоокеанском медуниверситете, как рассказал Валентин Шуматов, создали несколько студий звукозаписи — там лекторы начитывают учебные материалы. Уже накопилось около тысячи лекций, часть из них планируют оставить в программе обучения.

«Программы обучения, связанные с медицинскими специальностями, традиционно проходят в СПбГУ очно. Если будет благоприятная обстановка, то планируется начать обучение в СПбГУ уже с 1 сентября при соблюдении всех требований, в частности ношения масок, а если власти и Роспотребнадзор примут решение о том, что это небезопасно, то мы готовы к дистанционному формату», — рассказал порталу Александр Бабич.

В Рязанском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова планируют начать с 1 сентября очное обучение, как и в Казанском федеральном университете и Самарском государственном медицинском университете. А вот граждане иностранных государств, которые не смогут пересечь границу, продолжат учиться в дистанционном формате. В Кабардино-Балкарском госуниверситете подчеркивают, что образовательные программы по медицинским специальностям невозможно полностью реализовать дистанционно, при этом возможна отработка учебных материалов с использованием виртуальных лабораторий и симуляторов.

Ректор Ростовского государственного медицинского университета, где в этом году наиболее популярными стали направления «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология», Сергей Шлык также считает, что обучение в медицинском вузе достаточно специфично. При этом он отмечает, что, согласно анонимному опросу, проведенному среди студентов в мае, большинство проголосовало за частичный переход на дистанционное обучение.

«Кроме того, можно совмещать учебу и работу, что актуально для старших курсов и магистратуры», — считает ректор Северо-Осетинского государственного университета Алан Огоев.

Читайте также:

Отпуск в «красной» зоне: истории медиков, уехавших в родные города, чтобы спасать людей

Лучшая работа в мире: выпускница ординатуры об учебе, слезах, приметах и мечте врача

Академик Малеев: хочу уже переболеть коронавирусом, чтобы чувствовать себя спокойно

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 20 Августа 2020
проблема (3)
Комментарии участников:
truth
0
truth, 20 Августа 2020 , url

Условия приема в волонтеры : 

  • Устроиться добровольцем можно с 14 лет при условии: что деятельность не будет мешать учебе.
  • С 18 лет ограничений нет.
  • До 14 лет осуществлять деятельность возможно только с официального разрешения родителей.
  • Сколько времени уделять и где, на каких мероприятиях работать, человек имеет право выбирать сам.
  • Оплата от государства или благотворительной организации не предполагается.
  • Трудовой договор не заключается,
  •  Трудовой стаж не идет.
  • Вступивший в ряды добровольных помощников может получить волонтерскую книжку, в которой будут отмечены все события и дела, в которых он принимал участие.
  • Отсутствие определённого типа заболеваний 
  • Соответствие требованиям ст. 351.1 ТК РФ.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать